Rambler's Top100 Подводная лодка С-158. Проект 613, 644, 644-7

С-158
проект 613, 644, 644-7



фотография:

Подводная лодка С-158

ПЛ С-158 проекта 644-7. Балаклава. 1978 год.
Фотография Серикова А.




историческая справка:


1952 год 19 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ как средняя торпедная подводная лодка;

1952 год 23 декабря
Заложена на эллинге ССЗ № 112 "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький. Входила в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1953 год 16 мая
Спущена на воду;

1953 год лето
Переведена вниз по Волге и Каспию в г.Баку для прохождения сдаточных испытаний. Подчинена командованию 85-й БрУСК ККФл;

1953 год 31 декабря
Вступила в строй;

1954 год 7 января
Включена в состав ККФл. Вошла в состав 85-й БрУСК ККФл;

1958 год 14 октября - 1960 год 31 августа
На ССЗ № 112 прошла модернизацию и перевооружение по проекту 644;

1960 год 20 декабря
Отнесена к проекту 644;

1961 год осень
Переведена по внутренним водным системам из г.Баку в г.Северодвинск;

1961 год 30 октября
Перечислена в состав СФ. Зачислена в состав 212-й БрПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на губу Сайда;

1962 год
Перебазрована в г.Северодвинск. Переформирована в состав 17-й БрПЛ (17-й ОДнРПЛ) БелВМБ;

1962 год
Для проведения испытаний комплекса П-7 переоборудована по проекту 644-7 таким образом, чтобы из нее можно было стрелять как ракетами П-7, так и ракетами П-5Д. ПЛ получила унифицированную ПУС "Старт", вырабатывавшую данные для стрельбы КР П-7 и П-5Д. Предположительно переоборудование производилось на заводе №402 в г.Северодвинск;

1962 год октябрь - 1963 год
Проведен этап совместных летных испытаний ракет П-7 в объеме 11 пусков в Белом море. Проводились совместные РС П-5, П-5Д и П-7 по БП "Чижа". Испытания в целом прошли успешно;

1963 год
Переформрована в состав 203-й БрРПЛ БелВМБ с прежним местом базирования;

1964 год ноябрь
Проведено два успешных пуска в ходе контрольных испытаний;

1965 год июль
Участвовала в морском параде в честь дня ВМФ на Северной Двине;

1965 год август
На различных этапах испытаний было проведено 23 пуска ракет П-7;

1966 год июль
Участвовала в морском параде в честь дня ВМФ на Северной Двине;

1967 год 29 сентября
Переведена на Черное море и перечислена в состав КЧФ. Вошла в состав 155-й Констанцской ордена Ушакова I степени БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Балаклаву;

1968 год - 1969 год
Прошла ремонт;

1970 год
ПЛ С-158 (командир - А. Касьянов) и ПЛ С-164 (командир - И. Рябинин) завоевали призы командующего ЧФ и ГК ВМФ по стрельбе крылатыми ракетами;

1971 год
Во время проведения КШУ "Юг" ПЛ С-158 (командир - А. Касьянов) и ПЛ С-69 (командир - Б. Царёв) после выхода их из базы были развёрнуты в районы боевого патрулирования;

1971 год
Награждена Переходящим Красным знаменем Военного совета ЧФ;

1973 год
Признана лучшей ракетной ПЛ на флоте. Получила звание "Отличная";

1973 год
Награждена Переходящим Красным знаменем Военного совета ЧФ;

1974 год
Отстояла в боевом дежурстве (БД) 201 сутки. Ей же принадлежит рекорд непрерывного нахождения в БД - 5 месяцев в этом же году;

1976 год
Выполнила инспекторскую ракетную стрельбу. Предположительно на этих учениях ракета с ПЛ (командир - Павлов А.Н.) попала точно в мишень-щит;

1976 год
На летних учениях флота провела успешную торпедную атаку (командир - Павлов А.Н.) на противолодочный крейсер, на борту которого находились военные наблюдатели из дружественных СССР стран и командующий КЧФ Ховрин Н.И.;

