Rambler's Top100 Подводная лодка Б-75. Проект 611

Б-75
проект 611



фотография:

ПЛ Б-75 проекта 611 и танкер Терек

ПЛ Б-75 проекта 611 и танкер "Терек". 22.10.1962г.



историческая справка:


1954 год 11 ноября
Заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г.Молотовск;

1956 год 23 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки подчинен 339-й БрСРПЛ БелФл;

1956 год 8 июля
Спущена на воду;

1956 год 6 ноября
Вступила в строй;

1956 год 17 ноября
Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базрованием на г.Полярный;

1958 год 12 сентября - 21 ноября
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мальков М.К.) в Атлантике вдоль побережья Южной Америки с пересечением экватора до района северо-восточнее о-ва Фернанду-ди-Норонья (Fernando de Noronha, Бразилия). Прошла 11746 миль, из них - 1143 мили в подводном положении. Поход выполнялся совместно с ПЛ Б-80 (командир - кап.2р. Рензаев Н.Ф.);

1961 год 15 июля
В составе бригады переформирована в состав 4-й ЭскПЛ СФ;

1962 год 29 августа - 10 ноября
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Натненков Н.И.). 29 августа в 21.00 отошла от причала Екатерининской гавани Полярного. Когда вышли из Кольского залива и легли на курс по направлению в Атлантику. Следовали скрытно, на четвертый день вошли в зону противолодочной войны НАТО. Шли, уклоняясь от самолетов радиолокационного дозора, которые регулярно появлялись в воздухе, в основном под РДП и на просторы Атлантики вышли благополучно. Пересекли часть Атлантики и достигли севера США. Затем пошли на юг, прижимаясь к самой кромке территориальных вод Восточного побережья США. При этом убедились, что никаких акустических станций на Восточном побережье Америки, видимо, нет. 11 сентября на лодку пришла радиограмма, в которой сообщалось, что Вооруженные силы СССР приведены в повышенную боевую готовность, а экипажу приказано быть в надлежащей боевой готовности, причем разрешалось применять оружие (на борту было 22 торпеды) в случае прямого нападения кораблей США или НАТО. Миновав Флориду и Багамские острова, в конце сентября, прибыли в конечную точку маршрута — Наветренный пролив, через который на Кубу уже более двух месяцев следовали советские суда с военной техникой и личным составом. В конце сентября подводной лодке было приказано занять назначенный район в Саргассовом море у Бермудских островов. Попали в эпицентр урагана «Дейзи», волнение ощущалось даже на стометровой глубине. Выбило из креплений спасательный буй, а потом и совсем оторвало. Всего в Саргассовом море за время службы ПЛ сменила четыре позиции и выполняла боевое патрулирование около 20 суток. В ночь на 22 октября всплыла и сблизились с танкером "Терек" (450 милях севернее Азорских островов), но швартоваться из-за сильного волнения не пришлось: топливо принимали по шлангу, продукты, почту и всё прочее — по канатам. Перед рассветом вахтенный радиометрист доложил о работе самолетной РЛС. Вскоре над кораблями оказался самолет США P-2V "Нептун". Спешно закончив прием всего положенного, поблагодарили экипаж танкера, погрузились на рабочую глубину и ушли от точки рандеву. На следующий день получили радиограмму, в которой было приказано следовать в базу. Как и в начале похода, опять до захода в свои терводы пришлось уклоняться от встречных судов и боевых кораблей НАТО, от самолетов радиолокационного дозора. Опять было много погружений и опять шли под РДП. 10 ноября в 16.00 ПЛ вошла в Кольский залив и в тнчении полутора часов ошвартовалась к пирсу в Екатерининской гавани Полярного. В некоторых источних ошибочно сообщается о заходе во время похода в порт Мариэль (Куба);

1964 год
Выполнила задачи БС;

1968 год
Приняла участие в учениях "Север". Находилась на позиции в Норвежском море;

1968 год март - октябрь
Выполнила задачи БС в Средиземном море. Летом прошла планово-предупредительный ремонт в порту Александрии (Египет);

1969 год март - ноябрь
Выполнила задачи боевой службы в Средиземном море в составе бригады (8 ПЛ). Летом прошла планово-предупредительный ремонт в порту Александрии (Египет);

1970 год октябрь
Перечислена в состав 162-й БрПЛ 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ и перебазирована на губу Гремиха (Йоканьга);

1971 год
Переформирована в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ с прежним местом базирования;

1972 год - 1974 год
Прошла капитальный ремонт на КМОЛЗ. После чего законсервирована и поставлена на отстой в Зимней гавани порта Усть-Двинск (Латвийская ССР);

1974 год 26 декабря
Перечислена в состав ДКБФ. Вошла в состав 107-го ОДнПЛ 78-й БрКОВР Лиепайской ВМБ ДКБФ;

1988 год 17 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1988 год 1 октября
Расформирован экипаж. В дальнейшем разделана на металл на Рижской базе "Главвторчермета" в п.Болдерая (Латвийская ССР).



командиры (в/ч 25119):

1. Илюхин М.Г. (06.02.1956-10.08.1957)
2. Мальков М.К. (08.1957-1958)
3. Мишин А. (1958-1959)
4. Натненков Н.И. (1959-1964-196?)
5. Поведенок М.В. (10.1967-1970)
6. Дерюгин Г.А. (1970-09.1972)
7. Висыч Г.М. (25.09.1972-25.02.1974)
8. Рекст В.Н. (05.04.1974-23.08.1979)
9. Иванов А.Н. (08.1979-1984)
10. Марков Н.В. (1984-1988)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода №402 - Севмаш (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
3. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
4. Воспоминания вереанов-подводников КСФ;
5. Матвеев А.П. "Вместе с флотом", Спецвыпуск ВТА "Тайфун" №5, Санкт-Петербург, 2007г.
6. Комаров М.П. "Подводники в Карибском кризисе", издательство "АИР", Санкт-Петербург, 2022г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»