Rambler's Top100 Подводная лодка Б-133, Б-833 Проект 641

Б-133, Б-833
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-133

У пирса - ПЛ Б-133 (бн 670), Б-135 (обе проекта 641), ПЛ проекта 613 (С-68 или С-88). Все ПЛ подготовлены для перехода в ледовых условиях.
С другой стороны пирса - УТС-5 (бывшая К-51). Екатерининская гавань, г.Полярный. 1960 год.




историческая справка:


1958 год 27 cентября
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка;

1958 год 15 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ, экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМР;

1959 год 26 января
Спущена на воду;

1959 год 5 ноября
Вступила в строй;

1959 год 22 декабря
Включена в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1960 год 12 февраля
Перечислена в состав Северного Флота;

1960 год май
Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Северодвинск;

1960 год июль - сентябрь
Совершила межфлотский переход (командир - Кобельский Л.И.) в составе ЭОН-70 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) в бухту Крашенинникова на Камчатке;

1960 год 20 сентября
Перечислена в состав КчВФл ТОФ. Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ (с 15.06.1961 - 15-я ЭскПЛ) КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1961 год 11 марта - 21 апреля
Обеспечивала (командир - Кобельский Л.И.) полет космического аппарата с Ю.А.Гагарина;

1967 год
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1969 год 10 августа - 1970 год 3 февраля
Выполнила задачи дальнего похода (старший - ЗКБр кап.1р. Лебедев Ю.Н., командир - кап.2р. Васин О.И.) в Индийском океане с целью боевого дежурства в составе отряда военных кораблей СССР. Несла дежурство у архипелага Чагос (в районе острова Диего-Гарсия, британо-американской военной базы). За время похода заходила в порты Умм Каср (Ирак), Аден (Республика Южный Йемен) и Карачи (Пакистан). За этот поход командир ПЛ был награждён орденом Красной Звезды, также орденами и медалями были награждены и другие офицеры, старшины и матросы экипажа;

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-833;

1970 год
Присвоено звание "отличный корабль", а экипаж награжден переходящим Красным знаменем Военного совета КТОФ;

1971 год - 1972 год (приблизительно)
Выполнила задачи дальнего похода (командир - кап.2р. Петров А.И., он же старший на походе) для проведения гравиметрических съемок в Тихом и Индийском океанах. Продолжительность похода девять месяцев. Для обеспечения похода был выделен резервный экипаж, теплоход для отдыха сменившихся экипажей и снабжения подводников свежими продуктами, танкер для обеспечения топливом и водой. ПЛ дооснастили оборудованием для замера гравиметрического поля, прикомандировали специалистов по обслуживанию этого оборудования и производству замеров. Не смотря на то, что задача перед ПЛ была поставлена не боевая, она имела общегосударственное значение и выполнялась, в том числе, и в интересах обороны, так как эти данные были необходимы для расчета траекторий полета искусственных спутников земли, крылатых и баллистических ракет и других прикладных целей. Маршрут следования пролегал вне путей интенсивного судоходства в районах, где никогда не действовали наши ПЛ, где часты штормы, ураганы и постоянная тропическая жара;

1975 год 28 февраля - 1976 год 15 января
Выполнила задачи БС (322 суток) в Индийском океане (командир - кап.2р. Шестаков В.И.), с заходом в порт Бербера (Сомали);

1978 год апрель
Приняла участие в учениях, на которых присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И. в сопровождении Министра обороны маршала Устинова Д.А. В ходе учений совместно с ПЛ Б-213 в заливе Петра Великого выполнила атаку РКР "Варяг", за которой наблюдали высокопоставленные гости с борта КРЛ "Адмирал Сенявин";

1978 год август - 1979 год май
Выполнила задачи БС в Индийском океане в районе архипелага Сокотра (Йемен). Весной 1979 года прошла ремонт в ПМТО Дахлак (архипелаг Дахлак в Красном море возле г.Массауы (Эфиопия));

