Rambler's Top100 Подводная лодка С-178. Проект 613, 613В

С-178
проект 613, 613В




фотография:


Подаодные лодки К-126 и С-178


ПЛ К-126 проекта 629А и ПЛ С-178 проекта 613 у пирса в заливе Владимир.
Фотография из архива Петрова В.




историческая справка:


1953 год 21 августа
Зачислена в списки кораблей ВМФ как средняя ПЛ. Экипаж после формирования и стажировки вошел в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1953 год 12 декабря
Заложена на на эллинге ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький;

1954 год 10 апреля
Спущена на воду;

1954 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний;

1954 год 20 октября
Вступила в строй;

1954 год 29 октября
Включена в состав СФ. Вошла в состав 297-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1955 год весна (предположительно)
На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты лодки ото льда были установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;

1955 год май
Вошла в состав 8-й БрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;

1955 год июнь
В составе 8-й БрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;

1955 год 7 июля - 19 августа
Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон. Информация в некоторых источниках о переходе в составе ЭОН-66 - ошибочна. Шла в группе крейсера "Адмирал Сенявин". В проливе Бориса Вилькицкого С-178 и С-77 были затерты льдами. ЭОН был вынужден остановиться, а ледокол "Ермак" освободил обе ПЛ из ледяного плена;

1955 год 20 - 27 августа
Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса;

1955 год 27 - 31 августа
В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Крашенинникова;

1955 год 7 сентября (предположительно)
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 125-й БрПЛ 10-й БрПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;

1956 год 6 - 17 ноября
В связи с агрессией Англии, Франции и Израиля против Египта, а также событий в Венгрии, и из-за возможного открытого вмешательство в эти события США и НАТО, ВМФ СССР был переведен в повышенную боевую готовность, а дежурные силы получили приказание занять боевые позиции. С-178 находилась в дежурстве и была развернута юго-восточнее Парамушира. Поход проходил в тяжелейших штормовых условиях при ураганном ветре. ПЛ получила повреждения обшивки легкого корпуса;

1961 год июль
Переформирована в состав 8-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1961 год
Перешла на СРЗ в п.Большой Камень для ремонта. Подчинена командованию 107-го ОДнРК ВМБ Стрелок ТОФ;

1961 год 12 декабря - 1962 год 2 октября
Модернизирована по проекту 613В;

1963 год 4 июня
Переформирована в состав 72-й ОБрСРПЛ ТОФ с базированием на п.Большой Камень (Приморский край);

1965 год май
Перечислена в состав 126-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка);

1968 год
Выполнила задачи боевой службы в Японском море;

1969 год
Находилась в ремонте. Во второй половине года после выхода из ремонта ПЛ С-179 было принято решение поменять экипажи ПЛ С-179 на ПЛ С-178 (с сохранением номеров войсковых частей - требует уточнения);

1970 год
В начале года экипаж ПЛ С-150 принял из ремонта ПЛ С-178, отработал на ней курсовые задачи и принял участие в учениях "Океан-70";

1970 год
Выполнила задачи боевой службы в Филиппинском море;

1971 год июль
Переформирована в состав 29-й ДиПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с прежним местом базирования;

1971 год
Выполнила задачи боевой службы в Филиппинском море;

1975 год 10 января - 1 марта
Прошла ремонт на "Дальзаводе" в г.Владивосток. На время ремонта была подчинена командованию 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1976 год
Выполнила задачи боевой службы в Восточно-Китайском и Жёлтом морях;

1977 год июль
Участвовала в параде на день ВМФ в г.Владивосток;

1979 год
Выполнила задачи боевого дежурства;