1980 год
Завоевала Приз ГК ВМФ по ракетной стрельбе;

1981 год 4 декабря
ПЛ стояла у причала №6 порта Сухуми. По плану отхода суть маневрирования заключалась в следующем: при заведенных носовых швартовных концах и работая электромоторами враздрай, отбросить корму от причала на 25°-30°, затем отдать носовые концы и отходить назад на безопасное место для последующего разворота, скорость течения у причала достигала 1 узла (300°), отмечалась полная ночная видимость, волнение моря - 1 балл, сила ветра (90°) не превышала 5 м/сек. Фактически, командир лодки отбросил корму только на 10°-15° в 5 часов 9 минут утра. Были отданы носовые швартовные концы и начато движение назад. Старпом и штурман доложили командиру, что корма отброшена недостаточно и до изобаты 5 м остается около 65 метров. Командир не реагировал и лодка продолжала идти под левым электромотором в положении "малый ход назад". Через две минуты командир дал команду: "правый мотор - вперед! левый мотор - средний ход назад!" Однако корма ПЛ вправо не пошла и в 5 часов 13 минут старпом и штурман вновь доложили командиру лодки об опасном сносе на изобату 5 метров. Однако командир вновь не принял никаких решительных мер и через пять минут ПЛ, имея небольшую инерцию заднего хода плавно коснулась илистого грунта килем в районе 80-84 шпангоутов. В 5 часов 18 минут, в момент посадки на мель, командир корабля (в нарушение "Инструкции по использованию средств движения") попытался сняться с мели и дал "самый полный" ход вперед. От перегрузки по току сработала защита батарейных автоматов. Погас свет. Моторы остановились. Из второго и четвертого отсеков поступили доклады: "Горит аккумуляторная батарея, дым из ямы!". На ПЛ сыграли аварийную тревогу. В аккумуляторные ямы снарядили разведчика - штурманского электрика мичмана А.Абакумова. Его страховал старшина команды трюмных мичман В.Сиденко. Обе ямы оказались сильно задымлены. Личный состав аварийных отсеков вывели на надстройку. В центральном посту остались несколько человек. По приказанию они дали огнегаситель системы пожаротушения ЛОХ в аккумуляторные ямы (противопожарная система система ЛОХ былаа применена на КЧФ впервые). ПЛ прочно сидела на песчаном языке, развернутая носом в море. Аккумуляторные отсеки были загазованы фреоном, о котором знали только то, что он смертельно опасен для человека. На всякий случай весь экипаж вывели на надстройку. Семафором вызвали стоящий в охранении тральщик. Он сдернул ПЛ с мели и поставил к пирсу. После вскрытия и осмотра аккумуляторной батареи обнаружили оплавление шин и борн на восьми баках в первой яме и на шести баках - во второй яме. В течение суток неисправности в аккумуляторных ямах устранили - выручил Сухумский НИИ, в интересах которого ПЛ обеспечивала испытания: дал несколько аккумуляторов и соединительных шин для батареи;

1982 год 9 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1982 год 1 октября
Расформирована и впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.



командиры (в/ч 13072):

1. Соколовский И. (195?-1961-1962-196?)
2. Крестовский О.А. (196?-1967-1968-1969?)
3. Касьянов А.А. (1969?-1970-1975-1976?)
4. Молодых Б. (1976?-1977-1978)
5. Гончаренко В.П. (1978-1982)



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ С-158 при выходе в море.
2. Фотография ПЛ С-158 на дне ВМФ на Северной Двине. 1965 год. (сайт "Русский Подплав").
3. Фотография ПЛ С-158 при заходе в базу. 70-е года.
4. Фотография ПЛ С-158 при стоянке в базе.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
4. Специальный выпуск ВТА "Тайфун", №6, 2008г.
5. Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота", Яуза, Эксмо, Москва, 2004г.
6. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы", ч.1.
7. Воспоминания членов экипажа.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»