Rambler's Top100 Подводная лодка Б-90, УТС-423. Проект 611

Б-90, "Марс", УТС-423
проект 611



фотография:

Подводная лодка Б-90

ПЛ Б-90 проекта 611 во время океанографической экспедиции "Марс".
Фотография из архива Леонова С.




историческая справка:


1956 год 25 октября
Заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г.Молотовск

1957 год 9 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки, предположительно вошел в состав 339-й БрСРПЛ БелФл;

1957 год 17 августа
Спущена на воду;

1957 год 30 октября
Вступила в строй;

1957 год 10 ноября
Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базрованием на г.Полярный;

1959 год
Перечислена в состав 162-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Ура;

1959 год 27 октября - 1960 год 24 марта
ПЛ Б-88 (командир – кап.2р. Мышкин, сменный командир – кап.3р. Глушков В.С.) и Б-90 (командир – кап.2р. Зенченко П.Т., сменный командир – кап.2р. Киреев К.К.), в обеспечении теплохода «Михаил Калинин» (на борту находился резервный экипаж 161-й БрПЛ СФ под командованием кап.3р. Глушкова В.С. и резервный экипаж ПЛ ТОФ под командованием кап.2р. Киреева К.К.) и танкера «Вилюйск» под общим командованием кап.1р. Вешторта Б.А. (ЭОН-259) по программе «Прилив», совершили межфлотский переход с Северного флота южным путем через Атлантический, Индийский и Тихий океан вокруг Африки и Австралии. За 150 суток отряд прошел более 23000 миль;

1960 год 16 апреля
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;

1961 год июль
В составе бригады переформрована в состав 15-й ЭскПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1964 год
Выполнила задачи дальнего похода (командир - кап.2р. Камышан В.Ю.). ПЛ была поставлена задача следовать в район островов Нампо (Япония) и провести наблюдение за испытательными пусками крылатых ракет ВМС США. Режим перехода был необычный – надводный со скоростью 13 узлов, невзирая на сильный шторм (7-8 баллов). На маршруте похода боевым распоряжением были определены контрольные точки. Прохождение этих точек строго по графику следовало подтверждать радиограммами в ГШ ВМФ. В связи со штормовой обстановкой командир запросил ГШ ВМФ о разрешении изменить маршрут, обойти центр тайфуна. Ответ на радиограмму не поступил. Не получив разрешение ГШ ВМФ на изменение графика прохождения контрольных точек, ПЛ продолжила движение в надводном положении через центр тайфуна (можно было бы погрузиться, но тогда был бы нарушен график прохождения контрольных точек). Первая неприятность случилась на третий день плавания. От носовой части лёгкого корпуса оторвало большой лист обшивки, который встречными волнами перемещался во всех направлениях, через два дня злополучный лоскут железа оторвался окончательно. На шестой день плавания боцман В.И. Божок доложил командиру, что ПЛ не слушается руля. При попытке уйти на погружение последовало новое неприятное сообщение – заклинило горизонтальные рули. Командир принял решение осмотреть в корме систему вертикального руля. Для этого отобрали наиболее подготовленных и физически крепких моряков – боцмана Божка и матроса Котовича. В тяжелых условиях шторма морякам удалось определить почему лодка не слушалась руля, – одну из тяг вертикального руля срезало, как бритвой. Через несколько суток у островов Нампо перед проходом пролива в подводном положении, необходимо было удифферентовать лодку. Пытались погрузиться с заполнением цистерны быстрого погружения, но дифферент на нос до 30 градусов заставил продуть балласт, осмотреться в отсеках и повторить погружение - картина не изменилась. Была вероятность, что обвисли кормовые горизонтальные рули, что подтвердилось визуально при осмотре кормы, когда лодку выбрасывало из воды. В ГШ была дана радиограмма о случившемс. И если на шифровку с просьбой изменить маршрут вообще не было ответа, то на эту шифровку получили ответ через семь минут с указанием точки встречи с танкером "Полярник", который должен был будет буксировать подводную лодку до Камчатки. Через пару дней состоялось рандеву с ТН "Полярник". Подойдя на близкое, но безопасное расстояние, танкер стал маневрировать в условиях шторма. С большим трудом после неоднократных неудачных попыток с ТН "Полярника" был принят буксировочный трос (толщиной 48 мм), который предстояло закрепить за брагу (петлю из аналогичного троса, опоясывавшего рубку). Наконец-то это удалось сделать, и ТН "Полярник" начал буксировку. Однако через 10-15 минут раздался резкий хлопок – лопнула брага, и буксировочный конец упал в воду. Оказалось, что брага, не заменявшаяся два-три года, проржавела и не выдержала многотонной нагрузки. На нет были сведены усилия обоих экипажей. Пришлось всё начинать заново. Такую физическую и моральную нагрузку моряки выдержали с трудом, а некоторые не смогли выдержать это испытание. Командир, уверенно руководивший работой аварийной группы, без колебаний отправил с мостика старпома, который стал проявлять признаки безволия и усталости (командир тогда отстранил старшего помощника от должности и исполнение обязанностей старпома возложил на начальника медицинской части старшего лейтенанта С.А. Борисова – случай на подводном флоте исключительный.) Предстояло вручную изготовить из 64-мм троса брагу и завести её вокруг рубки. Вновь был заведён буксир, который никак не попадал в проём носового клюза. Завести трос в отверстие клюза попытался командир БЧ-5 В.Белоусов, который ломом сумел подцепить непослушный трос. Стремясь втолкнуть его в просвет клюза, он приложил большие усилия, используя лом как рычаг. В результате механик вместе с ломом, соскользнувшим с троса, оказался за бортом, однако произошло чудо – огромная волна подхватила моряка и вынесла его на палубу лодки, где он, вцепившись в леерное ограждение, переждал следующую набежавшую волну. ТН "Полярник" вновь начал движение в сторону Камчатки. Переход в пункт базирования Лахтажный занял несколько дней. На подходе к базе ПЛ принял буксир, сумевший причалить к пирсу. Комиссия в течение нескольких дней изучала причину и характер аварии. Оказалось, что тяга руля сломалась из-за наличия заводского дефекта - раковины в тяге руля. Через несколько недель экипажу зачитали приказ Главкома ВМФ, где действия командира ПЛ оценивались как грамотные, а поведение экипажа - как героическое;

