|
Б-156, Б-856 проект 641
фотография:
ПЛ Б-156 проекта 641 в г.Лиепая. Предположительно 1962 год Фотография Т. Желвиса. Ретушь А. Николаева.
историческая справка:
1960 год 20 апреля Заложена на эллинге судостроительного завода № 196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;
1960 год 2 августа Спущена на воду. Экипаж после формирования и стажировки временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;
1960 год 6 ноября Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1961 год 18 апреля Вступила в строй;
1961 год 20 мая Включена в состав Северного флота;
1961 год 3 октября Перечислена в состав ЛенВМБ. Вошла в состав 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;
1961 год осень Работы по установке УБЗ. На ПЛ, единственной во всем тогдашнем советском ВМФ, было установлено первое электрическое устройство быстрой перезарядки торпедных аппаратов (УБЗ). Это было новое устройство оригинальной
конструкции, разработанное VI отделом ЦКБ-18 под руководством начальника отдела И.К. Кагановского, который получил авторское свидетельство на основной элемент этого устройства - захват. Для размещения этого УБЗ из носового отсека значительную
часть оборудования пришлось разнести по другим отсекам. Испытания устройства дали положительные результаты. Но в связи с тем, что одновременно разместить УБЗ и гидроакустическую станцию МГ-10 не представлялось возможным, на ПЛ была установлена
морально устаревшая станция «Ладога-М». На других лодках данного проекта УБЗ не устанавливалось, поскольку предпочтение было отдано установке станции МГ-10;
1962 год июль Участвовала в параде на Неве в честь дня ВМФ;
1962 год август Находилась в г.Палдисски (Эстнская ССР). На ПЛ работали представители заводской команды;
1962 год осень Перешла для базирования в г.Лиепая (Латвийская ССР) для испытаний УБЗ и торпедных стрельб;
1963 год апрель 10 апреля вышла на межфлотский переход из Лиепаи на Северный флот. 12 апреля в проливе Лангеланс Бельт (между островами Лангеланд и Лолланд) в тумане столкнулась с финским теплоходом «Фин Клипер». Удар пришелся в
левую носовую оконечность лодки. Был смят легкий корпус и повреждена гидроакустическая станция "Ладога-М". Передние крышки торпедных аппаратов и прочный корпус повреждены, к счастью, не были (по данным от членов экипажа, два торпедных аппарата
все-таки получили повреждения). ПЛ своим ходом вернулась в Лиепаю и встала для ремонт на СРЗ "Тосмаре". Там в доке были выгружены торпеды из аппаратов и проведен ремонт или замена "Ладоги-М";
1964 год 24 января Перечислена в состав КБФ;
1964 год 1 марта Перечислена в состав СФ;
1964 год февраль - март Совершила межфлотский переход на Северный флот вокруг Скандинавии. 6 марта прибыла в г.Полярный. Вошла в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с базированием на Екатерининскую гавань (г.Полярный);
1964 год апрель Имела столкновение с ЭМ "Московский комсомолец" проекта 56. ПЛ продулась прямо под днищем эсминца. Крен градусов 20-25, секунд 5-10 слышался скрежет с вибрацией. После столкновения в Полярный пришла своим ходом. В результате
этой аварии на ПЛ был поврежден зенитный перескоп (заменен) и сильно повреждено ограждение боевой рубки и ее целиком заменили ограждением рубки подводной лодки Б-37. Ремонтные работы на ПЛ проводились прямо у причала рядом с
ремонтными мастерскими эскадры;
1964 год 5 июня - 20 сентября Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Власов В.А.) в Атлантическом океане;
1965 год май Приняла участие в сбор-походе шести ПЛ 211-й БрПЛ в Мотовском заливе по командованием КБрПЛ кап.1р. Спиридонова;
1965 год май - июль Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Власов В.А.) в северо-восточной Атлантике. Начальник медслужбы л-т Голяшкин А.П. в походных условиях успешно сделал матросу сложную операцию (перитонит кишечника);
1966 год август - 31 декабря Прошла текущий ремонт на СРЗ-35 в п.Роста (г.Мурманск);
1967 год январь - апрель Выполняла задачи боевой подготовки (командир - кап.2р. Емелин Г.В.) в ПБП КСФ;
1967 год 6 мая - июнь Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Емелин Г.В.) в Северо-восточной Атлантике. Была переразвернута и 5 июня вошла в Средиземное море (организационно была подчинена
14-й смешанной эскадре ВМФ, с 14.07.1967 - 5-я ОпЭск ВМФ). Во время "шестидневной" войны находилась в готовности вести боевые действия. Имела аварию электро-механического оборудования;
1967 год Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1968 год 11 сентября Экипаж ПЛ Б-156 в полном составе (командир- кап.2р. Емелин Г.В.) на плавбазе "Волга" ЧФ из Севастополя был отправлен для замены экипажа ПЛ Б-41.
