Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 865

Проект 865 «Пиранья» (NATO – “Losos”).
Модификация - проект "Пиранья"



1. Количество подводных лодок проекта: 2 + 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проекта 865


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское Объединение (2+1)

1

 МС-520

01465

15.07.1984

20.08.1986

30.12.1988

2

 МС-521

01466

01.12.1987

31.05.1990

25.12.1990

3

 МС-518

01468

1988

-

-

 31.01.1991 - снята с постройки

Историческая справка технического экипажа (с 1994 - экипажа консервации) ПЛ проекта 865:
634



4. История проекта:


В 70-х годах в СССР велась разработка только специальных малых ПЛ. Так в 1976 году. командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн.

Главным конструктором проекта 865 назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев, главный наблюдающий от ВМФ – к.2р. А.Е. Михайловский. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Закладка опытной подводной лодки состоялась в Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года.

Корпус был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. В архитектурно-конструктивном плане малая ПЛ проекта 865 — двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и спецоборудование ПЛ. Носовая оконечность эллипсоидной формы и веретенообразная корма малой ПЛ характерны для современных одновальных ПЛ. Для обеспечения повышенной маневренности малой ПЛ, в том числе для эффективного управления ею на малых ходах, необходимых для действий ПЛ в районах с ограниченными глубинами, предусмотрена установка движительного комплекса с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Приборный комплекс включает в себя радиолокатор, гидролокатор, средства  звукоподводной связи и другие устройства. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт (запас топлива 6,5 тонн), гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Дизель-электрическая энергетическая установка малой ПЛ выполнена по схеме полного электродвижения (с дизель-генератором и тихоходным всережимным ГЭД), что обеспечило возможность создания эффективной акустической защиты энергоустановки и ПЛ в целом. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Таким образом конструкция лодки такова, что обеспечивает минимальный  уровень  шума механизмов, интенсивности магнитных и физических полей. Это делает лодку малозаметной для средств противолодочной обороны.

У ПЛ проекта 865 были существенно меньшие, чем у обычных ПЛ, главные размерения и водоизмещение, поэтому для её постройки потребовалось создание нового малогабаритного оборудования (РЭВ, механизмов и пр.). Па малой ПЛ была предусмотрена комплексная автоматизация управления кораблем и его техническими средствами, что позволило сократить до минимума численность экипажа.

Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным "оружием" корабля. Для этого на ПЛ предусмотрен водолазный комплекс, позволяющий выполнять операции по высадке и обратному приему легководолазов на глубинах до 60 м и включавший шлюзовую камеру. Последняя находилась в носовой части ПЛ, и ее корпус пристыкован к носовой переборке ПК корабля. Шлюзовая камера, оборудованная необходимыми системами и устройствами, имела два люка: один - связывал камеру с ПК, а через другой - осуществлялся выход (обратный прием) легководолазов с ПЛ. Необходимое для легководолазов снаряжение хранилось в двух герметических цилиндрических контейнерах, побортно расположенных в надстройке ПЛ. Находясь вне лодки, легководолазы имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток.

Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа "Протон" или двух транспортировщиков типа "Сирена-У") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ (4 донные мины большой мощности (в том числе с ядерными зарядами)?), либо две решетки для торпед "Латуш", используемых "самовыходом" на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины.

С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия лодки спецназначения не испытывало, так как выходы ее в море были сопряжены с определенными трудностями, а боевая подготовка, в силу своей специфики, оказалась весьма сложной.

Дальнейшее строительство сверхмалых лодок в Советском Союзе застопорилось, а потом и "власть сменилась". В результате серия ограничилась двумя единицами – опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года. Для каждой лодки сформированы по два сменных экипажа. Существовал еще и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Чертежи и макеты лодки были представлены в феврале 1993г. на выставке оружия в Абу-Даби, где вызвали большой интерес. Было принято решение о предложении этих лодок к продаже. Данных об успешных продажах нет.

Одна из лодок принимала участие в съемках фильма «Особенности национальной охоты».

В марте 1999 года МС-520 и МС-521 отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие).

В 1999 - 2000 гг. обе ПЛ были утилизированы на Кронштадтском судоремонтном заводе. В результате разделки обеих ПЛ было получено около 200 т титанового лома, а от уникальных кораблей не осталось ни чего кроме воспоминаний. Однако на сегодняшний день ОАО "СПМБМ "Малахит" предлагает к производству под заказ проект "Пиранья", который представляет собой улучшенный вариант проекта 865 с современным оборудованием и практически теми же ТТД (только водоизмещение возросло до 220 тонн).


5. Схема проекта:



1 - поворотная насадка с вертикальным рулем; 2 - вертикальный стабилизатор; 3 - гребной электродвигатель;
4 - дизель-мотор с электрогенератором; 5 - электромеханический отсек; 6 - центральный пост; 7 - входной люк;
8 - антенна РЛС; 9 – перископ; 10 - шлюзовая камера; 11 - антенна ГАС; 12 - носовая дифферентная цистерна;
13 - аккумуляторная батарея; 14 - аккумуляторная яма; 15 - топливные цистерны;
16 - кормовая дифферентная цистерна; 17 - упорный подшипник.


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение          надводное                               -  218  т

подводное                               -  319  т

Скорость                      в надводном положении          -  6,43 (6,0)  узла

Скорость подводного хода, уз:

Скорость                      в надводном положении          -  6,43 (6,0)  узла

            Наибольшая                                                    - 6,7

            Экономическая                                               - 4,0

Глубина погружения                                                    -  200 м.

Длина                                                                         -  28,2 м.

Щирина                                                                       -  4,7(4,8?) м.   

Осадка средняя                                                         -  3,9 м.

Автономность                                                             -  10 суток.

Архитектурно-конструктивный тип                                - двухкорпусный

Численность личного состава, чел.

            Экипажа                                                          - 3

            Легководолазов                                              - 6

Энергетическая установка:

Тип: дизель-электрическая, с полным электродвижением

            число х мощность дизель-генераторов, кВт.    - 1 х 160

            число х мощность ГЭД, кВт.                            - 1 х 60

            число гребных валов                                       - 1

            тип АБ                                                            - свинцово-кислотная

Дальность плавания, миль:

            надводная и в режиме РДП                             - 1000

            экономическая подводная                               - 260

Вооружение и спецоборудование:

число забортных аппаратов для минных постановок и пуска торпед         - 2

число забортных контейнеров для водолазного снаряжения                     - 2


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "Адмиралтейские Верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Миллер Д. "Подводный спецназ: история, операции, снаряжение, вооружение, подготовка боевых пловцов", Харвест, Минск, 1998г.
- Информация с сайта http://www.submarina.ru/sub/865.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017