Rambler's Top100 Подводная лодка Б-116, Б-326 Проект 641

Б-116, Б-326
проект 641



фотография:

Подводные лодки проекта 641

ПЛ проекта 641 в порту Александрия (Египет).
ПЛ Б-116 стоит третьей от пирса. Идентификация Копыткова В (служил на Б-116 с 1972 по 1974 год)




историческая справка:


1959 год 9 июня
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка;

1959 год 29 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1959 год 10 октября
Спущена на воду;

1959 год 31 декабря
Сформирован экипаж в составе 10-й ДиПЛ КчВФЛ ТОФ. После прибытия экипаж был временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1960 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;

1960 год 25 августа
Вступила в строй;

1960 год 3 сентября
Включена в состав СФ. Зачислена в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ (с 1961 - 4-я ЭскПЛ) СФ с базированием на г.Полярный;

1962 год 4 мая - 23 июля
Первой из ПЛ СФ выполнила задачи БС на Средиземном море;

1963 год август
Приняла участие в зачетных учениях СФ;

1963 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1963 год октябрь - 1964 год июль
Находилась в текущем ремонте;

1964 год декабрь - 1965 год март
Выполнила задачи БС на Средиземном море;

1965 год август - ноябрь
Выполнила задачи БС на Средиземном море. 19 - 22 сентября в составе отряда кораблей с официальным визитом посетила Порт-Саид в Египте (Объединённая Арабская Республика). Советские моряки возложили венки к могиле Неизвестного солдата и на могилы русских и советских моряков погибших здесь в годы Первой и Второй мировых войн;

1967 год январь - март
Находилась в дежурстве;

1967 год - 1968 год январь
Прошла ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт;

1968 года январь
Совершила межфлотский переход вокруг Скандинавии на Северный флот;

1970 год январь - июль
Выполнила задачи БС на Средиземном море (командир - кап.2р. Гвадзабия Г.В.) в составе БрПЛ. В марте - апреле прошла текущий ремонт в порту Александрия в Египте (Объединённая Арабская Республика). ПЛ приняла участие в учениях "Океан". По результатам БС командир ПЛ награжден Орденом Красного Знамени, пять офицеров ПЛ - орденами и медалями, а весь личный состав - медалями за воинскую доблесть;

1970 год
Экипаж объявлен "отличным";

1970 год
Экипаж завоевал приз ГК ВМФ по торпедной подготовке;

1971 год 21 июля - 1972 год 29 ноября
Выполнила задачи БС на Средиземном море (командир - кап.2р. Ищенко Н.М.). С 08.1971 по 05.07.1972 - текущий ремонт в п.Александрия (Египет). С 05.07.1972 продолжила БС в составе 211-й БрПЛ. В период 01.01.1972-31.07.1972 находилась в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) в период ведения там боевых действий;

1973 год март - апрель
Приняла участие в учениях в Норвежском море под кодовым названием "Лагуна" (у входа в базу ВМС США Холи-Лох);

1973 год май - август
Произвела замену АБ, с июля по август прошла доковый ремонт в пос.Росляково;

1973 год 12 сентября - 1974 год 8 октября
Выполнила задчи БС на Средиземном море в составе 69-й БрПЛ. Кап.2р. Смирнов назначен командиром ПЛ в 1974 году во время БС;

1977 год 3 августа
Переименована в Б-326;

1977 год 29 ноября - 1978 год 12 октября
Выполнила задачи БС на Средиземном море (командир - кап.3р. Зыбунов В.П.);

1979 год 18 марта - 10 апреля
Участвовала в ППО "Эвакуация";

1980 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Зыбунов В.П.);

1981 год осень
После выполнения задач БС на Средиземном море переведена на Черное море;

1981 год 3 декабря
Перечислена в состав КЧФ. Вошла в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базирование на Южную бухту г.Севастополь;

1982 год май - ноябрь
Прошла средний ремонт на заводе имени Савы Ковачевича ("Sava Kovacevic") в порту Тиват (СФРЮ). После ремонта по плану ПЛ должна была выполнить задачи БС в Средиземном море, но из-за плохого состояния АБ (во время среднего ремонта АБ не заменили) было принято решение отправить ПЛ в порт Тартус (Сирийская Арабская Республика), и там перегрузить АБ;

1982 год 16 - 26 ноября
Осуществила переход из Тивата в Тартус;

1982 год 26 ноября - 1983 год 14 марта
Находилась в порту Тартус. Во время стоянки ПЛ посетил Министр Обороны Сирийской Арабской Республики. По техническим причинам перегрузку АБ в порту Тартус признали нецелесообразным и ПЛ была отправлена в Севастополь;

1983 год 14 - 23 марта
Осуществила переход из Тартуса в Севастополь;

1983 год апрель - ноябрь
Была произведена перегрузка АБ, проведен доковый ремонт, выполнены курсовые задачи. ПЛ вошла в первую линию;

1984 год апрель - май
Выполнила задачи БС (командир - Гвоздев Н.М.) в Черном море (30 суток);

1984 год сентябрь - октябрь
Перешла в Бизерту (Тунис). Прошла доковый ремонт (забортная арматура, легкий корпус, ЦГБ и БЦ). Возвратилась в Севастополь;

1985 год июнь
Перешла в Бургас (Болгария). Приняла участте в учениях с ВМС БНР;

1985 год сентябрь - октябрь
Выполнила задачи БС (командир - Гвоздев Н.М.) в Черном море у берегов Турции (30 суток). Обнаружила ПЛ Турции;

1985 год
Экипаж получил приз Командующего КЧФ;

1985 год
Приняла участие в съемках художественного фильма "Слушать в отсеках" (Киностудия им. А.П.Довженко, 1985 год);

1987 год
Экипаж награжден грамотой Военного совета КЧФ;

1988 год 6 декабря
Прибыла для ремонта на завод "Флотский Арсенал" в порту г.Варна (Болгария). Вошла в состав ДнРПЛ;

1992 год
Находилась на заводе "Флотский Арсенал" в г.Варна (Болгария) в технической готовности 96%;

1994 год 25 марта
из-за отсутствия финансирования работ, ремонт прекращен. Командование ЧФ пыталось подготовить ПЛ к переходу в Севастополь под буксирами, но буксирные устройства оказались не в строю, винто-рулевые группы не проверены, аварийно-спасательным и противопожарным имуществом не укомплектована, личный состав не имел допусков к плаванию. В результате ПЛ была продана Болгарии в счет долга России за её ремонт и стоянку в порту Варна;

1994 год 15 апреля
Был организован торжественный спуск Военно-морского флага. Экипаж убыл в Севастополь на БДК;

1994 год 28 сентября
Исключена из состава ВМФ;

1994 год 1 декабря
Расформирован экипаж;

1994 год декабрь
В конце года ПЛ была под турецким флагом отбуксирована в Босфор, а оттуда — на так называемую «разборку» кораблей, развернутую в заливе Али-ага, севернее Измира (Турция);

1995 год
Разделана на металл.



командиры (в/ч 31255):

1. Егоров ?.?. (1959?-1962-196?)
2. Гвадзабия Г.В. (196?-1967-1971)
3. Ищенко Н.М. (1971-1972)
4. Хропов А.А. (1972-1974)
5. Смирнов А?М? (1974-197?)
6. Зыбунов В.П. (197?-1977-1982)
7. Гвоздев Г.В. (1982-1985)
8. Осинцев В.В. (1985-1988)
9. Сыворотченко А.С. (12.1988-1994)
10. Игнатьев С.М? (1994)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Йорданов Н. "Грустная история" (http://avtonomka.org).
5. Воспоминания ветеранов-подводников.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»