Основной экипаж самолетом улетел домой;
1968 год 5 октября - 1969 год 7 января Экипаж (командир - кап.2р. Емелин Г.В.) выполнил задачи боевой службы на ПЛ Б-41 в Средиземном море. После возвращения в Полярный экипаж сдал ПЛ основному экипажу и принял свой
корабль;
1969 год весна При отработке учебной задачи в полигоне имела аварийную ситуацию, был затоплен трюм центрального поста. Потребовалось восстановление электромеханического оборудования;
1969 год май - июль Выполнила задачи дальнего похода (командир - кап.3р. Степанов В.В.) в Северную Атлантику для спытания нового обородования (система "Маршрут"). Поход длился 43 суток, и по возвращении в базу аппаратура была демонтирована и
увезена с корабля;
1970 год апрель В начале апреля убыла для ремонта на СРЗ-35 в п.Роста (г.Мурманск);
1970 год 20 апреля Переименована в Б-856;
1971 год 5 февраля - 1972 год 28 июля На СРЗ-35 "Севморпуть" в пос.Роста (г.Мурманск) прошла средний ремонт (временно включена в состав 48-й ОБрРК). До этого на ПЛ стояла только активная гидроакустическая станция "Арктика-М",
не имевшая обтекателя на носу корпуса лодки с блестящими покрытиями антенны, что было характерно для станции МГ-10. После ремонта на ПЛ установили ГАС МГ-10 вместо "Ладоги-М". По данным членов экипажа уже в начале июля прибыла в Полярный;
1973 год 19 марта - 31 октября Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Михайлов В.А.) на Средиземном море в составе 96-й БрПЛ. В апреле иел место факт потери навигационного места с невязкой в 120 миль, произошло касание
грунта в районе Фарерских островов на глубине 60 метров. В июле при стоянке у пирса в порту Тартус (Сирия) подверглась атаке двух израильских «Фантомов», вблизи лодки сброшено три бомбы, жертв не было. В сентябре произошло возгорание в 4-м
отсеке - жертв не было (произошло случайное возгорание матраса в мичманской кают-компании), пожара удалось избежать включив систему объемного химического пожаротушения, установленную в ходе последнего ремонта. Осуществила заход в п.Дубровник
(СФРЮ). При возвращении с БС в Средиземном море на ПЛ внезапно вышла из строя матка основного гирокомпаса, указывающего истинное направление на север. Её пытались заменить тремя запасными, но все они поразительным образом не желали показывать
истинное направление. Кое-как на вспомогательном гирокомпасе ПЛ ушла в отдалённый район, где ей было приказано ждать попутный танкер с запасом маток гирокомпаса. Но так как истинного места на ПЛ не знали, поиски танкера растянулись ещё на две
недели. После этого ПЛ отправили на базу. Однако и возвращение не было безоблачным. На ПЛ не оказалось позывных на новый месяц, а нанесённый на рубку бортовой номер стёрся в море и под ним проявился старый, который уже нигде не числился. На
подходе к базе ПЛ была обнаружена своим дозорным кораблём, при этом на позывные она не отвечала. На запрос с дозорного корабля указать свой бортовой с ПЛ просемафорили новый, а с корабля видели совсем другой. В довершение всего с ПЛ семафорили,
что она идёт в Кольский залив, в то время как курс ее вёл к базе АПЛ в Гремихе. По флоту была объявлена боевая тревога — прорыв неопознанной ПЛ к нашим базам. В воздух подняли авиацию, вышли корабли. Когда разобрались, в чём дело, о «прорыве»
ПЛ Б-856 знали уже все, вплоть до Министра Обороны. Когда ПЛ всё же завели в базу, оказалось, что и новые матки гирокомпасов на ней вышли из строя. Невязка ПЛ составляла более 200 морских миль. То, что с такой невязкой ПЛ всё же
дошла до базы, можно считать чудом;
1975 год июнь - 1976 год июль Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Круглов В.Н.) в Средиземном море. В октябре 1975 году находилась в ремонте в порту г.Александрия (АРЕ), но затем из-за политических проблем во взаимоотношениях между
государствами была переведена (сначала под буксиром, а после прохода Эль-Кебир - своим ходом) в порт Тартус (Сирия). После ревизии механизмов переведена в Тиват (СФРЮ) где и был закончен ремонт. Это был последний дальний поход корабля;
1977 год Перечислена в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (пос.Видяево);
1977 год 1 декабря Выведена из боевого состава, законсервирована и в губе Ура (пос.Видяево) поставлена на хранение;
1979 год (приблизительно) Перечислена в состав 28-го ДнПЛ консервации 9-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1983 год 1 марта Расконсервирована и вновь введена в строй. В дальнейшем снова поставлена на консервацию;
1985 год - 1988 год Находилась на консервации;
1990 год 19 апреля Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
1990 год 31 декабря Расформирован эипаж. Поставлена на прикол в губе Ура. В дальнейшем разделана на металл или брошена в полузатопленном состоянии. К 2010 году к реализации на лом предлагались две полузатопленные
на Севере (затопленные на небольшой глубине) ПЛ проекта 641. Буду благодарен за информацию по утилизации.
командиры (в/ч 69152):
1. Андреев В.И. (1961-1963)
2. Власов В.А. (1963-1966)
3. Емелин Г.В. (1966-1969)
4. Степанов В.В. (1969-1971)
5. Михайлов В.А. (1971-1973)
6. Круглов В.Н. (1973-1979)
7. Маслов В.Д. (1979-1982)
8. Шеховец Е.Н. (1982-1985)
9. Слотинцев Л.В. (1985-1988-1990?)
источники:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Коликов В. "Невезучая Б-156".
4. Шигин В.В. ""Несчастливые счастливцы"
5. Воспоминания членов экипажа.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2020 Design by
Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |