Rambler's Top100 Подводная лодка С-147, СС-552. Проект 613

С-147, СС-552
проект 613



фотография:

Подводная лодка CC-552

ПЛ СС-552 проекта 613 после модернизации в г.Пицунда.
Фотография из архива Валикова М. (предоставлена Яковлевым А.Е.)




историческая справка:


1951 год 7 июля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж входил в состав 104-го ДнСПЛ 101-й БрСК ВМФ (с 1952 - 104-я ОБрСПЛ ВМФ);

1952 год 5 марта
Заложена на на эллинге ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как средняя торпедная подводная лодка;

1952 год 15 сентября
Спущена на воду;

1953 год
Переведена по внутренним водным системам в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний;

1953 год 21 декабря
Вступила в строй;

1953 год 23 декабря
Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 161-й 33-й ДиПЛ СФ, а вскоре в состав 96-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1957 год 31 мая
Стала отличной ПЛ ВМФ;

1957 год лето
Участвовала в состязательных стрельбах на приз ГК ВМФ (между С-147, С-155 и С-300);

1958 год 19 января
Экипажу Вручено Красное Знамя Московской областной комсомольской организации;

1959 год 12 августа
ПЛ С-287 допустила навал на ПЛ С-147;

1960 год
Вошла в состав 42-й БрПЛ (с 1961 - в составе 9-й ЭскПЛ) СФ с базированием на губу Печенга;

1964 год 22 апреля
Перечислена в состав ЧФ;

1964 год лето
Переведена по внутренним водным системам из Белого моря в Азовское море. Вошла в состав 153-й БрПЛ (с 1967 - в составе 14-й ДиПЛ) ЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;

1967 год 12 - 15 августа
Нанесла визиты в г.Варна и г.Бургас (Болгария);

1967 год
Завоевала первое место на ЧФ по поиску и атаке подводной лодки во взаимодействии с противолодочной авиацией. Объявлена лучшей ПЛ на флоте. Присвоено звание "Отличный корабль";

1968 год
Подтвердила звание "Отличный корабль";

1969 год июнь
Участвовала в учении с китобойной флотилией "Советская Украина" по прикрытию вывода судов флотилии в Чёрное море в угрожаемый период. Участвовали ПЛ С-157, С-384, С-147, С-98, БПК "Решительный", морские и базовые тральщики МТ-219, БТ-449, три Ту-16, два Бе-12 и 20 единиц китобойной флотилии. Были отработаны организация встречи судов, входящих в Чёрное море, их сопровождение, оповещение о возникновении военной угрозы судоходству, о фактической обстановке, маршрутах отхода и организации прикрытия судов;

1969 год
Завоевала первое место на ЧФ по поиску и атаке пл во взаимодействии с противолодочной авиацией;

1969 год
Завоевала Приз ГК ВМФ по поиску ПЛ во взаимодействии с противолодочной авиацией;

1970 год апрель
Участвовала в маневрах флота;

