Проект 611 (NATO – “Zulu”).

 

1. Количество подводных лодок проекта: 26

 

2. Изображение проекта:

 

 

3. Состав проекта:

 

Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№ 196) (8)

1

Б-61

580

10.01.51

26.07.51

31.12.53

 

2

Б-62

631

06.09.51

29.04.52

31.12.53

Модернизир. по пр. АВ611

3

Б-63

632

06.02.52

18.07.52

30.06.54

 

4

Б-64

633

15.05.52

29.11.52

30.12.54

 

5

Б-65

634

24.07.52

21.03.53

06.12.54

 

6

Б-66

635

15.12.52

30.06.53

29.12.54

 

7

Б-68

637

06.06.53

31.10.53

27.11.55

 

8

Б-69

638

14.09.53

18.06.54

31.12.55

 

СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№402) (18)

9

Б-67

636

26.03.53

05.09.53

30.06.56

Достроена по пр. В611

10

Б-70

351

14.05.54

18.09.55

29.06.56

 

11

Б-71

402

07.06.54

19.05.56

30.09.56

 

12

Б-72

403

16.11.53

18.09.55

30.06.56

 

13

Б-73

404

16.08.54

16.01.57

30.11.57

Модернизир. по пр. АВ611

14

Б-74

305

27.09.54

05.06.56

31.10.56

 

15

Б-75

306

11.11.54

08.07.56

06.11.56

 

16

Б-76

307

24.01.55

25.08.56

28.11.56

 

17

Б-77

208

07.05.55

20.09.56

30.11.56

 

18

Б-78 «Мурманский комсомолец»

209

16.07.55

13.06.57

30.11.57

Модернизир. по пр. АВ611

19

Б-79

210

19.12.55

16.07.57

03.12.57

Модернизир. по пр. АВ611

20

Б-80

111

01.02.56

16.01.57

13.07.57

 

21

Б-81

112

19.04.56

16.01.57

13.07.57

 

22

Б-82

113

15.06.56

12.05.57

17.08.57

 

23

Б-88

514

17.08.56

04.07.57

25.09.57

 

24

Б-89

515

05.02.57

21.09.57

13.12.57

Модернизир. по пр. АВ611

25

Б-90

516

25.10.56

17.08.57

30.10.57

 

26

Б-91

517

25.01.57

26.11.57

15.07.58

 

 

4. История проекта:

 

16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ И. Кузнецову, после чего Центральному конструкторскому бюро-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.

   К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные субмарины XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.

   Новые корабли оснастили мощным вооружением. 6 носовых и 4 кормовых аппарата для 533-мм торпед, дюжина запасных располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины АМД-1000. Перед рубкой, на верхней палубе, разместили спаренную установку 57-мм универсальных пушек СМ-243ИФ, а в кормовой части рубки находилась спарка 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех лодок сняли, после чего их скорость возросла на узел...
Лодку проекта 611 оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.

   Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 - 22-мм стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, во втором наверху разместили офицерскую кают-компанию, гидроакустический комплекс, душевую, внизу - аккумуляторные батареи. В третьем был центральный пост, штурманское, радиолокационное, гидроакустическое оборудование, приборы управления торпедной стрельбой. В четвертом устроили кают-компанию старшин, радиорубку, провизионку и камбуз. В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом) по 1350 л.с. приводили во вращение 3-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.

   Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.

   Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода "Судомех" 10 января 1951 г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям. Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники "Рубин" (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом "был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований". В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.

 

5. Схема проекта:

 

 

6. Тактико-технические данные проекта:

 

водоизмещение           надводное                               - 1831 т

подводное                               - 2600 т

скорость                      в надводном положении          - 17 узлов

в подводном положении          - 15 узлов

дальность плавания     в надводном положении          - 22 000 миль

в подводном положении          - 440 миль

запас плавучести                                                        - 28,3%

глубина погружения                                                    - 200 м.

автономность                                                              - 75 суток

длина                                                                         - 90,5 м,

ширина                                                                       -7,5м.  

осадка                                                                                    - 5,1 м

экипаж                                                                        - 65 человек.

 

7. Источники:

 

- В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996

- И. Боечин «Их называли "БУКИ" Техника-Молодежи №2 1996