Проект «Наука».
1.
Количество подводных аппаратов проекта: нет
2.
Изображение проекта:
3.
Состав проекта:
Не реализован
4. История проекта:
В 1963 г. в США была принята Национальная
программа океанографических исследований, включавшая 10-летний план ВМС,
предусматривавший, в частности, создание обитаемых исследовательских
глубоководных технических средств для глубин до 6000
м.
В Советском Союзе такой развернутой
государственной программы еще не было, и необходимость создания подводных
технических средств освоения океана осознавалась лишь узким кругом специалистов
в области подводного кораблестроения, океанологии, гидрографии, рыбного хозяйства
и аварийно-спасательного дела.
Летом 1961 г.
судьба свела двух молодых инженеров-механиков ЦКБ-18 - Е.Н. Шанихина и И.Н. Сахалова - с
учеными-океанографами Л.А. Зенкевичем и Н.А. Скрягиным, которые предложили
разработать силами специалистов ЦКБ-18 проект глубоководного
научно-исследовательского судна, подобного «Северянке»,
но обеспечивающего проведение работ, как в толще воды, так и на дне, с
охватом максимально возможной его площади.
У руководства бюро эта идея поддержки
не нашла. Однако комитет комсомола, совет молодых специалистов и совет НТО
поддержали инициативу молодых инженеров, и в общественном КБ, которым
руководил главный конструктор подводных лодок А.С. Кассациер,
была создана бригада по разработке проекта, получившего наименование «Наука». Руководителем ее избрали Е.Н.
Шанихина как одного из инициаторов проекта. В бригаду
вошли молодые конструкторы различных специализаций, всего около 20 человек.
В отличие от принятой за рубежом
практики освоения океана, была поставлена фантастическая по тем временам
задачу: создать исследовательскую подводную лодку с глубиной погружения
4000—5000 м для проведения длительных научно-исследовательских работ в районах,
удаленных от мест базирования. Необходимо было доставить в оперативный район
на указанную глубину научную экспедицию с исследовательской аппаратурой, чтобы
проводить визуальные и инструментальные наблюдения и отбор проб воды и грунта,
обеспечить перемещение над грунтом с точной фиксацией географических координат,
всплытие на поверхность и возвращение к месту базирования.
Проекту отдавались долгие вечера
споров и бдений с логарифмическими линейками над расчетами и чертежами.
Однако одного энтузиазма было мало, не хватало знаний и опыта. Ведь нужно было
спроектировать новое судно, не имевшее отечественных аналогов. А заимствовать
из опыта подводного кораблестроения можно было лишь общие принципы проектирования,
нужны были принципиально новые для отечественного судостроения технические решения
и методы расчетов.
Прежде всего, необходимо было
спроектировать основной корпус, выдерживающий в 10 раз более высокое забортное
давление. Существующие корпусные стали и вновь созданные сплавы не обеспечивали
по своим прочностным характеристикам необходимую положительную плавучесть
цилиндрической оболочки, подкрепленной шпангоутами. Решили
было применить легковесный заполнитель объемов плавучести - бензин, но он
взрывоопасен. Остановились на парафине.
Следующий вопрос - обжатие основного
корпуса, легковесного заполнителя и забортной воды при погружении и их
расширение при всплытии. Расчеты показали необходимость водяной уравнительной
системы. Но давление воды на приеме составляло 400—500 атмосфер, и для откачки
необходимы были насосы с еще большим напором. Готовых насосов и запорной
арматуры нет. Значит, нужна новая разработка.
Далее, для подводного маневрирования
у грунта необходим движительно-рулевой комплекс, эффективный на малых скоростях
хода, ибо на большой скорости ничего не увидишь. Значит, нужна разработка активных
рулей - подруливающих устройств, как вертикальных, так и горизонтальных. А
поскольку валом через основной корпус не пройдешь (нет дейдвудных сальников на
давление 400-500 атмосфер), нужна новая разработка забортных погружных электродвигателей.
Для питания электродвигателей
необходима энергетическая установка. По тем временам безальтернативной
оказалась аккумуляторная батарея с дизель-генератором
для ее перезарядки на поверхности. Но эта громоздкая тепло-
и газовыделяющая установка значительной энергоемкости
потребует в основном корпусе больших объемов для размещения и обслуживания.
Решили вынести аккумуляторную батарею в межбортное
пространство, разместив в контейнерах с электроизолирующей жидкостью. Опять
новые разработки!
