Rambler's Top100 Подводная лодка К-85, Б-124. Проект 651

К-85, Б-124
проект 651



фотография:

К-85

ПЛ "К-85" проекта 651. Октябрь, 1966 год.
Фотография из архива Вольнова М.И.




историческая справка:


1961 год 25 октября
Заложена на Балтийском судостроительном заводе в г.Ленинград. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1964 год 31 января
Спущена на воду;

1964 год лето
При прохождении программы испытаний базировалась на г.Таллин (Эстонская ССР) и г.Лиепая (Латвийская ССР);

1964 год осень
Для продолжения программы испытаний переведена в доке по ББК из г.Ленинград в г.Беломорск и далее в г.Северодвинск;

1964 год 30 декабря
Вступила в строй;

1965 год 22 января
Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 35-й ДиПЛ 1-й Краснознаменной ФлПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица, Мурманская область);

1966 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Склянин И.А.) в Средиземном море (первой из ПЛ проекта 651, в течении двух месяцев). Дизеля Коломенского завода не были до конца доработаны и не приняты в эксплуатацию, на борту находился представитель завода. На четвёртый день похода на среднем дизеле порвано три шпильки крепления крышек цилиндров и весь дальнейший поход данная неисправность появлялась постоянно, несмотря на постоянный ремонт - он оказался трудоемкими, мотористы работали по сменам, но отдохнуть по-человечески не получалось. Эта ПЛ была сдана флоту с одним перископом (по проекту должно быть два, но планы завода, флота и т.д. заставили принять ПЛ под гарантийное письмо, что перископ Балтийский завод установит в текущем ремонте). По мере приближения ПЛ к Гибралтарскому проливу перископ, а именно его спектрально-визуальная система постоянно запотевала, видимость в перископ была почти нулевой. Пришлось использовать систему воздуха среднего давления с подогревом для подсушки системы. Но ситуация не улучшалась, видимость становилась все хуже и хуже. И все же было принято решение пройти через Гибралтар в Средиземное море. После форсирования пролива под корпусом попутного судна, на всплытии под РДП произошла авария. При ходе под РДП в боевой рубке на вертикальном руле нес вахту матрос Уустал (из Эстонской ССР), как всегда работала система ВСД (воздуха среднего давления) на подсушку перископа. И вдруг сильный свист выходящего воздуха высокого давления потряс центральный пост. В боевой рубке труба ВВД (воздуха высокого давления) оторвалась от баллона влагомаслоотделителя и раскрутившись вокруг оси, зацепила и покалечила рулевого-сигнальщика. Матрос Уустал от болевого шока и потери крови потерял сознание. Несмотря на все усилия врача, в условиях ПЛ матросу становилось все хуже и хуже. Командир доложил на ЦКП флота, что на борту раненый матрос, и получил приказание всплыть в точке и передать матроса на надводный корабль, что вскоре и было выполнено. ПЛ продолжила выполнять боевую задачу, следуя к Тунисскому проливу, с почти слепым перископом, который уже было нельзя сушить подогретым воздухом. Баллон влагомаслоотделителя был разорван: отлетела от него вместе с трубой его верхняя часть. Изучение места повреждения баллона указывало на то, что баллон был поставлен на ПЛ бракованным: вероятно, по нему когда-то сильно ударили и в результате образовалась микротрещина, которая в процессе эксплуатации увеличивалась и привела к разрушению баллона. Вскоре при очередном погружении на глубину (были рекомендованы глубины более 100 метров, так как море до глубин 100 м. просматривалось с самолетов) в районе боевой рубки раздался сильный щелчок - лопнула сферическая верхняя часть перископа. После доклада на ЦКП, ПЛ получила приказ прекратить выполнение задач боевой службы и следовать в базу;

1966 год октябрь
Выполнила торпедные и ракетные стрельбы;

1967 год январь - март
Находилась на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск) для модернизации дизелей, замены вышедшего из строя перископа, установки второго перископа и докового осмотра;

1967 год 9 августа - 7 ноября
Выполнила задачи боевой службы (командир - Склянин И.А.). 9 сентября в Норвежском море получила приказ оказать помощь аварийной АПЛ К-3, однако в течении дня сблизится с ней не смогла и получила приказ на продолжение действий по плану БС;

1968 год
В первой половине года проходила ремонт СРЗ-35 (п.Роста, Мурманск). Произведена замена АБ и станции "Лира", залитой во время предыдущей БС;

1968 год
Участвовала в учениях "Север";

1968 год август - ноябрь
В связи с событиями в Чехословакии в августе вышла на боевую службу в Средиземное море (93 суток) в Средиземное море. При прохождении Гибралтара в районе базы ВМС США подверглась атаке глубинными бомбами силами противолодочных кораблей США;

1969 год
Выполнила ракетные стрельбы в Белом море;

1969 год октябрь
Переформирована в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1970 год
Столкновение с рыбацким судном "Ереван";

1971 год 9 апреля - 1974 год 16 января
Прошла средний ремонт на СРЗ-35 (п.Роста, Мурманск);

1977 год 25 июля
Переименована в Б-124;

1978 год октябрь - 1979 год апрель
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.1р. Шерин В.А.) на Средиземном море. Осуществила пополнение запасов в порту г.Тартус (Сирия). 04.04.1979 успешно возвратилась на базу;

1981 год
Осуществила переход на ДКБФ вокруг Скандинавии в НП. Вошла в состав 16-й ДиПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР). Поставлена в средний ремонт на СРЗ-29 с модернизацией (включая переооборудование аккумуляторных ям, для замены последней в ВМФ СССР СЦ АБ на СК АБ);

1981 год 24 февраля
Перечислена в состав ДКБФ;

1982 год - 1983 год
Находилась в ремонте на СРЗ-29 в г.Лиепая (Латвийская ССР);

1989 год 1 ноября
Выведена из боевого состава флота, законсервирована а в г.Лиепая (Латвийская ССР) поставлена на прикол;

1990 год 1 октября
Переформирована в состав 58-й БрПЛ ДКБФ;

1990 год 31 декабря
Расконсерврована и снова введена в строй;

1993 год 30 июня
Исключена из боевого состава флота, передана ОРВИ для утилизаци и в порту г.Лиепая (Латвийская ССР) поставлена на отстой;

1994 год
При выводе российских войск оставлена в г.Лиепая (Латвия) в полузатопленном состоянии у 19 причала СРЗ Тосмаре, согласно контракта №148/8/14 СЗГВ;

1997 год
Корпус ПЛ был продан немецкой компании BMG на металл и поднят частной латвийской фирмой "Oprons shipping";

1998 год - 1999 год
Разделана на металл на СРЗ "Тосмаре".



командиры (в/ч 40621):

1. Грибков В.С. (1963-1965)
2. Склянин И.А. (1965-1970)
3. Шерин В.А. (1970-1985)
4. Малашевич Ю.М. (1985-1989)
5. Джуренко В.А. (1989-1993)



дополнительная информация:

1. Фотография корпусов ПЛ проекта 651 и 629А в г.Лиепая (Латвия). 1997 год.
2. Фотография корпусов ПЛ проекта 651 и 629А в г.Лиепая (Латвия) с другого ракурса. 1997 год.



источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация из сборника статей Власова В.П. с сайта "Подводные лодки, история развития".
3. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
4. Воспоминания ветеранов-подводников.
5. Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Фотография предоставлена Вольновым М.И. (главный старшина команды управления БЧ-2 КРПЛ К-85 1963-1966 гг.)
7. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.
8. Романов М.Н. "Морской дневник помощника флагманского механика 35-й дивизии подводных лодок", 2009г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»