Rambler's Top100 Подводная лодка С-63, СС-63, УТС-579. Проект 613, 666

С-63, СС-63, УТС-579
проект 613, 666




фотография:


Подводная лодка С-63

ПЛ С-63 проекта 666 на испытаниях. Предположительно 1962 год.




историческая справка:


1948 год 1 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж вошел в состав Отряда вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей ЧФ (предположитльно экипаж входил в состав отдельного учебного дивизиона ПЛ с подчинением Отделу подводного судостроения ССЗ №444);

1950 год 18 сентября
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А. Марти (завод №444) в г.Николаев;

1950 год 28 октября
В составе дивизиона переформирована в состав 71-го ДнПЛ 83-й БрСРК ЧФ;

1950 год 5 ноября
Спущена на воду;

1951 год май
Включена в состав 119-й БрПЛ 55-й ДиСРК ЧФ. Переведена в Севастополь для подготовки ко вступлению в строй;

1952 год 6 ноября
Вступила в строй. Входила в состав 119-й БрПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;

1952 год 1 декабря
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с базированием на г.Севастополь;

1958 год - 1959 год
Часто заходила в Практическую гавань г.Одесса;

1959 год
Выделена для переоборудования в экспериментальную спасательную ПЛ по проекту 666;

1960 год 3 марта
Встала на переоборудование на ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький;

1961 год
Завершено переоборудование ПЛ по проекту 666 на сдаточной базе Сормовского судостроительного завода, находящейся в г.Севастополь, и начались заводские испытания спец. устройств;

1962 год
Были окончены сдаточные испытания и начаты экспериментально-эксплуатационные испытания ПЛ по программе опытной эксплуатации, в которой предусматривались как отработка УПС, так и водолазные спуски из ПЛ на глубины до 120 метров;

1962 год
Во время испытаний впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен капитан-лейтенант А.И. Никитинский;

1962(?) год 21 декабря
Из воспоминания Хибина А.М. "Для выполнения водолазных работ с борта СПЛ предназначалось тяжелое и громоздкое снаряжение ГКС-3М образца 1943 года. А шахта имела диаметр 800 миллиметров. Очень сложно протискиваться через нее. Пока водолаза одевали в барокамере, у него столько сил уходило, что для работы их не оставалось. Можно ли в таком снаряжении работать на СПЛ? И вот 21 декабря, лодка вернулась с моря, экипаж лодки сошел на берег. На борту остался только личный состав отсека барокамер и группа ученных-разработчиков. Гости решили провести сверхплановый эксперимент по спуску водолаза в снаряжение ГСК-3М. А экспериментатором стал хозяин комплекса старший лейтенант Кравченко. И само снаряжение и методика спусков были очень несовершенны. В нарушение условий попарного выхода водолазов Кравченко решил спускаться в одиночку, а помогал ему в шлюзовой камере второй водолаз без маски. В шлюзовой камере вода поднималась до уровня окна скафандра. А дальше необходимо давление в шлюзе уровнять с забортным, подав избыточный воздух. Лодка не имела системы среднего давления, воздухом высокого давления можно было и бед натворить. Что и произошло. Водолаз вышел из лодки и уже возвращался. Нижняя крышка закрыта. Он ждет выравнивания давления с внутренним. Но вода не уходила в цистерну спецзамещения, а наоборот, прибывала из нее. Чья ошибка – так никто так и не узнал. Вода прибывала и грозила утопить ассистента без маски. Он закричал. Находящиеся в отсеке, но вне шлюза, люди засуетились. Кто-то повернул вентиль воздуха высокого давления и водолаза вдавило в шлем. Погиб он мгновенно;

1965 год июль
Участвовала в морском параде на День ВМФ в г.Севастополь;

