Rambler's Top100 Подводная лодка Б-130. Проект 641

Б-130
проект 641




фотография:


Подводная лодка Б-130

ПЛ Б-130 проекта 641 в ходе операции "Кама". 25.10.1962г.
Фотография US NAVY, The National Security Archive.




историческая справка:


1959 год 22 августа
Заложена на ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;

1959 год 10 ноября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1959 год 30 ноября
Сформирован экипаж в составе 10-й ДиПЛ КчВФЛ ТОФ. После прибытия в г.Ленинград экипаж был временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1959 год 17 декабря
Спущена на воду. На ПЛ первоначально былы установлена активная гидроакустическая станция "Арктика-М", не имевшая обтекателя на носу корпуса лодки с блестящими покрытиями антенны, что было характерно для станции МГ-10;

1960 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;

1960 год 22 сентября
Вошла в строй;

1960 год 1 октября
Включена в состав КСФ, вошла в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на Полярный;

1961 год 15 июля
В составе бригады вошла в состав 4-й ЭскПЛ СФ;

1961 год октябрь
Участвовала в учениях "Коралл" (старший КЭскПЛ Н.И. Ямщиков). 23.10 и 27.10.1961 дважды производила выстрел торпедой Т-5 с ядерной боеголовкой при проведении испытаний атомного оружия в губе Черная у архипелага Новая Земля в Баренцевом море;

1962 год 1 июля
Вошла в состав 20-й ЭскПЛ СФ (эскадра была создана перед переходом на Кубу);

1962 год 1 октября
Начало операции "Кама" (знаменитого "Карибского" похода из Баренцева в Саргассово море и обратно). Предварительно осуществила погрузку торпед с АСБЗО;

1962 год 2 - 5 октября
Уже в Норвежском море большинство лодок (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4) получило различные повреждения. Так, на Б-130 штормом сорвало леерные стойки;

1962 год 20 октября
На двадцатые сутки плавания лодки, в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким ПЛ противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям…;

1962 год октябрь - декабрь
Южнее Бермудских островов американцы с помощью новой, только недавно созданной системы СОСУС установили наличие первой из следовавших на Кубу советских лодок. Это была Б-130. Затем на нее были наведены противолодочные самолеты "Нептун" и корабли во главе с авианосцем Эссекс. Лодку преследовали по всем правилам, сбрасывая на нее гранаты и взрывпакеты, принуждая к всплытию. После длительной охоты Б-130, на которой вышли из строя стразу все три главных дизеля, полностью разрядились аккумуляторные батареи, и оказались заклинеными носовые горизонтальные рули, была вынуждена всплыть. Это произошло 26 октября. Всплывшая Б-130 оказалась в кольце эскадренных миноносцев, тотчас же командир попытался связаться с Москвой, что удалось только с 17-й попытки. Спустя некоторое время, удалось ввести в строй один из дизелей и лодка медленно, трехузловым ходом под эскортом американских кораблей направилась на норд - ост, туда, где в районе Азорских островов ее уже ожидало спасательное судно СС-20. Взяв аварийную лодку на буксир, СС-20 повел ее через штормовую Атлантику в Кольский залив;

1963 год июль
Находилась в парадном строю кораблей на рейде Североморска в День ВМФ;

1963 год - 1965 год
Находилась в ремонте на СРЗ-35 (Роста, Мурманск) в составе 48-й ОБрРПЛ СФ. Во время ремонта на ПЛ заменили ГАС на МГ-10. После ремонта вошла в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ;

1965 год июль
Находилась в парадном строю кораблей на рейде Североморска в День ВМФ;

1965 год октябрь - 1966 год январь
Выполнила задачи БС в Средиземном море;

1966 год июнь
Приняла участие в торпедных стрельбах на Приз ГК ВМФ. Впервые от флотов принимали участие не одиночные ПЛ, а бригады подводных лодок. От КСФ участвовала 69-я БрПЛ в составе Б-36, Б-103, Б-130 и Б-21. Приз ГК ВМФ в этом году не вручался;

1966 год июль
Находилась в парадном строю кораблей на рейде Североморска в День ВМФ;

