Rambler's Top100 Подводные аппараты. Проект 907

Проект 907 (09070) "Тритон-1М" (NATO – “?”).
Модернизация - перспективный проект "Тритон-1".



1. Количество подводных лодок проекта: 32


2. Изображение проекта:


Аппарат Тритон-1М


СМПЛ типа "Тритон-1М"

Аппарат Тритон-1


Изображение перспективного СМПЛ типа "Тритон-1"

3. Состав проекта:




Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Ново-Адмиралтейский завод, с 1972 - Ленинградское Адмиралтейское объединение (32)

1

 В-482

16503/1

20.11.1971

12.07.1972

30.06.1973

2

 В-483

16503/2

20.11.1971

12.07.1972

30.06.1973

3

 B-526

01530

10.03.1974

01.06.1975

25.12.1975

4

 B-529

01531

10.03.1974

01.06.1975

25.12.1975

5

 В-550

01535

10.03.1974

01.06.1975

25.12.1975

 установлен на постамент

6

 B-532

01532

10.03.1974

01.06.1975

27.12.1975

7

 B-537

01533

10.03.1974

01.06.1975

27.12.1975

8

 B-544

01534

10.03.1974

01.06.1975

27.12.1975

9

 B-535

01536

1974

03.12.1976

01.10.1977

10

 B-545

01538

1974

03.12.1976

01.10.1977

11

 B-540

01537

1974

03.12.1976

30.09.1977

12

 B-547

01539

1974

03.12.1976

30.09.1977

13

 B-559

01540

1974

03.12.1976

30.09.1977

14

 B-560

01541

1974

03.12.1976

28.09.1977

15

 B-?

01542

?

16.01.1978

29.09.1978

16

 B-?

01543

?

16.01.1978

29.09.1978

17

 B-?

01544

?

16.01.1978

29.09.1978

18

 B-?

01545

?

16.01.1978

29.09.1978

19

 B-?

01546

?

16.01.1978

29.09.1978

20

 B-?

01547

?

16.01.1978

29.09.1978

21

 B-?

01548

?

10.04.1979

17.08.1979

22

 B-?

01549

?

10.04.1979

17.08.1979

23

 B-?

01550

?

10.04.1979

17.08.1979

24

 B-?

01551

?

10.04.1979

17.08.1979

25

 B-?

01552

?

10.04.1979

17.08.1979

26

 B-?

01553

?

10.04.1979

17.08.1979

27

 B-?

01554

?

25.04.1980

11.08.1980

28

 B-?

01555

?

25.04.1980

11.08.1980

29

 B-?

01556

?

25.04.1980

11.08.1980

30

 B-?

01557

?

27.04.1980

11.08.1980

31

 B-?

01558

?

27.04.1980

11.08.1980

32

 B-?

01559

?

27.04.1980

11.08.1980



4. История проекта:


В 1966 году в Советском Союзе были начаты работы по созданию групповых подводных носителей (ГПН) типа "Тритон". Их вели конструкторы проектного бюро "Волна" под руководством Я.Е. Евграфова, с 1970 - Е.С. Корсукова, с 1971 - Л.В. Чернопятова, с 1972 - С.А. Деменьтьева. Эскизный проект СМПЛ "Тритон-1М" был разработан в 1968 году и в том же году заместителем главного конструктора был назначен В.С. Спиридонов. Одновременно шли и работы с контрагентами по вопросам создания для новых аппаратов различных технических средств. Так, по выданным бюро "Волна" тактико-техническим заданиям контрагентами были в кратчайший срок разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для этой "малютки". Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года, и 4 апреля следующего, 1970 года он был окончательно утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности (МСП) и ВМФ СССР. Это дало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ "Волна" приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на "Тритон-1М" уже в 1970 году, а в третьем квартале того же года вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа "Тритон-1М". Проект получил обозначение 907 (в некоторых источниках - 09070).

В 1972-1973гг. двухместный аппарат "Тритон-1М" прошел испытания, после чего началось его серийное производство на Ново-Адмиралтейском заводе, позже ЛАО (Ленинград). Всего было построено 32 единицы. "Тритон-1М" представляет собой аппарат "мокрого" типа, два водолаза с индивидуальными дыхательными аппаратами находятся в заполненной водой проницаемой кабине. Его корпус имеет также прочные непроницаемые объемы: пульт управления в кабине водителя, аккумуляторный и электромоторный отсеки. Длина транспортировщика 500 см, ширина 135 см, высота 138 см. Мощность гребного электродвигателя - 3,4 кВт, скорость полного подводного хода 6 узлов (11,1 км/час), дальность плавания на этой скорости 35 миль (около 65 км). Предельная глубина погружения 40 метров, рабочая – 32 метра. Транспортировщик может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Он оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией МГВ-3, автоматической системой движения по курсу.

Корпус СМПЛ изготавливался из алюминиево-магниевого сплава, а в качестве движителя использовался помещенный в насадку гребной винт, приводимый в движение при помощи гребного электродвигателя марки П32М номинальной мощностью 3,4 кВт. Управление аппаратом - при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями "Саур" (КМ69-1). Доставка сверхмалой подводной лодки типа "Тритон-1М" к месту проведения операции могла осуществляться на борту надводных кораблей судов различного водоизмещения, а также подводными лодками. Перевозка данной СМПЛ могла быть проведена любыми транспортными средствами - автомобильными, железнодорожными и даже авиационными. В базе СМПЛ типа "Тритон-1М" хранились на кильблоках или на транспортной тележке (платформе). Спуск ПЛ на воду мог выполняться при помощи обычного грузового крана грузоподъемностью не менее 2 тонн.