1965 год октябрь-декабрь
Водолазные спуски из ПЛ были начаты после доработки снаряжения СВ-СПЛ. Выполнялись на глубинах 15, 20, 40, 60, 80, 100, 120 метров. Всего было произведено 56 спусков водолазов тройками в каждом выходе, что явилось новшеством в водолазной практике. Третий водолаз должен был обеспечивать и страховать выход из ПЛ в море первых двух водолазов. Произведено было: 16 спусков на глубину 10-15 м, по 6 спусков на глубины 20, 40, 60 м, по 8 спусков на глубины 60 и 100 м, 6 спусков на глубину 120 м. При этом водолазные спуски производились в основном при нахождении ПЛ в море в положении на грунте, а спуски на глубины 80 и 100 м были произведены в положении ПЛ на подводных якорях. Во время пребывания водолазов на грунте в течение 20-25 минут выполнялись такие виды работ как хождение по грунту на расстояние до 20 м, транспортировка шланга ВВД и грузов, обследование корпуса ЭСПЛ и работа в выгородке АСУ. Водолазные спуски осуществлялись под руководством водолазных специалистов: капитана 2 ранга Безжанова, капитана 3 ранга Цветайло, капитан-лейтенанта Литвинова Г.Б., врачей-физиологов подполковника м/с Гриневича В.А., капитана м/с Шубина В.Д. В составе группы спускавшихся водолазов были водолазы флота и НИИ АСС ВМФ, в том числе: водолазный специалист ст.лейтенант Нежмаков Л.В., мичманы: Хлестков, Чунюкин, Гондз, старшины: Дзюба, Василенко, Черенков, Станков;

1965 год декабрь - 1967 год 16 декабря
На ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький дооборудована для использования в экспериментальных целях. Возможно переоборудована на Севастопольской сдаточной базе завода "Красное Сормово";

1967 год 30 марта
Перечислена в состав 381-го Отдельного Севастопольского Краснознаменного дивизиона 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на г.Феодосия;

1969 год 8 января
Отнесена к подклассу опытовых ПЛ;

1969 год апрель
На основании решения ВМФ и МОП от 14.03.68г. и договора от 7.04.69г. было начато переоборудование водолазного комплекса ЭСПЛ. Модернизацию провели на предприятии "Персей" и Севастопольском морском заводе им. С. Орджоникидзе (на Севастопольской сдаточной базе завода "Красное Сормово" ??). Однако в некотрых источниках (скорее всего ошибочно) указывается на то, что с 10 марта 1969 года по 27 июля 1970 года ЭСПЛ на "Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе в Севастополе проходила средний ремонт;

1969 год декабрь
Проведены швартовные и приемосдаточные испытания водолазного комплекса ЭСПЛ для экспериментальных работ методом ДП при давлениях до 10 кгс/см (100 м). Испытания комплекса технических средств, обеспечивающих длительное пребывание водолазов в ДДК, проводились в два этапа. Первый этап - испытания комплекса ТС ДП с использованием сжатого воздуха, сначала без людей, под давлением 10 кгс/см в надводном и подводном положениях, а затем в течение 24 часов при нахождении в ПДК 4 человек под давлением воздуха 1,5 кгс/см (имитация ГКС при давлении 10 кгс/см по плотности). Второй этап - испытания комплекса ТС ДП с использованием гелия в течение 12 часов, проверка системы утилизации ГКС, а затем с пребыванием в ПДК пяти акванавтов в течением 24 часов под давлением ГКС 1,0 кгс/см с кратковременным подъемом давления до 4,0 кгс/см. Для обеспечения испытаний и экспериментов была оборудована баржа обеспечения МБСН №421250,на которой размещались запасы гелия, кислорода, производилось приготовление газовых смесей заданного состава, размещался дожимающий компрессор ГК-225 для перекачки газов из транспортных баллонов в баллоны-хранители емкостью 400 л размещенные на ЭСПЛ. Кроме того, на барже была развернута химлаборатория и находились кладовые для хранения запасов ХПИ, технического имущества и других видов материально-технического снабжения, необходимого для экспериментов, а также были каюты для размещения специалистов института на период экспериментов. Обслуживание механизмов, систем, устройств и электрооборудования во бремя испытаний производилось личным составом ПЛ С-63, командиром которой в тот период был капитан 2 ранга Глушков Б.А., и испытательной группой от НИИ АСС ВМФ. Научное руководство испытаниями осуществляли специалисты НИИ Фигичев А.И., капитан 1 ранга Духовской В.Г., полковник м/с Русинский 3.С., полковник м/с Смолин В.В. В группу испытателей-акванавтов входили: водолазный специалист Нежмаков Л.В., врач Ольшанский В.А., водолазы мичманы Пелых Г.А. Гондз Д.Е., Пашегоров Н.И.;

