Rambler's Top100 Подводная лодка Б-105. Проект 641

Б-105
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-105



историческая справка:


1961 год 7 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1961 год 1 июля
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка. Экипаж временно подчинен 39-й ОБРСРПЛ ЛенВМБ;

1961 год 1 октября
Спущена на воду;

1962 год весна
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;

1962 год 15 июня
Вступила в строй;

1962 год 27 июня
Включена в состав СФ. Зачислена в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ СФ с базированием на губу Ура;

1962 год 20 августа
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный. Прибыла к постоянному месту базирования;

1962 год 12 сентября - 8 декабря
На ССЗ "Судомех" в г.Ленинград прошла гарантийный ремонт. Место проведения ремонта и способ доставки корабля требуют уточнения;

1963 год
Выполнила задачи БС;

1965 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море (командир - кап.2р. Смирнов Ю.Ф.);

1967 год весна - лето
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Смирнов Ю.Ф.) в Средземном море (организационно была подчинена 14-й смешанной эскадре ВМФ, с 14.07.1967 - 5-я ОпЭск ВМФ). 1-30.6 находилась в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) в период ведения там боевых действий;

1968 год
Выполнила задачи БС в Северо-восточной Атлантике;

1969 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1969 год 18 августа - 1970 год 28 февраля
Находилась на БС в Средиземном море в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) в период ведения там боевых действий;

1971 год
Входила в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1971 год 28 октября - 1973 год 23 апреля
На СРЗ-35 ("Севморпуть") в п.Роста (г.Мурманск) прошла ремонт. После ремонта перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;

1973 год сентябрь
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1973 год 12 сентября - 1974 год 8 октября
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ. В период с 01.10.1973 по 31.03.1974 находилась в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) в период ведения там боевых действий;

1975 год 1 марта
В ПБП КСФ в прибрежной зоне (командир - Горшков Н.И.), имел место факт столкновения с РПКСН К-475 проекта 667Б в надводном положении. В результате столкновения была повреждена носовая часть ПЛ, а ТА №5 вышел из строя. Причиной столкновения явилось нарушение правил кораблевождения со стороны командиров ПЛ (предположительно основная вина лежала на командире ПЛ Б-105). Восстановительный ремонт потребовал докования обоих кораблей и обошелся ТУ КСФ в несколько миллионов рублей;

1976 год ноябрь - 1977 год апрель
Прошла капитальный ремонт в порту г.Тиват (СФРЮ). По окончании ремонта прошла 2-х недельные ходовые испытания;

1977 год май - 1978 год 23 января
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Кошелев Е.П.) в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ. В октябре 1977 года прошла месячный ремонт в порту г.Тартус (Сирия). Рано утром 19.12.1977 в западной части Средиземного моря при возвращении в базу в Полярный произошла аварийная ситуация. При погружении, по какой-то причине, один из клапанов вентиляции кормовой группы ЦГБ не открылся, а сигнализация в ЦП сработала на открытие, поэтому сразу никто не придал этому никакого значения, дифферент на нос увеличивался, а глубиномер ничего не показывал. Когда командир понял в чём дело и дал команду: три мотора полный назад, то не учел, что вся корма вместе с винтами уже торчала на несколько метров над водой. При включении всех трех моторов началась сильнейшая вибрация по всему корпусу. После это ЦП дал команду на аварийное всплытие и продувку ЦГБ носовой группы, но, когда старший трюмный начал открывать кран ВВД на колонке, маховик сорвался со шлицов, и кран естественно не смогли открыть, а между тем, дифферент на нос увеличивался с каждой минутой, и в тот момент перевалил уже за 25 градусов. В отсеках, полетело всё, что плохо лежало и стояло, из некоторых АБ потек электролит. После всего этого, дали команду в 1-й отсек, на продувку носовой группы через аварийную колонку ВВД, и когда продули, ПЛ, в буквальном смысле слова, вылетела из воды и легла очень сильно на один борт, затем на другой, и так несколько раз. После того как экипаж пришел в себя, где-то через час-полтора, ПЛ благополучно погрузилась и направилась в базу. В момент продувки носовой группы, дифферент на нос достиг 33 градусов. 23.01.1978 возвратилась в г.Полярный;

1980 год февраль
Постановка минного заграждения по заданным координатам с оценкой "отлично";

1981 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1981 год 27 августа - 1982 год 3 декабря
На КМОЛЗ в г.Кронштадт прошла средний ремонт. На время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;

1983 год 1 октября
Перечислена в состав 180-го ДнПЛ резерва 203-й ОБрРПЛ БелВМБ. Выведена из боевого состава, законсервирована и в г.Северодвинск поставлена на отстой;

1985 год
Входила в состав 299-го ОДнПЛ БелВМБ;

1987 год 27 февраля
Перечислена в состав 28-го ДнПЛ резерва 9-й ЭскПЛ КСФ. Поставлена на отстой в губе Ура (п.Видяево);

1988 год 1 мая
Расконсервирована и вновь введена в строй;

1988 год осень (весна?)
Переведена по внутренним водным системам из Белого в Азовское море, затем на Черное море;

1988 год 19 октября
Перечислена в состав КЧФ. Зачислена в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на на Южную бухту г.Севастополь;

1988 год 13 декабря - 1991 год 26 июля
На ССЗ "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький (Нижний Новгород) прошла капитальный ремонт;

1991 год ноябрь
Перечислена в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Балаклавскую бухту;

1991 год - 1993 год
Часто выполняла задачи боевого дежурства в базе;

1993 год 24 августа
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1993 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1994 год
На Севастопольской судоразборочной базе в пос.Инкерман разделана на металл.



командиры (в/ч 36072):

1. Лободенко В.В. (07.1961-09.1964)
2. Смрнов Ю.Ф. (1964?-1965-1967-1968?)
3. Римский А.А. (1968-1972)
4. Горшков Н.И. (07.1972-09.1974)
5. Кошелев Е.П. (1974-1978)
6. Сучков Г.А. (10.10.1978-09.06.1980)
7. Кучеренко В.А. (1980-1981-1982?)
8. Пешко А.И. (1981?-1982)
9. Степушкин В.П. (1982-1984-1985?)
10. Могильников Ю.А. (1984?-1985)
11. Пешко А.И. (1985?-1988-02.1989)
12. Султанов Р. (02.1989-1992)
13. Иванов С.В. (1992)
14. Егоров А. (1992-1993)
15. Бондарев Р. (1993)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996;
3. Спецвыпуск №2, ВТА "Тайфун", 2003г.
4. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
5. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
6. Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.".
7. Фотография с сайта http://balancer.ru.
8. Информация от Брагина В.
9. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
10. Воспоминания членов экипажа.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2007-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»