1980 год 10 июля
При поиске торпед в полигоне боевой подготовки у входа в Авачинскую губу после проведения учебных стрельб столкнулась с ПЛ Б-88 проекта 611. После проведения учебных торпедных стрельб группа кораблей производила поиск торпеды строем фронта (2 ПЛ и ТЛ). Видимость на море не превышала 40 кабельтовых, волнение моря - 1 балл, сила ветра (220гр) - 2 м/сек. В 07.50 корабли должны были повернуть «все вдруг» на 170гр. и в это же время видимость уменьшилась до 15 кабельтовых. Командир ПЛ Б-88 спустился вниз, приказав старшему помощнику поворачивать лишь после завершения маневра ПЛ Б-833. Из-за опоздания с поворотом ПЛ Б-88 для занятия новой позиции легла на курс 140гр. и в 08.11 с трудом отвернула от торпедолова ТЛ-605, так как видимость еще более упала (менее 50 метров). Имея скорость надводного хода 7,5 узлов, ПЛ Б-88 легла на новый курс 160гр. В 08.31 командир БрПЛ, находившийся на ПЛ Б-833, передал по УКВ новый приказ об изменении курса. Не получив доклада от остальных кораблей отряда об исполнении приказа, командир БрПЛ приказал лодке ПЛ Б-833 ложиться на курс 60гр. Получив радиосигнал в искаженном виде, старпом на ПЛ Б-88 его не понял и через радистов стал уточнять свои действия: «приготовиться исполнять», или «исполнять». Заняв связь, старпом не дал радиометристу доложить на мостик о быстром опасном сближении лодок. Лишь за минуту до столкновения старпом наконец уяснил, что команду надо «исполнять» и одновременно обнаружил рядом идущие торпедолов и ПЛ Б-833. Все это время на мостик ПЛ Б-833 поступали доклады радиометристов о дистанции и пеленгах до целей, но командир флагманской лодки не обращал на них внимание. Лишь на дистанции менее двух кабельтовых он доложил обстановку командиру БрПЛ, который в свою очередь принял ПЛ Б-88 за торпедолов. Никаких мер по предотвращению столкновения до визуального обнаружения друг друга не предпринималось. Только за 30 секунд до столкновения на лодках успели застопорить дизеля. В результате столкновения подводные лодки получили повреждения легких корпусов средней тяжести, а на ПЛ Б-88 была разбита еще и гидроакустическая станция;

1981 год
Выполнила задачи БС в Восточно-Китайском море. Осуществила слежение за японской ПЛ в течении 2 часов 20 минут;

1981 год
На состязательных торпедных стрельбах завоевала приз ГК ВМФ;

1983 год 1 октября
Выведена из боевого состава, законсервирована и в бухте Малый Улисс поставлена на прикол;

1988 год
Входила в состав 19-й БрПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 по 01.04.1990 - 46-я ДиПЛ) КТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1991 год 1 июня
Расформирован экипаж. В бухте Малый Улисс поставлена на отстой;

1994 год 25 ноября
По контракту № 148/8/11014050 от 06.10.1994 между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южнокорейской компанией "Young Distribution Corp." вместе с еще 29 НК и ПЛ продана на металлолом как МРЗК "Ильмень" за $3180390 ("довесок" к продаже ТАКР "Новороссийск" и ТАКР "Минск").



командиры (в/ч 90143):

1. Кобельский Л.И. (1958-1963-1965?)
2. Тутынин Ю.П. (1965?-1967-1969)
3. Демидов Н.Г. (1969)
4. Васин О.И. (1969-1970)
5. Петров А.И. (1970-1972-1973?)
6. Головин (1972?-1973)
7. Маркин А.А. (1973-1974-1975?)
8. Шестаков В.И. (1974?-1975-1976)
9. Шелковенко В.С. (1976?)
10. Хлиманович И.Н (1976-1977)
11. Кондриков П.И. (1977-1979-198?)
12. Кийко Н.Я. (1981-198?)
13. Анкудимов А.В. (11.1988-01.1990)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А., "ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы", ч.1.
4. Курганов И.С. "История 182-й Отдельной Бригады подводных лодок".
5. "Как уничтожалась морская мощь России?" Записки адмирала Булавина"
6. Воспоминания ветеранов-подводников КТОФ.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»