|
Б-486, БС-486 "Комсомолец Узбекистана" проект 940
фотография:
ПЛ БС-486 проекта 940 в бухте Малый Улисс. Фотография из архива Сидорова А.
историческая справка:
1973 год 5 февраля Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1974 год 22 февраля Заложена на заводе им. Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как спасательная подводная лодка Б-486. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;
1975 год 7 сентября Спущена на воду. В дальнейшем для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) и подчинена командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1976 год 21 января Окончила программу испытаний. Вступила в строй;
1976 год 9 февраля Передана в опытную эксплуатацию на КТОФ;
1976 год 30 июня Подписан приемный акт (? требует уточнения);
1976 год 11 августа Включена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1976 год октябрь - 1978 год сентябрь Опытная эксплуатация. За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами (АС-2 и
АС-3 проекта 1837) и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под давлением 19 суток 11 ч. 40 мин. Участвовала вместе с СПС и
водолазами в проводимых на ТОФ мероприятиях по допоиску, обследованию и подъему затонувших предметов военной техники (торпед и вертолета). Вошла в состав КТОФ;
1977 год 3 августа Переклассифицирована в большую спасательную подводную лодку, присвоен новый номер БС-486;
1977 год сентябрь Участвовала в поиске и подъеме боеголовки с РПК К-477 проекта 667Б в Авачинской губе на Камчатке;
1978 год март Участвовала в поиске и подъеме вертолета Ка-27, упавшего с борта крейсера "Адмирал Сенявин", с глубины 90 метров;
1978 год Участвовала в глубоководном погружении, за что каждый член экипажа получил почетную награду - поименный экземпляр брошюры "Конституции СССР";
1978 год октябрь Переход на Камчатку. Сложный и очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Приняла участие в поиске и подъеме боеголовки
межконтинентальной баллистической ракеты, затонувшей у берегов Камчатки при аварии ракетного оружия на борту ПЛ проекта 667Б;
1980 год Южно-Китайское море. Участвовала в поиске и подъеме упавшего с 16-метровой высоты Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину. Поиск проводился в течении 7 суток с использованием водолазов;
1980 год 9 июня Получила почетное наименование "Комсомолец Узбекистана";
1981 год 22 - 24 октября Участвовала в спасательной операции по выводу подводников из аварийной ПЛ С-178 проекта 613, выполнив впервые в мировой практике
спасение подводников из затонувшей ПЛ в подводном положении. Всего на борт спасательной ПЛ было принято 6 подводников;
1981 год В Охотском море проводились проверки секретных подводных кабелей, идущих из Магадана на Камчатку. В процессе был обнаружился контейнер подслушивающего устройства (аппарат "Кокон" с атомным реактором), который
посчастливилось найти, но тут же упустить под воду. Для поисков и подъема устройства была вызвана БС-486. С поисковыми работами экипаж справился успешно;
1981 год 7 декабря Во время шторма в Охотском море (при выполнении задач по поиску гидрофонов в заливе Шелихова) прогорело кольцо выхлопного клапана и в отсеки ПЛ пошел угарный газ. Из 105 человек, находившихся на борту,
86 потеряли сознание, а у старшины 1-й статьи Ямалиева В. и матроса Ушакова А. не выдержали легкие и они скончались. Дизель был остановлен, отсеки провентилированы, вынесли наверх пострадавших. Один рулевой-сигнальщик вынес по
10-метровой шахте аж десятерых и сам свалился замертво. По результатам проверок количество двуокиси в носовом и кормовом отсеках лодки в сто раз превышало смертельную дозу. Подводная лодка была вынуждена зайти в бухту Нагаева, где
наиболее пострадавший личный состав экипажа был передан на берег и размещен в базовом лазарете. Тела погибших были упакованы в цинк и отправлены на родину. Так же в Магадане был проведен мелкий ремонт на ПЛ;
1982 год февраль Встала на "Дальзавод" для ремонта и модернизации, предусмотренную проектом, и связанную с совершенствованием спасательных аппаратов (под проект 1837К). На время
ремонта экипаж был подчинен 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;
1982 год (предположительно) На ПЛ для базирования переведены аппараты АС-14 и АС-19 проекта 1837К;
1983 год сентябрь Члены экипажа ПЛ приняли участие в поиске останков южнокорейского самолета «Boeng-747» сбитого в воздушном пространстве над островом Сахалин 01.09.1983г. при выполнении им разведывательного задания.
