Rambler's Top100 Подводная лодка С-80. Проект 613, 644

С-80
проект 613, 644




фотография:


Подводная лодка С-80




историческая справка:


1948 год 8 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1950 год 13 марта
Заложена на эллинге ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький как головная средняя подводная лодка проекта 613;

1950 год 21 октября
Спущена на воду. Входила в состав 104-го ДнСПЛ 101-й БрСК ВМФ;

1950 год октябрь - ноябрь
Переведена вниз по Волге и Каспию в г.Баку для прохождения сдаточных испытаний;

1950 год 1 ноября
Завершение перехода на сдаточную базу в г.Баку. Подчинена командованию 94-го ДнСПЛ (с 1952 - 85-я БрСПЛ) ККФл;

1950 год 31 декабря - 1951 год 26 апреля
Швартовые испытания;

1951 год 27 апреля - 28 июня
Заводские ходовые испытания;

1951 год 9 июня
Глубоководное погружение на 203 м. В наиболее «слабых», по мнению инженеров, местах установили приборы, измеряющие напряжение конструкций. Затем лодку с экипажем в отсеках «на талях» опускали на критическую глубину. Рядом в полигоне дежурили спасатели на своем судне. В случае аварии водолазы должны были прикрепить к корпусу лодки понтоны, чтобы затем поднять ее на поверхность;

1951 год 2 декабря
После окончания государственных испытаний и устранения всех выявленных дефектов был подписан приемный акт. Вступила в строй;

1952 год 6 августа
Временно включена в состав ККФ. Вошла в состав 85-й БрСПЛ ККФл. Использовалась для учебных целей;

1953 год лето

Переведена по внутренним водным системам из г.Баку в Белое море. Далее своим ходом перешла в Екатерининскую гавань г.Полярный;

1953 год 9 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 161-й (162-й ?) БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1953 год - 1955 год
Несколько раз возвращалась из г.Полярный в г.Молотовск для обеспечения испытаний в Белом море больших торпедных лодок 611 проекта;

1955 год весна - осень
Находилась в г.Молотовск для обеспечения испытаний ЭМ "Мурманск" и ЭМ "Североморск". Входила в состав 339-й БрУСРПЛ БелФл с базированием на г.Молотовск;

1955 год
В течении года дважды имело место поступление воды внутрь прочного корпуса ПЛ. При погружении из-за неисправности арматуры в трюме первого отсека и при срочном погружении из-за деформации штока привода захлопки вытяжной вентиляции;

1956 год зима - весна
Прошла ремонт на СРЗ в губе Пала, затем прошла докование в п.Роста (Мурманск);

1957 год весна
Перешла в г.Молотовск на СРЗ "Звездочка" для подготовки к переходу в г.Горький;

1957 год июнь
Перешла в г.Горький для ремонта и модернизации. Шла своим ходом по Белому морю до посёлка Повенец. Далее была поставлена в плавучий док и по старой Мариинской системе и Волге отбуксирована в доке до завода "Красное Сормово";

1957 год 1 июля - 1959 год апрель
На ССЗ "Красное Сормово" выполнены модернизационные работы по проекту 644;

1959 год лето
Переведена по Мариинской водной системе в г.Северодвинск. Вошла в состав 162-го ДнСРПЛ 339-й БрСРПЛ БелФл;

1959 год осень - 1960 год весна
Находилась на сдаточной базе завода "Красное Сормово" на ССЗ №402. Швартовные испытания и устранение неполадок в механизмах и конструкциях корабля длились до открытия навигации по Белому морю весной 1960 года;

1960 год 15 января
Окончание программы Заводских испытаний;

1960 год лето
В начале лета своим ходом перешла в Баренцево море. На пути следования в Белом море были проведены ходовые испытания двигателей надводного хода (дизелей 37Д) и главных электродвигателей подводного хода (ПГ-101). Ошвартовалась у пирса в бухте Ягельная. Вошла в состав 212-й БрПЛ 8-й ДиПЛ СФ. Позже перебазирована на Оленью Губу;

1960 год 30 июня
Отнесена к проекту 644;

1960 год лето - осень
Экипаж отрабатывал задачи и проводил многочисленные испытания и проверки. Тем не менее, в связи с недостатком времени не были выполнены два важных пункта программы: работа двух дизелей под РДП и определение остойчивости подводной лодки в штормовую погоду при волнении моря 7 баллов;