1981 год 21 октября
Таранена и потоплена у о-ва Скрыплева на входе в бухту Золотой Рог РФС "Рефрижератор-13". В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В.А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море для замеров шумности. Лодка шла в надводном положении, на смешанном режиме движения (левый дизель+правый гребной эл.двигатель) со скоростью 9 узлов. Волнение моря достигало 2 баллов, видимость была полная, ночная. Для удобства работы дизелистов и электриков переборка между отсеками была раздраена. Кроме того, наступило время ужина, бачковые разносили пищу, поэтому были открыты переборочные двери между 4 и 5-м отсеками. В 19.30 по хабаровскому времени С-178 получила "добро" на вход в бухту Золотой Рог, для сокращения времени хода маршрут проложили через полигон боевой подготовки. Вина за создание предпосылок к аварийной ситуации лежит на оперативном дежурном ОВР Приморской флотилии, который дал разрешение на выход РФС-13 из бухты, а через короткий промежуток времени его помощник, прибывший с ужина, разрешил вход подводной лодке в бухту Золотой Рог. Информация о выходе РФС-13 на подводную лодку передана не была, наблюдение за движением судов ОД ОВР не организовал. Старпом РФС-13, желая поскорее выйти из зоны ответственности ОД ОВР, самовольно сменил курс и оказался на том же полигоне КТОФ, в который также самовольно вошла лодка. В 19.30 вахтенные РФС-13 заметили огни встречного судна, которое приняли за рыболовецкий траулер. Одновременно старпому поступил доклад об отметке цели на экране РЛС. Пеленг на встречное судно не менялся, дистанция быстро сокращалась. Акустик лодки также доложил об обнаружении встречного судна, но его доклад как-то затерялся в наступившей благодушной после ужина атмосфере - все потянулись на моcтик, покурить. Согласно МПСС-72 и правил плавания в порту Владивосток, дорогу должен был уступать РФС-13, однако управлявший судном старпом Курдюков В.Ф. в силу каких-то причин не принял никаких мер для безопасного расхождения судов (возможно подумал - подумаешь, встречный тралец...). На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили слишком поздно. Командир успел отдать команду: "Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно"... Но было уже поздно. В 19.45 "Рефрижератор-13" со скоростью 8 узлов на курсовом угле 20-30 градусов ударил подводную лодку в левый борт в районе 6 отсека. Через образовавшуюся пробоину площадью около 2 кв.м. отсек был затоплен в течении 15-20 секунд. Лодка получила сильный динамический крен, стоявшие на мостике люди полетели в воду. Примерно через 40 секунд после столкновения лодка, принявшая в прочный корпус около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр с креном в 28 градусов на правый борт. Из-за стремительного поступления воды "раскрытые" 6, 5 и 4-й отсеки загерметизироваться не смогли, и в течении полутора минут в них погибло 18 человек. Четверо моряков загерметизировались в 7, кормовом отсеке, оставшиеся в живых члены экипажа сосредоточились в 1 и 2-м отсеках, поскольку центральный пост также затопило в течении 30 минут. Фильтрация воды в 7-й отсек составляла до 15 тонн в час, в связи с чем находившийся на борту начальник штаба бригады Каравеков отдал команду покинуть отсек выходом на поверхность. Однако моряки не смогли открыть крышку верхнего люка (как выяснилось впоследствии - из-за того, что не сравняли давление с забортным). Попытки выйти через кормовые ТА также не удались, через четыре часа связь с отсеком прекратилась. В носовых отсеках на 26 оставшихся в живых имелось 20 комплектов ИСП-60 для выхода на поверхность. Подняв из воды семерых из 11 подводников, РФС-13 в 19.57 сообщил об аварии диспетчеру Дальневосточного морского порта. В 20.15 оперативный дежурный ОВР объявил тревогу поисковым силам и спасательному отряду, к месту аварии вышло СС "Жигули", СС "Машук" и спасательная подводная лодка "Комсомолец Узбекистана" проекта 940. В 21.00 с борта РФС-13 обнаружили спасательный буй лодки. В 21.50 спасательные суда начали подходить к месту аварии. Руководство спасательными работами возглавил начальник штаба ТОФ вице-адмирал Голосов;

1981 год 22 - 23 октября
В 08.45 22.10 БС-486 впервые в мировой практике начала спасение людей с затонувшей С-178, однако обнаружить объект и занять позицию для начала работы водолазов не удавалось в течении 17 часов, БС-486 трижды всплывала и погружалась, безрезультатно маневрировала и в конце-концов лодочные водолазы начали работы лишь в 03.03 23.10. За это время отчаявшиеся подводники начали самостоятельно выходить на поверхность, при этом трое из них бесследно исчезли - не исключено, что виной тому стали винты маневрировавшей лодки-спасателя. К вечеру 23.10 начался организованный вывод моряков из отсеков и в 20.30 последним затонувшую лодку покинул старший помощник капитан-лейтенант Кубынин (20 человек были спасены и приняты на борт спасательной ПЛ). В ходе вывода погибли ещё трое подводников;

1981 год 24 октября
Начались работы по подъёму затонувшей лодки. Вначале её подняли понтонами до глубины 15 метров, отбуксировали в бухту Патрокл и положили там на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. Всего из экипажа ПЛ погибло 32 человека;

1981 год 15(5?) ноября
Была поднята на поверхность. После осушения отсеков и выгрузки торпед, была отбуксирована в сухой док "Дальзавода" (Владивосток). Восстановление подводной лодки было признано нецелесообразным. Командир С-178 кап.3р. Маранго и старпом РФС-13 Курдюков были осуждены на 10 лет каждый. В братской могиле на Морском кладбище г.Владивосток захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых так и не были найдены;

1982 год 9 июля
Исключена из состава ВМФ;

1982 год 21 октября
Ограждение рубки подводной лодки было установлено на братской могиле погибших моряков на Морском кладбище г.Владивосток. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, высечены фамилии 32 погибших подводников;

1983 год 19 января
Расформирован экипаж.



командиры (до 1969 - в/ч 22917):


1. Сорокин Ю.С. (195?-1955-1958)
2. Бец В.И. (07.1958-07.1962)
3. Беляев В.И. (196?-1969)
4. Крицкий Н.Е. (1970-10.1972)
5. Меркулов (10.1972-12.1972)
6. Беляков А.М. (12.1972-03.1973)
7. Заварухин Г.М. (03.1973-05.1974)
8. Алексеев В.А. (05.1974-1978)
9. Маранго В.А. (12.1978-1981)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ С-178 (предположительно) на Дне ВМФ в г.Владивосток. 1977 год.
2. "Мартиролог подводных катастроф. 21.10.1981г. С-178".
3. Картина "Столкновение ПЛ С-178 и РФС-13. 21.10.1981г.".
4. Подъем ПЛ С-178. 11.1981 год.
5. Повреждения корпуса ПЛ С-178. 1981 год.
6. Фотография памятника экипажу ПЛ С-178 в г.Владивосток.
7. Список погибших на ПЛ С-178 21.10.1981 года.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Справочная информация с сайта Российский Подводный Флот.
3. Лебедько В.Г. "На службе Советскому Союзу".
4. ВТА "Тайфун", №9, 2001г.
5. Воспоминания ветеранов подводников.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»