Проект 611 (NATO – “Zulu”).
1.
Количество подводных лодок проекта: 26
2.
Изображение проекта:
3.
Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Завод
"Судомех" (№ 196) (8) |
||||||
1 |
Б-61
|
580 |
10.01.51 |
26.07.51 |
31.12.53 |
|
2 |
Б-62 |
631 |
06.09.51 |
29.04.52 |
31.12.53 |
Модернизир. по пр. АВ611 |
3 |
Б-63 |
632 |
06.02.52 |
18.07.52 |
30.06.54 |
|
4 |
Б-64 |
633 |
15.05.52 |
29.11.52 |
30.12.54 |
|
5 |
Б-65 |
634 |
24.07.52 |
21.03.53 |
06.12.54 |
|
6 |
Б-66 |
635 |
15.12.52 |
30.06.53 |
29.12.54 |
|
7 |
Б-68 |
637 |
06.06.53 |
31.10.53 |
27.11.55 |
|
8 |
Б-69 |
638 |
14.09.53 |
18.06.54 |
31.12.55 |
|
СЕВЕРОДВИНСК: Северное
машиностроительное предприятие (№402) (18) |
||||||
9 |
Б-67
|
636 |
26.03.53 |
05.09.53 |
30.06.56 |
Достроена по пр. В611 |
10 |
Б-70 |
351 |
14.05.54 |
18.09.55 |
29.06.56 |
|
11 |
Б-71 |
402 |
07.06.54 |
19.05.56 |
30.09.56 |
|
12 |
Б-72 |
403 |
16.11.53 |
18.09.55 |
30.06.56 |
|
13 |
Б-73 |
404 |
16.08.54 |
16.01.57 |
30.11.57 |
Модернизир. по пр. АВ611 |
14 |
Б-74 |
305 |
27.09.54 |
05.06.56 |
31.10.56 |
|
15 |
Б-75 |
306 |
11.11.54 |
08.07.56 |
06.11.56 |
|
16 |
Б-76 |
307 |
24.01.55 |
25.08.56 |
28.11.56 |
|
17 |
Б-77 |
208 |
07.05.55 |
20.09.56 |
30.11.56 |
|
18 |
Б-78 «Мурманский
комсомолец» |
209 |
16.07.55 |
13.06.57 |
30.11.57 |
Модернизир. по пр. АВ611 |
19 |
Б-79 |
210 |
19.12.55 |
16.07.57 |
03.12.57 |
Модернизир. по пр. АВ611 |
20 |
Б-80 |
111 |
01.02.56 |
16.01.57 |
13.07.57 |
|
21 |
Б-81 |
112 |
19.04.56 |
16.01.57 |
13.07.57 |
|
22 |
Б-82 |
113 |
15.06.56 |
12.05.57 |
17.08.57 |
|
23 |
Б-88 |
514 |
17.08.56 |
04.07.57 |
25.09.57 |
|
24 |
Б-89 |
515 |
05.02.57 |
21.09.57 |
13.12.57 |
Модернизир. по пр. АВ611 |
25 |
Б-90 |
516 |
25.10.56 |
17.08.57 |
30.10.57 |
|
26 |
Б-91 |
517 |
25.01.57 |
26.11.57 |
15.07.58 |
|
4. История проекта:
16
октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г.
наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта
второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым
предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы,
вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на
практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и
XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили
наркому ВМФ И. Кузнецову, после чего Центральному конструкторскому бюро-18
Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание,
и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным
конструктором которой назначили С. Егорова.
К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные
субмарины XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611
некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с
теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта
613.
Новые корабли оснастили мощным вооружением. 6 носовых и 4 кормовых аппарата для
533-мм торпед, дюжина запасных располагалась на стеллажах. Вместо части торпед
можно было принять 32 мины АМД-1000. Перед рубкой, на верхней палубе,
разместили спаренную установку 57-мм универсальных пушек СМ-243ИФ, а в кормовой
части рубки находилась спарка 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже
сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а
скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить
под воду. К 1956 г. артиллерию со всех лодок сняли, после чего их скорость
возросла на узел...
Лодку проекта 611 оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного
обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для
поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая
станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на
вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 - 22-мм
стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить
объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом
и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, во втором наверху разместили
офицерскую кают-компанию, гидроакустический комплекс, душевую, внизу - аккумуляторные
батареи. В третьем был центральный пост, штурманское, радиолокационное,
гидроакустическое оборудование, приборы управления торпедной стрельбой. В
четвертом устроили кают-компанию старшин, радиорубку, провизионку и камбуз. В
пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним
подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два
бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом) по 1350 л.с. приводили во вращение
3-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на
малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали
140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером
воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии
толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Головную Б-61
заложили на стапеле ленинградского завода "Судомех" 10 января 1951 г.
и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям. Как отмечал сотрудник ЦКБ
морской техники "Рубин" (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом
"был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного
продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной
вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других
усовершенствований". В декабре Б-61 вступила в строй, и до
1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.
5.
Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное -
1831 т
подводное -
2600 т
скорость в
надводном положении - 17 узлов
в подводном положении - 15 узлов
дальность плавания в надводном положении -
22 000 миль
в подводном положении - 440 миль
запас плавучести - 28,3%
глубина погружения - 200 м.
автономность - 75
суток
длина -
90,5 м,
ширина -7,5м.
осадка -
5,1 м
экипаж -
65 человек.
7. Источники:
- В.П. Кузин, В.И.
Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996
- И. Боечин «Их называли "БУКИ" Техника-Молодежи №2 1996