Rambler's Top100 Подводная лодка С-98, УТС-284. Проект 613

С-98, УТС-284
проект 613



фотография:

Подводная лодка С-98

ПЛ С-98 проекта 613 на испытаниях. 1955 год.
Фотография из архива Заблоцкого В.П.




историческая справка:


1953 год 4 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж временно подчинен 139-му ДнСПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;

1954 год 3 января
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А.Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1954 год 30 марта
Спущена на воду;

1954 год весна
Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний. Экипаж временно подчинен 180-й БрУСПЛ ЧФ;

1954 год 31 августа
Вступила в строй. На ПЛ переоборудовали систему РДП и выдвижные устройства для повышения скорости хода в режиме РДП до 10 уз., а ЦГБ № 6 приспособили под топливную. Предельный угол снижения автомата 2М-8 уменьшили с 10° до 0°. Позже это распространили и на остальные подводные лодки серии. В результате переоборудования изменился силуэт этой лодки - главным образом, из-за увеличения высоты ограждения рубки. И хотя удалось достичь прироста скорости подводного хода до 13,14 уз., а в режиме РДП даже до 11 уз. (вместо проектных 13 уз. и 10 уз. соответственно), в целом доработка системы РДП себя не оправдала. При плавании под РДП или электромоторами на малых глубинах появлялся недопустимо высокий бурун, демаскировавший ПЛ, особенно при поднятых выдвижных устройствах. Из-за увеличения высоты воздушной трубы системы РДП на 750 мм вследствие появившихся зон затенения, а также забрызгивания ухудшились условия использования обоих перископов и РЛС "Флаг". В итоге, от переоборудования последующих ПЛ отказались, а своеобразное ограждение рубки на ПЛ так и осталось её характерным признаком до окончания службы. На ПЛ также впервые установили и испытали опытную систему приборов "Зигзаг", работавших в комплексе с системой ПУТС-Л4-2 и запланированных к установке на строившиеся ПЛ, начиная с 1955 года;

1955 год 9 сентября
Включена в состав Черноморского флота. Вошла в состав 153-й БрПЛ ПС ЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;

1955 год 6 ноября - 4 декабря
Выполнила задачи дальнего похода на полную автономность. Провела под водой 674 часа и над водой - 16 часов;

1958 год 6 июня
Перечислена в состав Северного флота;

1958 год лето
Переведена по внутренним водным системам из Азовского моря в г.Северодвинск. Вошла в состав 28-й ОБрПЛ СФ с базированием на г.Северодвинск;

1959 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на Екатерининскую гавань (г.Полярный);

1960 год 4 мая
Перечислена в состав 42-й ОБрПЛ (с 1961 в составе 9-й ЭскПЛ) СФ с базированием на губу Печенга (п.Линнахамари);

1961 год 4 июля - 1965 год 12 февраля
Прошла капитальный ремонт (возможно с модернизацией) на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Ответственный сдатчик - Ермошин В.В.;

1965 год
Перечислена в состав 162-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (п.Видяево);

1966 год (предположительно)
При стоянке в п.Видяево, на проворачивании механизмов, при прострелке ТА №1 (с открытой задней крышкой) воздухом при нахождении боевой торпеды в ТА, произошла нештатная ситуация. По неизвестной причине парагазовая торпеда вылетела из торпедного аппарата внутрь отсека, ударилась о кормовую переборку (образовав вмятину глубиной 14 см) и наполовину влетела обратно в аппарат (в отсеке на стелажах других торпед не было). По счастливой случайности никто не пострадал. В течении месяца на СРЗ вмятина на переборке была заменена новыми стальными сегментами, ввареными по месту;

1968 год 9 августа
После перевода на Чёрное море была перечислена в состав Краснознаменного Черноморского флота. Вошла в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием в Балаклавской бухте;

1969 год июнь
Участвовала в учениях с китобойной флотилией "Советская Украина" по прикрытию вывода судов флотилии в Чёрное море в угрожаемый период (участвовали ПЛ С-157, С-384, С-147, БПК "Решительный", морские и базовые тральщики МТ-219, БТ-449, три самолета Ту-16, две летающих лодки Бе-12 и 20 единиц китобойной флотилии. Были отработаны организация встречи судов, входящих в Чёрное море, их сопровождение, оповещение о возникновении военной угрозы судоходству, о фактической обстановке, маршрутах отхода и организации прикрытия судов;

1970 год 30 июня
Выведена из боевого состава, законсервировала и в Феодосии поставлена на отстой. Перечислена в состав 381-го ОДнПЛ КЧФ;

1970 год ноябрь
Перечислена в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ и в поставлена на отстой в Балаклавской бухте;

1971 год июнь
Во время проведения КШУ "Юг" Генеральный штаб ВС СССР дал приказание ввести в состав сил постоянной готовности лодку резерва С-98. С получением этой внезапной вводной военнообязанные запаса начали поступать на ПЛ через 6 часов. Сразу началась расконсервация вооружения и механизмов ПЛ. Завершена она была в течение 8 суток. Были сданы 1-я, 2-я и 3-я задачи, ПЛ введена в состав сил постоянной готовности и опять законсервирована. Личный состав демобилизовали;

1972 год (приблизительно)
Перечислена в состав 131-го ДнПЛ 66-й БрКОВР КЧФ с базированием на г.Одесса;

1975 год 1 марта
Переформирована в состав 131-го ДнПЛ 14-й ДиПЛ (с 15.11.1975 - 131-й ОДнПЛ) КЧФ с прежним местом базирования;

1986 год 1 ноября
Расформирован экипаж;

1988 год 17 июля
Сформирован экипаж, перестроена в УТС и в Практической гавани Одесского порта поставлена на прикол;

1988 год 26 августа
Переименована в УТС-284;

1991 год (приблизительно)
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в 0ФИ для демонтажа и реализации.



командиры (в/ч 87093):

1. Бобр Ю.Ф. (1954-1955)
2. Затеев Н.В. (1955-1958)
3. Чернавин Л.Д. (07.1961-04.1964)
4. Самойлов М. (1964-1969-197?)
5. Волков Р.В. (13.04.1976-10.05.1975)
6. Гнатюк Л. (1975?-1986?)



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ С-98 проекта 613 на Северном флоте в День ВМФ. 24.07.1965г.
2. Фотография УТС-284 в Одессе. 80-е года.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
4. Лебедько В.Г. "Послевоенная подводная эпопея (1945-1995гг.)", ВТА "Тайфун", №3, 1998г.;
5. Костриченко В.В. "Трагедия Черноморского флота 1990-1997гг.";
6. Воспоминания ветеранов подводников КСФ и КЧФ.
7. Заблоцкий В.П. "Whisky" по-Николаевски. Подводные лодки проекта 613", Морская коллекция, №2, 2014г.
8. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
9. "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.
10. Римкович В.П. "Подводные лодки 613 проекта", КП ОГТ, Одесса, 2011г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»