1969 год декабрь
Актом приемо-сдаточных испытаний, утвержденным командующим КЧФ, ПЛ была передана флоту для проведения экспериментов по методу ДП;

1970 год 15 марта - 17 августа
Были проведены эксперименты по длительному пребыванию водолазов на глубинах до 100 метров в морских условиях. Первый эксперимент (с 14.03 по 19.03 в Севастополе) на глубине 5 м длительностью 5 суток проводился для ознакомления водолазов с условиями обитаемости в отсеках ПДК, отработки организации и методик проведения экспериментов, а также проверки работоспособности систем жизнеобеспечения. Второй эксперимент (с 25.03 по 23.05 в Южной бухте) на глубине 5 м длительностью 30 суток проводился для определения состояния водолазов при нахождении их в гелиево-кислородной среде и получения физиологических и других медицинских показателей, которые рассматривались как фоновые для последующих экспериментов на глубинах 40 и 100 метров. В группу испытателей-акванавтов входили четыре человека: командир группы - водолазный специалист (инженер), врач-физиолог, два старших инструктора-водолаза, допущенные специальной комиссией по состоянию здоровья к этим испытаниям. Эксперименты на глубинах 40 (с 26.05 по 07.06 в Южной бухте) и 100 (с 12.07 по 16.08 в Балаклаве) метров проводились в течение первых трех суток при нахождении ПЛ у пирса в базе, а затем в полигонах боевой подготовки в подводном положении (на грунте). Водолазное обеспечение осуществлялось в 40 полигоне водолазным морским ботом, а на 100-метровом полигоне спасательным судном пр.532 и водолазным морским ботом, которые устанавливались над ПЛ на четырех рейдовых бочках. В подводном положении ПЛ находилась в течение 5 суток, в эти дни выполнялись выходы водолазов на грунт. Длительность нахождения ПЛ под водой определялась запасом электроэнергии аккумуляторных батарей и необходимостью зарядки батарей и пополнения запасов сжатого воздуха. Через двое суток нахождения ПЛ в надводном положении, как правило, в базе, производилась покладка ПЛ на грунт в том же полигоне и продолжались экспериментальные водолазные спуски акванавтов из ПЛ. Под водой водолазы выполняли работу на макетах выгородки АСУ, установленной в водолазной нише ПЛ, резку металла, а также ходили по грунту на расстояние до 20 м и делали осмотр корпуса ПЛ. При водолазных спусках применялось снаряжение СВ-СПЛ. в котором использовалась гелиевокислородная смесь, содержавшая 18-20% кислорода при спусках на глубину 40 м и 9-10% кислорода - на глубину 100 м. В группе испытателей участвовали специалисты института и личный состав ПЛ, которые прошли специальную физическую и психологическую подготовку и выполняли тренировочные водолазные спуски из условий ПДК ПЛ. До начала экспериментов и через сутки после окончания декомпрессии испытуемые проходили медицинское обследование в морском госпитале г.Севастополя. В период декомпрессии водолазов ПЛ находилась у пирса в базе. Эксперименты на ПЛ проводились специальной комиссией, назначенной директивой НГШ ВМФ, в составе: командира бригады ПЛ капитана 1 ранга Иванова П.П., зам.начальника НИИ АСС капитана 1 ранга Фигичева А.И.. полковника м/с Гусинского 3.С.. капитана 1 ранга Духовского В.Г. полковника Лейбовича Е.Е. полковника м/с Смолина В.В., капитана 2 ранга Цветайло И.И.. капитана 3 ранга Нежмакова Л,В. майора м/с Филиппова В.В. лейтенанта м/сл Черецких А.М.. В проведении экспериментов участвовала большая группа специалистов института и Севастопольского морского госпиталя;

