Rambler's Top100 Проект" Наука"

Проект «Наука».


1. Количество подводных аппаратов проекта: нет


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Не реализован


4. История проекта:


В 1963 г. в США была принята На­циональная программа океанографи­ческих исследований, включавшая 10-летний план ВМС, предусматри­вавший, в частности, создание обита­емых исследовательских глубоковод­ных технических средств для глубин до 6000 м.

В Советском Союзе такой развер­нутой государственной программы еще не было, и необходимость созда­ния подводных технических средств освоения океана осознавалась лишь узким кругом специалистов в области подводного кораблестроения, океано­логии, гидрографии, рыбного хозяй­ства и аварийно-спасательного дела.

Летом 1961 г. судьба свела двух мо­лодых инженеров-механиков ЦКБ-18 - Е.Н. Шанихина и И.Н. Сахалова - с учеными-океанографами Л.А. Зенкевичем и Н.А. Скрягиным, которые предложили разработать силами специа­листов ЦКБ-18 проект глубоководно­го научно-исследовательского судна, подобного «Северянке», но обеспечи­вающего проведение работ, как в тол­ще воды, так и на дне, с охватом мак­симально возможной его площади.

У руководства бюро эта идея под­держки не нашла. Однако комитет комсомола, совет молодых специали­стов и совет НТО поддержали иници­ативу молодых инженеров, и в общественном КБ, которым руководил главный конструктор подводных ло­док А.С. Кассациер, была создана бригада по разработке проекта, полу­чившего наименование «Наука». Ру­ководителем ее избрали Е.Н. Шанихина как од­ного из инициаторов проекта. В бри­гаду вошли молодые конструкторы различных специализаций, всего око­ло 20 человек.

В отличие от принятой за рубежом практики освоения океана, была поставлена фантастическая по тем временам задачу: создать иссле­довательскую подводную лодку с глубиной погружения 4000—5000 м для проведения длительных научно-исследовательских работ в районах, уда­ленных от мест базирования. Необходимо было доставить в оперативный район на указанную глубину научную экспедицию с исследовательской ап­паратурой, чтобы проводить визуаль­ные и инструментальные наблюдения и отбор проб воды и грунта, обеспе­чить перемещение над грунтом с точ­ной фиксацией географических коор­динат, всплытие на поверхность и возвращение к месту базирования.

Проекту отдавались долгие вечера споров и бдений с логарифмически­ми линейками над расчетами и черте­жами. Однако одного энтузиазма бы­ло мало, не хватало знаний и опыта. Ведь нужно было спроектировать но­вое судно, не имевшее отечественных аналогов. А заимствовать из опыта подводного кораблестроения можно было лишь общие принципы проек­тирования, нужны были принципи­ально новые для отечественного судо­строения технические решения и ме­тоды расчетов.

Прежде всего, необходимо было спроектировать основной корпус, вы­держивающий в 10 раз более высокое забортное давление. Существующие корпусные стали и вновь созданные сплавы не обеспечивали по своим прочностным характеристикам необ­ходимую положительную плавучесть цилиндрической оболочки, подкреп­ленной шпангоутами. Решили было применить легковесный заполнитель объемов плавучести - бензин, но он взрывоопасен. Остановились на па­рафине.

Следующий вопрос - обжатие ос­новного корпуса, легковесного за­полнителя и забортной воды при по­гружении и их расширение при всплытии. Расчеты показали необходимость водяной уравнительной сис­темы. Но давление воды на приеме составляло 400—500 атмосфер, и для откачки необходимы были насосы с еще большим напором. Готовых на­сосов и запорной арматуры нет. Зна­чит, нужна новая разработка.

Далее, для подводного маневриро­вания у грунта необходим движительно-рулевой комплекс, эффективный на малых скоростях хода, ибо на большой скорости ничего не уви­дишь. Значит, нужна разработка ак­тивных рулей - подруливающих устройств, как вертикальных, так и горизонтальных. А поскольку валом через основной корпус не пройдешь (нет дейдвудных сальников на давле­ние 400-500 атмосфер), нужна новая разработка забортных погружных электродвигателей.

Для питания электродвигателей необходима энергетическая установ­ка. По тем временам безальтернатив­ной оказалась аккумуляторная бата­рея с дизель-генератором для ее пере­зарядки на поверхности. Но эта гро­моздкая тепло- и газовыделяющая установка значительной энергоемкости потребует в основном корпусе боль­ших объемов для размещения и об­служивания. Решили вынести акку­муляторную батарею в межбортное пространство, разместив в контейне­рах с электроизолирующей жидко­стью. Опять новые разработки!