1967 год
Выполнила задачи БС в Средземном море и Северо-восточной Атлантике. На БС произошел пожар в 1 отсеке;

1968 год 21 октября - 1971 год 5 февраля
На КМОЛЗ в Кронштадте проходила капитальный ремонт;

1971 год 10 декабря - 1972 год 24 июня
Выполнила задачи БС в Средиземное море в составе 69-й БрПЛ КСФ;

1973 год 15 сентября - 1974 год 8 октября
Выполнила задачи БС в Средиземное море в течении года в составе 69-й БрПЛ КСФ (Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105, Б-413) с оперативным подчинением 5-й ОпЭск. В период арабо-израильского конфликта в октябре 1973 года лодка была направлена в район юго-восточнее о-ва Кипр - западнее г. Хайфы, с поставленной приказом Министра Обороны СССР задачей охраны и обороны советских транспортов и с непосредственным указанием командиру ПЛ применять торпедное оружие в интересах их обороны;

1977 год
Выполнила задачи БС в Средиземное море в составе 69-й БрПЛ КСФ;

1978 год
В начале года перечислена в состав 42-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ (с 1982 года - в составе Кольской ФлРС КСФ) с базированием на губу Печенга (п.Лиинахамари);

1980 год август - 1981 год ноябрь
На КМОЛЗ в Кронштадте прошла текущий ремонт;

1981 год ноябрь
Перешла в г.Лиепая (Латвийская ССР) для отработки курсовых задач №1 и №2;

1982 год апрель
Перешла на Северный флот к месту постоянного базирования в губе Печенга (п.Лиинахамари);

1985 год
Выполнила задачи БС (командир - Егоров С.Ф.) в 3 этапа по 45 суток на Средиземном море (находилась в подчинении 51-й ОБрПЛ 5-й ОПЭск ВМФ);

1986 год 27 мая
При зарядке аккумуляторных батарей в базе погиб матрос, а ПЛ получила разрушения аккумуляторного отсека в результате взрыва воздушно-водородной смеси и требовала заводского ремонта;

1988 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1988 год 1 октября
Выведена из боевого состава, законсервирована и в губе Ура (п.Видяево) поставлена на отстой;

1990 год 1 июня
Расконсервирована и вновь введена в строй;

1991 год 11 марта
Перечислена в состав ДКБФ;

1991 год май
Переведена по ББК из Белого в Балтийское море. Вошла в состав 22-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);

1993 год 30 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1993 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1994 год
Оставлена в г.Лиепая при выводе российских войск с территории Латвии, согласно контракту №148/8/14 СЗГВ. В дальнейшем силами частной фирмы утилизирована.




командиры (в/ч 69051):


1. Шумков Н.А. (1959?-1961-04.1964)
2. Чернавин Л.Д. (04.1964-08.1966)
3. Коньшин Ю.И. (08.1966-1967-1968?)
4. Кузнецов А.Г. (1968-1971)
5. Степанов В.В. (1971-1976-1977?)
6. Федоренко И.И. (1976?-1977-1979)
7. Вальденс В.Ф. (1979-1985)
8. Егоров С.Ф. (1985-1986)
9. Куров Н.Г. (1986-1987-1990?)
10. Тынков Г.С. (1990?-1991-1993?)




дополнительная информация:


1. Фотография Б-130 в Средиземном море 01.1966
2. Слайдшоу фотографий экипажа Б-130 (YouTube).



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Заболоцкий В.П. ""Большая охота" в Саргассовом море или советские подводные лодки против US Navy".
3. Справочная информация с сайта http://www.warships1.com.
4. Спецвыпуск ВТА Тайфун №2, Санкт-Петербург, 2003г.
5. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись
6. Чернавин Л.Д. "Средиземное море мое", Подводный флот №3, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Самко Ю.Г. "ВМФ России в Прибалтике", ВТА Тайфун, №3, 1998г.
8. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Фотогафия из коллекции Dino Brugioni, former senior officer, National Photographic Intelligence Center (NPIC).
10. Воспоминания членов экипажа.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023