Rambler's Top100 Подводная лодка С-72, ПЗС-45. Проект 613, 613А, 613АД

С-72, ПЗС-45
проект 613, 613А, 613АД



фотография:

Подводная лодка С-72

ПЛ С-72 проекта 613АД во время испытаний. 1964 год.



историческая справка:


1951 год 13 ноября
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж подчинен 119-й БрСПЛ 55-й ДиСРК (с 08.1953 - 139-й ДнСПЛ) ЧФ;

1952 год 18 ноября
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А. Марти (ССЗ №444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1953 год 24 мая
Спущена на воду;

1953 год лето
Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, экипаж подчинен 180-й УБрСРПЛ ЧФ;

1953 год 20 сентября
Вступила в строй;

1953 год 29 сентября
Включена в состав ЧФ. Вошла в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;

1956 год июнь
Перечислена в состав 155-й отдельной Констанцской ордена Ушакова I степени БрПЛ ПС ЧФ с базированием на Балаклаву;

1958 год 27 декабря
Перечислена в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ПС ЧФ с базированием на порт г.Феодосия;

1959 год 8 июня
Прибыла в порт г.Феодосия;

1961 год - 1962 год
В 1961 году на ССЗ №444 начато переоборудованию ПЛ по проекту 613А. Закончить переоборудование планировалось в конце того же года, но из-за многочисленных изменений, вносимых ОКБ-52 и НИИ-49, заводские и ходовые испытания были закончены в июне 1962 года. Во время ходовых испытаний подводная лодка перешла в Балаклаву;

1962 год весна
Перешла для базирования в г.Феодосия;

1962 год июль
Произвела два успешных пуска ракеты 4К-66;

1962 год декабрь
Испытания перенесены на полигон "Песчаная балка". Первые стрельбы, произведенные подводной лодкой, оказались неудачными;

1963 год декабрь
Отозвана из «Песчаной Балки» в г.Николаев на ССЗ №444, для переоборудования по проекту 613АД;

1964 год январь - июнь
Выполнены работы по переоборудованию ПЛ, проведены швартовые и ходовые испытания;

1964 год 9 июля
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1964 год июль
Продолжение испытаний. По программе второго этапа испытаний выполнено 6 пусков;

1964 год 1 сентября
Пуск по мишени СМ пр. 1784 на дальность 60 км. Радиолокационная ГСН «Конус» не сумела захватить цель, и ракета взорвалась на 243-й секунде полета, пролетев 68,2 км. Скорость лодки в момент пуска составляла 3,24 уз., а глубина — 27 м.;

1964 год 16 октября
Пуск по мишени СМ пр. 1784 на дальность 60 км. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6,5 м от палубы у мачты № 4 и проделала дыру в сети размером 3,75 м в ширину и 2,25 м в высоту. Приводнение ракеты произошло в 260 м за мишенью на 226-й секунде полета. В момент пуска лодка двигалась со скоростью 4,68 уз. на глубине 27,5 м.;

1965 год 24 апреля
Отнесена к подклассу опытовых ПЛ. Входила в состав 381-го отдельного Севастопольского Краснознаменного дивизиона ЧФ с базированием на г.Феодосия;

1965 год март - 1966 год сентябрь
Третий этап испытаний «Аметиста», в ходе которого было выполнено 13 пусков (23.03.1965, 23.04.1965, 15.06.1965, 14.07.1965, 24.07.1965, 06.08.1965, 10.09.1965, 17.09.1965, 20.10.1965, 19.11.1965, 20.08.1966, 19.09.1966 и 23.09.1966), из них 4 — неудачных (23.04.1965, 15.06.1965, 10.09.1965 и 19.11.1965). Стрельбы С-72 обеспечивало спасательное судно СС-13;

1966 год 19 сентября
В ходе пуска № 12 должна была испытываться доработанная РГС «Конус» стрельбой по мишени СМ пр. 1784 при дальности 60 км. Пуск был намечен на раннее утро, поэтому корабли охраны района испытаний вышли накануне в ночь, чтобы занять свои места и не допустить в район посторонние суда. Но не повезло с самого начала. Часов в 8 утра в район ворвался болгарский сухогруз, шедший из Болгарии в Новороссийск. Сухогруз следовал по директрисе стрельбы и никак не реагировал на сигналы, подаваемые с кораблей охраны с требованием выйти за границы района. В результате пуск № 12 был задержан, и надолго. Узнав о задержке, командир С-72 Н.Б. Столяров и командир обеспечивавшего пуск судна СС-13 О.Н. Крот решили заняться своими корабельными делами. Они маневрировали. ПЛ несколько раз делала погружения. Во второй половине дня сухогруз, наконец, вышел за пределы запретного района. С-72 и СС-13 заняли свои места для пуска. Но перед этим командиры столько маневрировали, что командир спасателя совершенно забыл, работы по какой теме он обеспечивает. Кончилось все это тем, что, когда настал момент пуска, лодка оказалась не на 250—300 м от спасателя, как было заранее предусмотрено, а всего в 5—6 м от правого борта. Десятки специалистов и просто любопытных расположились по правому борту спасателя, чтобы наблюдать выход ракеты из воды. И вот ракета взлетела из-под самого борта СС-13, оглушив всех ревом двигателя и обдав публику водой и горячим дымом. Люди со страху бросились на палубу. Позже многим, особенно женскому персоналу, пришлось оказывать медицинскую помощь. Командир спасателя так и не смог объяснить, как это он так доманеврировался. Но приключения на этом не кончились. РГС «Конус» захватила какую-то цель, и ракета поразила ее, пролетев, не как положено, 60 км, а всего 22,2 км. Был уничтожен мощный гидроакустический буй, установленный в надводном положении на трассе стрельбы;

1967 год 30 марта
Переформирована в состав 381-го отдельного Севастопольского Краснознаменного дивизиона 14-й ДиПЛ ЧФ с базированием на г.Феодосия;

1968 год
Получила звание "Отличный корабль";

1970 год 1 ноября
Переформирована в состав 27-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на г.Феодосия;

1971 год 26 января
Выведена из боевого состава и переформирована в ПЗС;

1971 год 27 марта
Переименована в ПЗС-45;

1974 год 12 марта
Расформирован экипаж;

1974 год 3 октября
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1975 год
Отбуксирована на Севастопольскую базу "Главвторчермета" в пос. Инкерман;

1978 год - 1979 год
Разделана на металл.



командиры (в/ч 09831(?)):

1. Дягилев П.И. (1951?-1952-1953-195?)
2. Вешторт Б.А. (12.01.1956-15.12.1956)
3. Пронкин В.В. (1958?-1959-1961)
4. Элиас В.И. (1961?-1961?)
5. Столяров Н.Б. (1961-1966-1967?)
6. Быков А.В. (1966?-1967-1968-1971?)



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ С-72 проекта 613 на испытаниях. 1953 год.
2. Фотография ПЛ С-72 проекта 613АД в Феодосии. 1972 год.
3. Фотография корпуса ПЗС-45 в Инкермане. 1978 год.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
4. Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского Флота", Яуза, ЭКСМО, Москва, 2004г.;
5. Заблоцкий В.П. "Wisky по-Николаевски", Моделист-Конструктор, №1, 2014г.
6. Фотография с форума Balancer`а.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2019 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2019 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»