По тревоге на поиски самолета с ПЛ забрали всех водолазов и командиров спасательных снарядов. Погружались они с борта спасательного корабля участвующего в поиске и на его АС;
1987 год весна Проходила испытания нового оборудования и смесей. Офицеры и мичманы экипажа были награждены медалями, матросы - нагрудными знаками;
1988 год Приняла участие в поиске и подъеме деталей и узлов упавших в море перехватчиков у п.Корсаков (Сахалин);
1989 год 7 марта
Совместно с АС-19 произвела успешный поиск, допоиск и обнаружение баллона ВВД, потерянного АПЛ К-322 проекта 971 при взрыве в межкорпусном пространстве (по другим, скорее всего ошибочным данным,
данное событие произошло в 1987 году). Экипаж аппарата принял решение обозначить "собою" место нахождения баллона. Так, как ПЛ-носитель находилась на достаточном удалении, и акванавты в "шланговом" варианте снаряжения, не смогли бы добраться до
баллона. ПЛ-носитель в подводном положении снялась с якорей массивов и начала движение в сторону точки покладки на грунт АС-19. Но в 50-60 метрах от "цели" аккустики потеряли среди помех отметку аппарата, и далее ПЛ-носитель
двигалась по счислению. Штурман был настолько "точен", что во время маневрирования носовой якорь-массив был "установлен" точно на верхний люк АС-19. Печальных последствий чудом удалось избежать. Серьезных повреждений аппарат не
получил. В ремонт аппарат не становился;
1989 год март Приняла участие в поиске и подъеме деталей и узлов палубного самолета Як-38 с глубины 11 метров;
1989 год 1 сентябрь Перечислена в состав 19-й БрПЛ 46-й ДиПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) КТОФ;
1990 год Встала в ремонт на СРЗ-92 в бухте Золотой Рог (г.Владивосток). Экипаж подчинен 4-й БрПЛ (с 06.1990 - 4-я ОБрРПЛ) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 - в 46-й ДиПЛ, с 03.1990 - в ПрФлРС) ТОФ;
1992 год январь В связи с отсутствием средств ремонт прекращен. Поставлена на отстой в бухте Золотой Рог (г.Владивосток);
1992 год 15 февраля Снято наименование "Комсомолец Узбекистана";
1995 год 13 февраля Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;
1995 год 1 сентября Расформирован экипаж;
2000 год сентябрь Разделана на металл. Предположительно утилизация происходила в Китае.
командиры (в/ч 51347):
1. Тимохин Ю. (1974-1978)
2. Копылов Ю.В. (1978-1985)
3. Димитров В.И. (1985-1990)
4. Малыхин И.Е. (1990-1992)
5. Петренко Г.И. (1992-1994)
6. Власов В.В. (1994-1995) ВРИО
дополнительная информация:
1. Страница памяти экипажа. Авария 07.12.1981
источники:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
3. Постнов А.А. "Спасательная ПЛ проекта 940", Морской Сборник, 08.1997г.
4. Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка проекта 940", Тайфун, 9 (40) 2001г.
5. Гавриленко А. "SOS будет услышан" (http://www.redstar.ru/2002/12/04_12/1_03.html).
6. Воспоминания членов экипажа.
7. Зарипов Р. "Спасателей утопили на суше", Московский Комсомолец, 07.09.2000г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести
поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |