Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект П613

Проект П613 (NATO – “Whiskey One Cylinder”).

Модернизация ПЛ проекта 613.



1. Количество подводных лодок проекта 1.


2. Изображение проекта:


Подводная лодка. Проект П613


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 ГОРЬКИЙ: ССЗ №112 "Красное Сормово" (1)

1

 С-146

302

11.11.1956

05.11.1957

1958?

 модернезирована по пр. П613



4. История проекта:


Предпринятые при разработке проектов первых отечественных ракетных ПЛ попытки их оснащения самолеты-снаряды (С-С), созданными для использования с самолетов и наземных пусковых установок, не дали положитель­ных результатов. В 1955 г. директивными органами СССР было принято решение о разработке комплек­сов систем вооружения ПЛ с реактивными С-С, пред­назначенными для поражения наземных целей. В соответствии с этим решением в ОКБ-52 (КБ В.Н. Челомея) были развер­нуты работы по созданию ракетного комплекса "П-5". Главной отличительной особенностью комплекса был вид старта С-С - непосредственно из контейне­ра с т.п. «нулевых» (коротких) направляющих. Их дли­на не превышала длину С-С. В контейнере С-С нахо­дился со сложенными консолями крыла, которые после старта с помощью специального автомата раскрывались в полете. При этом обеспечивалась вы­сокая надежность раскрытия и фиксации крыла, а также его работоспособность, проверенная в процес­се проведения модельных и натурных испытаний.

Такие С-С, запускаемые из контейнеров подоб­но баллистическим ракетам, стартующим из ракетных шахт, стали назы­вать крылатыми ракетами.

Параллельно с разработкой КР комплекса «П-5» в ЦКБ-18, в 1955-1956 гг. велись проектные работы по переоборудованию торпедной ПЛ С-146 проекта 613 в ракетную ПЛ для испытаний этих КР (про­ект П613). Переоборудование ПЛ выполнялось на заводе «Красное Сормово» в 1956-1957 гг. В ходе его на палубе надстройки ПЛ за ограждением рубки был установлен предназначенный для хранения и пуска КР поднимающийся контейнер прочной конструкции длиной 12 м и диаметром в свету 1,65 м. Контейнер был снабжен с обоих торцов открывающими крыш­ками с уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими его герметичность. Ракета храни­лась в контейнере полностью заправленной, с БЧ и стартовыми РДТТ. Доступ к КР после ее погрузки в контейнер не требовался. Ракетная ПЛ была обору­дована аппаратурой целеуказания КР для чего на ПЛ потребовалась установка новых навигационных при­боров типа «Сила», а также корабельной системой уп­равления ракетной стрельбой и аппаратурой предстартового контроля и производства старта. На ПЛ были установлены системы и устройства, обслужи­вающие ракетное оружие, в частности гидроподъем­ник для подъема и опускания ракетного контейнера и др. Установка на ПЛ ракетного оружия была про­изведена при сохранении неизменным ПК исходной ПЛ за счет снятия с корабля запасных торпед со стеллажами, демонтажа артиллерийского вооруже­ния, перекомпоновки оборудования в носовых от­секах ПЛ и пр.

Учитывая новизну ракетного комплекса с КР, стартующими из контейнеров, которые предстояло испытывать па ПЛ проекта П613, был смонтиро­ван береговой стенд с натурными частями корпус­ных конструкций ПЛ, ракетным контейнером и пр. В 1957-1958 гг. на стенде была отработана динамика старта ракеты из контейнера, процесс автоматичес­кого раскрытия консолей крыла и пр. Стрельба КР с ПЛ предусматривалась в надводном положении при скорости хода до 8-10 уз и состоянии моря до 4-5 баллов.

Испытания ракеты комплекса «П-5» на переобо­рудованной ПЛ проводились в Белом море. Перед стар­том КР контейнер, располагавшийся горизонтально в положении по - походному, поднимался на угол 15°. Стрельба осуществлялась в нос по курсу ПЛ поверх ограждения рубки. Первый пуск КР был произведен 22.11.1957 г. На расчетную дальность КР запускалась с ПЛ в Баренцевом море. Стрельбовые испытания завер­шились в 1959 г., а в 1962 г. на этой же ПЛ в Кольском заливе были проведены испытания на взрывостойкость КР комплекса "П-5" после чего было принято ре­шение о восстановлении опытной ракетной ПЛ про­екта П613 в торпедную ПЛ проекта 613.

В целом успешно проведенные морские испыта­ния КР комплекса «П-5» позволили в 1959 г. принять эту ракету на вооружение ПЛ ВМФ СССР и развер­нуть серийное строительство отечественных ДПЛКР проектов 644, 665 и ПЛАРК проекта 659. В 1959 году Генеральный конструктор комплекса П-5 В.Н. Челомей и Главный конструктор ЦКБ-18 и подводной лодки П613 П.П. Пустынцев были удостоены званий Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии. Большая группа конструкторов ЦКБ-18 (41 человек) были награждены орденами и медалями СССР.


5. Схема проекта:


Проект П613


6. Тактико-технические данные проекта:

  водоизмещение  
  нормальное надводное: 1089 тонн
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 17,5 узлов
  наибольшая подводная: 11,5 узлов
  экономическая подводная: 2,0 узла
  в режиме РДП: 5,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

11,5 (11,5) миль, 300 (2,0) мили
  в режиме РДП:

5000 (5) миль
  глубина погружения  
  200 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76 метров
  ширина: 6,3 метра
  осадка средняя: 4,6 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 6
  ракета комплекса П-5: 1
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

20 суток
  экипаж:

37 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- ФГУП ЦКБ МТ «Рубин», «Павел Петрович Пустынцев», Санкт-Петербург, 2000г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020