1964 год октябрь
ПЛ обеспечивала полет космонавтов Комарова, Егорова и Феоктистова;

1965 год февраль - март
Выполнила задачи БС;

1965 год июнь
В связи с тем, что экипаж Б-63 под командованием кап.3р. Толкуна после выхода из 2-х летнего ремонта не смог сдать задачи, на ПЛ в полном составе был пересажен экипаж Б-90;

1967 год
Перечислена в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;

1971 год
Переформирована в состав 182-й ОБрПЛ КчВФл КТОФ;

1974 год (предположительно)
Перечислена в состав в 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1975 год
Выполнила задачи БС в Восточно-Китайском море;

1973 год
Выполнила задачи БС в восточнее Курильских островов;

1980 год февраль - июль
Выполнил задачи боевой службы на ПЛ Б-90 (командир основного экипажа - кап.2р. Мусихин, командир 332-го резервного экипажа - кап.3р. Кравченко В.Г.) с целью гравиметрических измерений под наименованием "Марс" (ПЛ на время похода получила такое же бортовое наименование) по плану Академии Наук СССР совместно с ОИС "Леонид Соболев" в Индийском океанах, в ходе которой совершила заходы в иностранные порты Вьетнама, Йемена, Маврикия и Шри-Ланка;

1983 год 7 июня
Выведена из боевого состава ВМФ и переформирована в учебно-тренировочную станцию;

1983 год 12 августа
Переименована в УТС-423;

1985 год 17 мая
Исключена из списка судов ВМФ;

1986 год 1 апреля
Расформирован экипаж. В дальнейшем, скорее всего, утилизирована установленным порядком.



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ проекта 611 в дальнем походе "Марс". 1977 год.


командиры (в/ч 90047):

1. Тимашов В.Н. (1957-09.1959)
2. Зенченко П.Т. (09.1959-09.1961)
3. Хвощ В.А. (09.1961-06.1964)
4. Сапрыкин А.Н. (06.1964-06.1965)
5. Толкун В.Э. (06.1965-1967)
6. Лапуцкий Е.Т. (197?-1974?-1975?) ? требует уточнения
7. Литвиненко И.М. (1975-1979)
8. Мусихин (1979-1980-198?)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-90:

1. Киреев К.К. (1959-1960) командир 153-го резервного экипажа
2. Камышан В.Ю. (1964) командир 153-го резервного экипажа
3. Кравченко В.Г. (1980) командир 332-го резервного экипажа



источники:

1. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996;
3. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск".
4. Воспоминания членов экипажа;
5. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода №402 "Севмаша" (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Фотография из книги Тараса А.Е. "Дизельные подводные лодки (1950-2005)", АСТ, Москва - Харвест, Минск, 2006г.
7. Мелконов Ю.Ю. "Командир дивизиона подводных лодок".


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»