"Тритон-1М" способен решать следующие задачи; патрулировать акватории портов и рейдов; осуществлять поиск подводных разведчиков и диверсантов противника; скрытно доставлять и ставить мины заграждения и диверсионные подрывные заряды; высаживать и эвакуировать водолазов-разведчиков; исследовать морское дно; обеспечивать ремонт трубопроводов и других подводных сооружений.

Югославская (ныне хорватская) фирма "Бродосплит" с 1980-х годов производит двухместный транспортировщик типа R-2М, близкий к "Тритону-1М" по компоновке, габаритам и характеристикам (масса 1,4 тонны; длина 4,9 метра;подводная скорость 4 узла; дальность плавания 18 миль).

Эксплуатация СМПЛ типа "Тритон-1М" осуществлялась в отечественном флоте до конца 1980-х годов, после чего они были в основной своей массе списаны. Уже семь из них оказались на постаментах - В-550 на территории 42-го отдельного морского РПСпН на о.Русский (г.Владивосток, единственный идентифицированный по номеру), второй "Тритон-1 М" в составе экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса (г.Севастополь), третий "Тритон-1 М" в экспозиции Саратовского музея Великой Отечественной войны, четвертый "Тритон-1 М" на территории 561-го отдельного морского РПСпН в п.Парусное в Калининградской области, пятый "Тритон-1 М" в составе экспозиции Музея истории Мирового Океана (г.Калининград), шестой "Тритон-1 М" в составе экспозиции морского филиала парка "Патриот" в г.Кронштадт и седьмой "Тритон-1 М" на территории одного из специализированных НИИ МО РФ. Буду благодарен за идентификацию аппаратов. По различным данным, не исключается наличие СМПЛ этого типа в боевом составе ВМФ России, а также в ВМС Азербайджана (в/ч № 641 на мысе Зых на окраине г.Баку, в 2014 году все аппараты ВМС Азербайджана (предположительно 4 штуки) "Тритон-1М" и "Тритон-2" были отправлены в ремонт и модернизацию на хорватскую судоверфь Adria-Mar) и в ВМС Украины (в/ч № А-1594 в г.Очаков, но судя по остаткам кормовой оконечности одного из "Тритон-2" у яхт-клуба в Новой Каховке (Украина), маловероятно, что в составе ВМС Украины остались работоспособные аппараты).

Сегодня ОАО "СПМБМ "Малахит" предлагает модернизированный вариант СМПЛ типа "Тритон-1" (под таким названием СМПЛ демонстрируется на выставках и предлагается к продаже), который предназначен для подводной доставки легководолазов в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра или ремонта подводных сооружений и экстремального туризма в прибрежных районах на глубинах до 40 метров. Модернизированный "Тритон" хорошо отличим по внешнему виду - обводы корпуса выполнены более "зализанными", более плавными, что позволяет ему развивать большую скорость хода при меньших затратах электроэнергии. Аккумуляторная батарея как источник энергии на модернизированных вариантах сохранилась, но теперь разработчики рассматривают не только серебряно-цинковые или кислотные АБ, но и литиевые. С последними показатели субмарины могут быть еще лучше. На СМПЛ, которая сохранила конструктивные особенности предшественника будет устанавливаться современное оборудование и приборы (например - гидроакустические станции с задачей обеспечения навигации или безопасности плавания. ТТХ современной СМПЛ остались практически без изменений: подъемный вес - 1,6т., главные размерения, 5,0м х 1,4м х 1,4м, глубина погружения - 40,0м, скорость подводная - 6 узлов, экипаж - 2 человека, автономность - 6 часов, дальность плавания - 35 миль.


5. Схема проекта:


Аппарат Тритон-1М


Устройство СМПЛ проекта 907
1 - электромоторный отсек
2 - аккумуляторный отсек
3 - кабина легководолазов
4 - блок приборов управления

Аппарат Тритон-1

Устройство перспективного СМПЛ проекта "Тритон-1"

6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  подводное: 3,7 тонны, модернизация - ? тонн
  вес: 1,54-1,66 тонны, модернизация - 1,6 тонны
  скорость хода  
  подводная: 6,0-6,5 узлов, модернизация - 6,0 узлов
  дальность хода  
  подводная: 35-37,3 миль, модернизация - 35 миль
  глубина погружения  
  рабочая: 32 метра
  предельная: 40 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 5,0 метра, модернизация - 5,0 метров
  ширина: 1,35 метра, модернизация - 1,4 метра
  высота: 1,38 метра, модернизация - 1,4 метра
  осадка: 1,00 метр
  энергоустановка  
  электрическая 1х4,6 л.с ЭД П32М
  обитаемость  
  экипаж:

2 человека
  автономность:

7,5 часов, модернизация - 6 часов

7. Источники:


- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Щербаков В. "Длинная дорога к "Тритону". Как создавалась сверхмалая подводная лодка-транспортировщик боевых пловцов "Тритон-1М";
- Чемоданов В.А."Сверхмалые подводные лодки "Тритон-2" и "Тритон-1М", Гангут №14, 1998г.
- Информация и схемы с сайта ОАО "СПМБМ "Малахит".
- "Малахит" - подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021