1960 год 15 декабря
Подписан приемный акт;

1961 год 25 января
Вышла в море на несколько суток для отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Для стажировки на борту находилась часть личного состава экипажа ПЛ С-164 во главе с командиром кап.3р. Николаевым В.А.;

1961 год 27 января
Последнее сообщение поступило около 00.30. По заключению комиссии по расследованию гибели ПЛ, в 01.30 С-80 затонула из-за поступления воды через шахту РДП, вследствии обмерзания поплавкового клапана. Весь экипаж (68 человек) - погиб;

1961 год 14 марта
Исключена из состава ВМФ. Прибывшая на СФ комиссия Министерства обороны под председательством маршала Советского Союза Рокоссовского К.К. не смогла однозначно назвать причины гибели лодки, сделав лишь заключение, что «…на лодке произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урагана не смог справиться». По результатам расследования был снят с должности командир БрПЛ кап.1р. Сухомлинов В.И.;

1968 год 23 июня
Обнаружена на глубине 196 м. без дифферента с креном 35-37º на правый борт в точке с координатами 70°01'23" с.ш., 36°35'22" в.д. В спускаемой наблюдательной камере с СС "Алтай", в сложных и опасных условиях, для тщательного обследования операторы произвели девять спусков продолжительностью по 2-4 часа;

1969 год 9 июня
Начало работ по подъему затонувшей ПЛ силами специально сформированной экспедиции особого назначения (ЭОН-69, в некоторых источниках указывается как ЭОН-10, хотя ЭОН с таким номером осуществляла переход на ТОФ в 1940 году) под командованием кап.1р. Минченко С.В.;

1969 год 5 июля
С помощью глубоководных гиней СПС «Карпаты» ПЛ оторвали от грунта и переместили на 60 м в сторону, где вновь положили на грунт. Все работы по заведению подъемных устройств под водой контролировались с помощью наблюдательной камеры НК-300 (20 спусков, 67 часов под водой) и глубоководной рабочей камеры РК-680 (67 спусков, 172 часа под водой);

1969 год 10 июля
При абсолютном штиле и сплошном тумане СПС "Карпаты" снялось с бочек и начало буксировку с приподнятой над грунтом С-80 со скоростью 2,5 узла. Через 38 ч. ПЛ опустили на грунт на глубине 51 м в бухте Завалишина Териберского залива для переотстропки легководолазами;

1969 год 24 июля
В 20.30 ПЛ подняли на поверхность и отбуксировали в губу Наша Териберского залива;

1969 год август
В августе на борт СПС "Карпаты" прибыла и начала работу Государственная комиссия, сформированная из высококвалифицированных специалистов ВМФ и Судпрома под председательством Героя Советского Союза вице-адм. Щедрина Г.И.;

1969 год октябрь
Расформирование ЭОН-69. По самой ПЛ комиссия сделала заключение о нецелесообразности проведения восстановительных работ. ПЛ была взорвана и разделана на металл (на базе "Главвторчермета" на м. Зелёный в Кольском заливе разделана на металл). Часть конструкций ПЛ оставлены на берегу бухты Завалишина. Там же, в районе 1-го Титовского ручья, находится неизвестное захоронение, предположительно, СПК кап.3р. Осипова В.Е. и КБЧ-2-3 кап.л-та Черничко В.П., которые в момент аварии находились в боевой рубке.




командиры (в/ч 31082):


1. Куприянов В.М. (1950-1951?)
2. Богуш В.Н. (1951?-1953?)
3. Шумаков В.П. (1953-1956)
4. Ситарчик А.Д. (12.1956-1961)
5. Николаев В.А. (1961) командир ПЛ С-164, дублер



дополнительная информация:


1. "Мартиролог подводных катастроф. 27 января 1961 г. С-80".
2. Фотография памятника погибшему экипажу ПЛ С-80. Оленья губа. 2013 год.
3. Фотографии экипажа и ПЛ С-80 с сайта Русский Подплав.



список источников:


1. Захар В.Р. "Мартиролог подводных катастроф. С-80"
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Химаныч О. "С-80. Автономка мертвых"
5. Федоров В. "Возвращение С-80";
6. ВТА "Тайфун", №3, 1998г.
7. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.
8. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных ПЛ", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
9. Колпаков Е.Ф. "Годы флотской службы".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024