1970 год осень
Выполнила задачи боевой службы в районе Босфора. Во второй половине похода произошла авария - обрыв тяги привода вертикального руля (ВР), проходящей в кормовой надстройке вне прочного корпуса. Был слышен грохот железа над 7-м отсеком, ПЛ не управлялась. С наступлением темноты ПЛ всплыла, море 3-4 балла. Приняв меры предосторожности, на страховочных концах в корму пошли боцман мичман И.Тихомиров и старшина команды трюмных мичман А.Мохов. Забравшись в надстройку, боцман установил истинную причину болтания ВР: оборвалась тяга руля. Что-либо сделать сразу было невозможно. ПЛ погрузилась, ожидая улучшения погоды и для подготовки к устранению неисправности. Решение было принято одно: самим попытаться электросваркой (такой режим работы генератора был предусмотрен) приварить тягу ВР (диаметр кованой тяги около 100 мм) к муфте и при удачном исходе продолжать боевую службу. В качестве материалов были использованы гаечные ключи и болты больших размеров. При свободном болтании ВР в один из моментов его заклинило в положении 30 градусов на левый борт, и ПЛ начала описывать круги, работая электромотором левого борта, чтобы удерживать хотя бы приблизительно свое место. Через сутки в темное время ПЛ всплыла в надводное положение. Был создан дифферент на нос. Отдраили люк 7-го отсека, его едва не заливало, протянули сварочный кабель в кормовую надстройку к месту работ. На кормовую надстройку пошли трое: старшина команды трюмных мичман А.Мохов, боцман мичман И.Тихомиров и корабельный кок мичман К.Копанов, который до службы работал электросварщиком. На корабле была объявлена боевая тревога. В боевом распоряжении на поход особо указывалось на соблюдение скрытности при несении боевой службы. С началом работ из-за угрозы обнаружения пришлось срочно всё прекратить и уйти под воду. Через час ПЛ снова всплыла и на ней продолжили работу. Больших усилий стоило поставить ВР в нулевое положение, пришлось использовать раздвижные упоры, клинья. Наконец удалось закрепить ВР в нулевом положении, и Копанов тут же прихватил сваркой тягу руля к муфте, а потом и окончательно приварил ее. За два часа нахождения ПЛ в надводном положении, пока шла работа, не было ни надводных кораблей, ни воздушных целей. Мичман Копанов оказался не только отличным коком, но и неплохим электросварщиком. В очень стеснённых условиях кормовой надстройки, постоянно омываемый волной, он приварил тягу к муфте несколькими гаечными ключами и болтами довольно прочно. С окончанием работ опробовали надежность сварки перекладкой ВР вручную и гидравликой - руль перекладывался нормально. Боевая служба была продолжена. Задачи БС выполнены с оценкой "отлично";

1970 год
Переведена в подкласс ПЛ ПЛО. ПЛ ставились задачи по отработке подготовки кораблей и авиации ПЛО. На кормовой надстройке была установлена система УПАК (управляемый противолодочный авиационный комплекс) - 4 ящика 200х80х40 см в каждом из которых по 2 всплывающих светящихся буя (ВСБ). ВСБ крепился через подрывной патрон-рвушку. Рвушка подрывалась с пульта ЦП и буй всплывал на поверхность. Специальное горючее вещество вступало в реакцию с водой и буй горел ярким белым огнем 3-4 мин после чего ликвидировался. После обнаружения ПЛ противника С-147 устанавливала слежение и выпускала ВСБ каждые 2 мин., передавая таким образом контакт силам ПЛО. Это устройство позволяло С-147 неоднократно участвовать в состязаниях на первенство ВМФ по противолодочной подготовке, занимая призовые места;

1970 год
На первенстве ВМФ по поиску ПЛ во взаимодействии с противолодочной авиацией заняла второе место;

1971 год июнь
Участвовала в КШУ "Юг";

1971 год
Завоевала Приз ГК ВМФ по поиску ПЛ во взаимодействии с противолодочной авиацией;

1978 год 19 апреля
Переклассифицирована в опытовую подводную лодку;

1978 год 30 июля
Переименована в СС-552;

198? год
Предположительно перечислена в состав 131-го ОДнПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на г.Одесса;

1987 год 30 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1987 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1989 год
Еще находилась в г.Одесса на плаву. В дальнейшем затонула;

200? год
Поднята и поставлена к пирсу;

2010 год январь
Находилась на плаву у пирса в г.Одесса. Буду благодарен за любую уточняющую информацию.



командиры (в/ч 36195):

1. Хомчик С.С. (29.10.1954-02.1956)
2. Эрлих Р.Д. (1956-1959?)
3. Грукало А.Г. (1959-1966?)
4. Лушников А.И. (1966-1973)
5. Черков Б.В. (1973-1977)
6. Балашов А.Н. (1977-1978)
7. Бабенко А.Я. (1978-1982)
8. Рожин А.В. (07.1982-1983)
9. Емельянов В.В. (1983-1984)
10. Елисеев Ю.С. (31.10.1984-09.07.1987)



дополнительная информация:

1. Фотография корпуса ПЛ СС-552 у пирса после подъема. Одесса. 13.01.2010г.


источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
4. Фотография из архива Валикова М. (предоставлена Яковлевым А.Е.).


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»