1970 год 1 ноября
Перечислена в состав 27-й БрПЛ КЧФ с базированием на г.Феодосия;

1970 год
К концу 1970 года образцы нового снаряжения акванавтов СВГ-300 поступили на ЧФ, но первые же испытания, проведённые на ЭСПЛ, показали необходимость его доработки;

1971 год
Межведомственные испытания СВГ-300 проводились в конце 1971 года и дали неплохие результаты: в защитном (от холода) снаряжении акванавты провели на глубине 10 м четыре часа, на 40 м - 2 часа 25 минут, на 70 и 100 м - по 1 часу;

1971 год декабрь
Участвовала в зачётном учении по использованию СВГ-300. ЭСПЛ легла на грунт на глубине 100 м в полигоне БП, сама же имитируя затонувшую ПЛ. Акванавты А. Хибин, Г. Пелых, В. Рубаненко и В. Пронин в снаряжении СВГ-300 вышли через водолазный шлюз и приступили к выполнению различных работ: осмотру ПЛ, подключению к ней спущенных со спасательного судна шлангов отсоса и подачи воздуха, остропке мины АМД-1000, монтажу на верхней палубе ПЛ макета гидроакустической станции размером 2 на 2 метра (монтажные соединения насчитывали 36 болтов, с которыми справились за 1 час 23 минуты). Предельное время пребывания под водой составило 2,5 часа. Акванавты почти не замерзали в воде, а лишь уставали. Эксперимент завершился 9 декабря;

1972 год (приблизительно)
Перечислена в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;

1972 год август
Совместно с АС-10 проекта 1839 и АС-1 проекта 1837 успешно участвовала в учениях по выводу из ПЛ сухим способом 16 человек с глубины 60 метров;

1974 год лето
Встала в текущий ремонт;

1977 год 3 августа
Переименована в СС-63;

1980 год 22 июня
Выведена из боевого состава, переформирована и перестроена в УТС и поставлена на прикол;

1980 год 18 сентября
Переименована в УТС-579. К 1990 году в списках судов КЧФ не числилась. Разобрана на Севастопольской базе "Вторчермет" в п.Инкерман.




командиры (в/ч 09893):


1. Кузнецов Л.М. (1950?-1953-1954)
2. Маркелов А.Г. (1954-1959)
3. Скипидарников Л.И. (1959-1960?)
4. Лисичкин Ю.М. (1960?-1962-1965-1966?)
5. Глушков Б.А. (1966?-1969-1970)
6. Лей Л.Г. (1970-1972)
7. Клецов И. (1972-1974?)
8. Коротченков А.П. (1974?-1979?)
9. Резниченко А.В. (1979-1980)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ С-63 проекта 613 во время испытаний. 1952 год.



список источников:


1. Информация предоставленная Гринаковским Сергеем Олеговичем (в прошлом - начальник лаборатории ПЛ БС-555).
2. Информация и фотография из ВТА "Тайфун" № 3 (выпуск 15) 1999 г.
3. Постнов А.А. "Спасательная ПЛ проекта 940". Морской Сборник, август 1997 г.
4. Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка пр. 940 "Ленок", ВТА "Тайфун", №9, 2001
5. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Костриченко В.В., "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997 гг."
8. Лебедько В.Г. "На службе Советскому Союзу".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2019