Rambler's Top100 Подводная лодка Б-164. Проект 641

Б-164, "Юпитер"
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-164

ПЛ Б-164 проекта 641 в океанографической экспедиции "Юпитер". 1981 год.
Фотография из архива Титова Г.




историческая справка:


1960 год 9 августа
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1960 год 26 октября
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка, экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМР;

1961 год 18 февраля
Спущена на воду;

1961 год 16 октября
Вступила в строй;

1961 год 25 октября
Временно включена в состав КБФ. Вошла в состав 37-й БрПЛ КБФ;

1962 год 9 апреля
Перечислена в состав СФ (вошла в состав СФ в июле);

1962 год май
Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Северодвинск для подготовки к переходу в ледовых условиях;

1962 год август - сентябрь
Совместно с однотипной ПЛ Б-33 (и еще 8 ПЛ) в составе 299-го ОДнПЛ в ЭОН-72 осуществила (командир - Кандалинцев В.А.) межфлотский переход по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Крашенинникова;

1962 год 2 октября
Перечислена в состав ТОФ;

1962 год 20 октября
Вошла в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (пос.Лахтажный);

1963 год 11 апреля
Переведена в боевое ядро второй очереди;

1963 год 13 апреля
Экипаж вошел в 1-ю линию по боевой подготовке;

1963 год 7 июля
Переведена в боевое ядро первой очереди;

1963 год июль
Впервые успешно провела учение по приёму топлива на ходу с танкера "Мокша";

1963 год 7 - 9 сентября
Участвовала в групповом поиске (4 ПЛ) иностранных ПЛ в дальней зоне ПЛО;

1963 год 18 - 25 сентября
Приняла участие в КШУ "Маяк";

1963 год 5 октября - 4 декабря
Выполнила задачи БС (командир - Кандалинцев В.А.) по специальному заданию в Тихом океане;

1964 год 30 апреля
Переведена из резерва в строй, предположительно после межпоходового ремонта;

1965 год 16 - 20 июля
Приняла участие в ЗКШУ 15-й ЭскПЛ;

1965 год июль
Приняла участие в ОПУ "Охранение рпл торпедными плпл на переходе в район боевых действий";

1965 год осень
Выведена в резерв;

1965 год 25 ноября
Убыла в бухту Золотой Рог на "Дальзавод" (г.Владивосток) для ремонта;

1966 год 25 ноября
Подчинена командованию 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1968 год 15 августа
Находилась в строю и входила в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ;

1969 год
Использовалась для обучения 3-х индийских экипажей из 5, находящихся на ТОФ;

1969 год
Прибыла на "Дальзавод" (г.Владивосток) для модерницации систем связи, гидроакустики и радиотехнических средств;

1969 год 31 декабря
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1974 год
Окончила очередной ремонт на "Дальзаводе" (г.Владивосток) и вошла в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1974 год (предположительно)
На ПЛ проходили практическую подготовку последовательно 4 экипажа ВМС Индии;

1974 год
По данным Ермакова В.М. осуществила шестимесячный поход в интересах науки в составе отряда кораблей (старший отряда - начальник штаба 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ кап.1р. Гриднев) вместе с пассажирским судном "Мария Ульянова" по маршруту Курилы - Мидуэй - остров Пасхи - южная Антарктика - район острова Тасмания - южная часть Индийского океана - остров Кергелен - Владивосток. Члены экипажа не подтверждают информацию по данному походу, хотя возможно в походе находился резервный экипаж;

1974 год - 1978 год
Выполнила задачи четырех БС (командир - кап.2р. Кожириновский В.А.), две из которых (одна - май-август 1975 года) в Тихий океан, для охраны места гибели ПЛ К-129;

1977 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Кожириновский В.А.) в Филиппинском море ;

1979 год декабрь - 1980 год июнь
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Кожириновский В.А.) в Индийском океане длительностью 6,5 месяцев заходом в Коломбо, Аден и Камбоджу. Входила в состав 8-й ОпЭск ВМФ;

1981 год 10 ноября - 1982 год 28 апреля
По плану Академии наук СССР выполнила дальний поход под наименованием "Юпитер" (ПЛ на время похода получила такое же бортовое наименование) по плану Академии Наук СССР с целью гравиметрических измерений (маршруты измерений МГС №32 и №34) совместно с ОИС "Леонид Соболев" в Тихом и Индийском океанах, в ходе которого совершила заходы в иностранные порты: Камрань (дважды за поход), Коломбо, Порт-Луи, Кампонгсаом бухта Губбет Мус-Нефит. В походе участвовали основной экипаж (командир - кап.2р. Стафеев С.П.) и 332-й резервный экипаж (командир - кап.2р. Малышев Г.Г.). Зона пребывания в Индийском океане располагалась от Бенгальского залива до южных морей Австралии. После этого похода ПЛ прибыла в базу с развороченным легким корпусом и разорванными трубами ВНД (не имела возможности продувать ЦГБ от дизелей);

1982 год
Выполнила задачи БС в западной части Тихого и Индийского океанов;