И так - за что ни возьмись. Специалисты
утверждали - сделать можно, но готового нет, будь то иллюминаторы или
кабельные вводы в основной корпус, станция звукоподводной связи или забортные
светильники, гидролокатор или «механические руки» (манипуляторные устройства),
устройства системы автоматического управления или телевизионные камеры,
механизмы системы воздуха высокого давления или системы гидравлики, устройства
аварийного всплытия или системы жизнеобеспечения экипажа. И уйти от перечисленных
проблем не было возможности из-за большого забортного давления.
В ходе проектирования рассмотрели
четыре варианта судна: два - из титанового сплава для глубин 4000 и 5000 м, и
два - из стали, для глубин
3000 и 4000 м.
Решить все возникшие при проектировании
проблемы силами только специалистов бюро не представлялось возможным.
Консультации с представителями НИИ отрасли показали необходимость проведения
большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Проект был завершен к концу 1962 г.
22 марта 1963 г. его одобрила общественная кораблестроительная секция ЦКБ-18,
рекомендовавшая руководству бюро «представить проект на рассмотрение в
Госкомитет по судостроению, а также включить в план бюро дальнейшую его
разработку».
10 мая 1963 г. проект рассмотрело и
одобрило бюро секции подводных исследований Океанографической комиссии АН
СССР, куда входил контр-адмирал М.А. Рудницкий.
Океанографической комиссии было поручено определить круг научных организаций,
заинтересованных в строительстве судна с глубиной погружения 5000 м, и
наметить перечень научных приборов для этого судна.
Председатель комиссии в своем заключении
отметил: «Своевременность и острота постановки вопроса освоения океанских
глубин определяется и тем, что политический раздел океана - дело недалекого
будущего, и его эксплуатация в значительной степени определит и формы политического
размежевания».
6 июня 1963 г. президиум НТС решил
начинать работы по глубоководной тематике в плановом порядке (начать предлагалось
с предэскизного проекта экспериментальной лодки на
2000 м). Этого требовала объективная действительность, хотя готовить
промышленность к новому повороту необходимо было значительно раньше. Однако
предполагаемые заказчики еще не определились с техническими требованиями по
средствам изучения и освоения глубин океана.
А проект «Наука» по указанию первого отдела управления Госкомитета был
засекречен и лег на полки закрытого архива. Тем не менее, его значение трудно
переоценить. Им впервые в стране была показана принципиальная возможность
создания отечественных глубоководных средств освоения океана.
И что характерно для того периода
потепления внутриполитического климата, этот прорыв был сделан по общественной
инициативе. Руководство ЦКБ-18 занимало выжидательную позицию и только по
рекомендации кораблестроительной секции НТС бюро, после рассмотрения проекта
в Океанографической комиссии, сообщило в Госкомитет о разработке проекта «Наука».
Та же общественность в ноябре 1963
г. обратилась к председателю Госкомитета с просьбой поощрить ряд сотрудников
бюро за работу по теме «Наука», однако все ограничилось грамотой Ленинградского
областного правления научно-техническго общества
судостроительной промышленности им. академика
А.Н. Крылова. Но дело бригады энтузиастов не пропало даром!
Именно с ее подачи 6 июня 1963 г. решением президиума Научно-технического совета Государственного комитета по судостроению была открыта новая страница в славной истории отечественного подводного кораблестроения - создание глубоководных (свыше 1000 м) обитаемых технических средств освоения Мирового океана, получившая с легкой руки председателя Госкомитета Бориса Евстафьевича Бутоны название «Глубоководная тематика».
5.
Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
Наименование
характеристик Вар.
1 Вар. 2 Вар. 3 Вар. 4
Рабочая
глубина погружения, м 4000 5000 3000 4000
% охвата площади океанского дна 50 80 25 50
Водоизмещение
нормальное, т 374 600 374 600
Длина
наибольшая, м 25,25 37,0 25,25 37,0
Ширина
наибольшая, м 5,0 5,6 5,0 5,6
Высота
наибольшая, м 5,6 6,0 5,6 6,0
Скорость
подводная, макс., уз 6 7,5 6 7,5
Дальность плавания, мили 50 30 50 30
Скорость
вертикальная, уз 0,3 0,3 0,3 0,3
Дальность плавания (3 уз), мили 75 50 75 50
Автономность
общая, сут. 10 10 10 10
T непр. пребывания под водой, ч 20 20 20 20
Экипаж (с НТП), чел. 8 10 8 10
Вес оборудования, т 3 3 3 3
Материал корпуса Титан. Титан. Низко- Низко-
сплав сплав легиров. легиров.
сталь сталь
7. Источники:
Возврат на Главную страницу
сайта «Штурм Глубины»