И так - за что ни возьмись. Специ­алисты утверждали - сделать можно, но готового нет, будь то иллюминато­ры или кабельные вводы в основной корпус, станция звукоподводной свя­зи или забортные светильники, гид­ролокатор или «механические руки» (манипуляторные устройства), уст­ройства системы автоматического уп­равления или телевизионные камеры, механизмы системы воздуха высокого давления или системы гидравлики, устройства аварийного всплытия или системы жизнеобеспечения экипажа. И уйти от перечисленных проблем не было возможности из-за большого за­бортного давления.

В ходе проектирования рассмотре­ли четыре варианта судна: два - из ти­танового сплава для глубин 4000 и 5000 м, и два - из стали, для глубин 3000 и 4000 м.

Решить все возникшие при проек­тировании проблемы силами только специалистов бюро не представля­лось возможным. Консультации с представителями НИИ отрасли показали необходимость проведения большого объема научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ.

Проект был завершен к концу 1962 г. 22 марта 1963 г. его одобрила общест­венная кораблестроительная секция ЦКБ-18, рекомендовавшая руковод­ству бюро «представить проект на рас­смотрение в Госкомитет по судострое­нию, а также включить в план бюро дальнейшую его разработку».

10 мая 1963 г. проект рассмотрело и одобрило бюро секции подводных ис­следований Океанографической ко­миссии АН СССР, куда входил контр-­адмирал М.А. Рудницкий. Океаногра­фической комиссии было поручено определить круг научных организаций, заинтересованных в строитель­стве судна с глубиной погружения 5000 м, и наметить перечень научных приборов для этого судна.

Председатель комиссии в своем за­ключении отметил: «Своевремен­ность и острота постановки вопроса освоения океанских глубин определя­ется и тем, что политический раздел океана - дело недалекого будущего, и его эксплуатация в значительной сте­пени определит и формы политиче­ского размежевания».

6 июня 1963 г. президиум НТС решил начинать ра­боты по глубоководной тематике в плановом порядке (начать предлагалось с предэскизного проекта экспериментальной лодки на 2000 м). Этого требовала объек­тивная действительность, хотя гото­вить промышленность к новому по­вороту необходимо было значительно раньше. Однако предполагаемые за­казчики еще не определились с тех­ническими требованиями по средст­вам изучения и освоения глубин оке­ана.

А проект «Наука» по указанию пер­вого отдела управления Госкомитета был засекречен и лег на полки закры­того архива. Тем не менее, его значе­ние трудно переоценить. Им впервые в стране была показана принципиаль­ная возможность создания отечест­венных глубоководных средств освое­ния океана.

И что характерно для того периода потепления внутриполитического климата, этот прорыв был сделан по общественной инициативе. Руковод­ство ЦКБ-18 занимало выжидатель­ную позицию и только по рекоменда­ции кораблестроительной секции НТС бюро, после рассмотрения про­екта в Океанографической комиссии, сообщило в Госкомитет о разработке проекта «Наука».

Та же общественность в ноябре 1963 г. обратилась к председателю Госкомитета с просьбой поощрить ряд сотрудников бюро за работу по теме «Наука», однако все ограничилось грамотой Ленинградского областного правления научно-техническго общества судостроительной промышленности им. академика А.Н. Крылова. Но дело бригады энтузиастов не пропало даром!

Именно с ее подачи 6 июня 1963 г. решением президиума Научно-технического совета Государствен­ного комитета по судостроению бы­ла открыта новая страница в слав­ной истории отечественного под­водного кораблестроения - создание глубоководных (свыше 1000 м) обитаемых технических средств освоения Мирового океана, получившая с легкой руки председателя Госкомитета Бориса Евстафьевича Бутоны название «Глубоководная тематика».


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


Наименование характеристик            Вар. 1              Вар. 2              Вар. 3              Вар. 4

Рабочая глубина погружения, м           4000                 5000                 3000                 4000

% охвата площади океанского дна      50                    80                    25                    50

Водоизмещение нормальное, т            374                  600                  374                  600

Длина наибольшая, м                          25,25                37,0                 25,25                37,0

Ширина наибольшая, м                        5,0                   5,6                   5,0                   5,6

Высота наибольшая, м                        5,6                   6,0                   5,6                   6,0

Скорость подводная, макс., уз            6                      7,5                   6                      7,5

Дальность плавания, мили                   50                    30                    50                    30

Скорость вертикальная, уз                   0,3                   0,3                   0,3                   0,3

Дальность плавания (3 уз), мили          75                    50                    75                    50

Автономность общая, сут.                   10                    10                    10                    10

T непр. пребывания под водой, ч         20                    20                    20                    20

Экипаж (с НТП), чел.                           8                      10                    8                      10

Вес оборудования, т                            3                      3                      3                      3

Материал корпуса                      Титан.          Титан.          Низко-          Низко-

сплав               сплав               легиров.           легиров.

сталь               сталь

7. Источники:


- Е.Н. Шанихин «Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)», ООО «Восточный горизонт», Москва, 2003г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004