1987 год март
Прибыла (командир - кап.3р. Мартынов А.Д.) в ПМТО Камрань (СРВ). Подчинена командованию 38-й ДиПЛ КТОФ. Выполняла мероприятия по боевой службе и боевой подготовке по плану 17-й ОпЭск ВМФ;

1987 год сентябрь
В конце месяца участвовала в зачётном тактическом учение 38-й ДиПЛ совместно с ПЛАРК К-144 и ПЛ Б-15;

1988 год март
Участвовала в контрольном тактическом учение 38-й ДиПЛ совместно с ПЛ Б-39;

1988 год
Входила в состав 19-й БрПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 по 01.04.1990 - 46-я ДиПЛ) КТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1988 год лето - 1989 год май
Проходила послепоходовый ремонт в доке СРЗ №178 (г.Владивосток);

1989 год 5 мая
Первый раз вышла в море после ремонта;

1989 год 10 июня
В море при выполнении учебно-боевых задач произошла аварийная ситуация. По воспоминаниям Диментова А. (в 1989 году - моторист Б-164): "В июне 1989 года при выполнении очередной задачи, а именно на глубоководном погружении произошла авария, которая чуть не закончилась трагедией и похоронила Б-164, как боевую единицу... В одной из топливных цистерн по левому борту после дока оставался воздух. Необходимо было заполнить её водой, но из за потери квалификации (за время докования с корабля ушли в запас более 30 опытнейших старослужащих) мотористы манипуляции провели, да не правильно - не те вентили поворачивали. Как результат открыты были только клапана вентиляции цистерны, а кингстоны - нет. Насос гонял воду всю ночь (хотя надо 3-4 часа) а цистерна осталась с воздухом. Во время дифферентовки лодка естественно заваливалась на правый борт (противоположный от этой злосчастной цистерны) хотя и не очень сильно, но очевидно. Тем не менее все были уверены, что злосчастная цистерна с водой, а лодка валится "неизвестно почему". Тогда грубо нарушив все предписания (сверху ну очень давили на командира - скорее надо было сдать задачи, чтобы идти в Камрань) командир ПЛ принял решение дифферентовать лодку уравняв её балластными цистернами. Т.е. погружаться с "лишней водой". Самое непонятное - это место сдачи, погружение выполняли на глубину 250 м в месте где глубина 1800 м! Ну а дальше - кошмар. На глубине 130 м топливную цистерну естественно раздавило. Гидроударом повредило и прочный корпус - повело шпангоуты, которые находились в этом месте. По счастью герметичность прочного корпуса не нарушилась. Однако главной бедой стало то, что корабль получил таким образом мгновенно 30 т "лишней" воды + "лишняя вода" в балласте для уравнивания. Лодка просто камнем полетела вниз. Оперативно были продуты цистерны главного балласта при этом израсходовали весь ВВД. Это замедлило, но не остановило падение. В этот момент глубиномер зашкалило на 270 м. Проблема усугублялась тем, что 30т оказались с одного-левого борта на который лодка и легла. Посыпалось всё - даже торпеды с верхних стеллажей в первом отсеке слетели, вытек более чем на треть электролит из батарей - поэтому когда попытались врубить ход на полную мощность (одновременно переложив рули на всплытие в положение максимум), электромоторы раскручивались не сразу, а какое то время просто гудели, при этом вырубился весь свет и все приборы. На какую глубину провалилась лодка не известно - глубиномер в центральном зашкалило на 270... Предположительно 350 м. Несколько дней приходили в себя. У всех был шок.";

1989 год июль
Отведена на СРЗ №178 и поставлена в док для осмотра, чтобы определить степень повреждений. После осушения дока стало видно дыру в легком корпусе (около 30 кв.м.) и поведённые шпангоуты. Завод определил срок ремонта в 3 месяца. Опять выведена на воду, и даже в день ВМФ стояла в парадном строю кораблей в Амурском заливе (дыра находилась под ватерлинией и её не было видно);

1989 год август - октябрь
Поставлена в док СРЗ №178 на ремонт. Поначалу восстановительные работы шли очень даже быстро - повреждённые шпангоуты заменили за 3 недели, срезали повреждённые остатки обшивки, привезли листы металла для новой обшивки, однако в начале октября ремонт остановился. Месяц ПЛ просто стояла в доке, а затем была выведена на воду, где простояла почти пол года, а потом была переведена в пункт базирования бригады, где и уже и стояла до списания;

1992 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В бухте Малый Улисс (г.Владивосток) поставлена на прикол;

1993 год 13 ноября
На пирсе матросом был убит бывший командир ПЛ кап.2р. Мартынов А.Д. На месте гибели установлен памятник;

1993 год (приблизительно)
Расформирован экипаж;

1995 год 6 июля
Вместе с ПЛ Б-135 продана как металлолом инозаказчику (Южная Корея или Китай) за $150230.



командиры (в/ч 63828):

1. Кандалинцев В.А. (07.1960-02.1964)
2. Стариков Г.Н. (02.1964-08.1966)
3. Демидов Н.Г. (1969-1974)
4. Кожириновский В.А. (1974-1981)
5. Стафеев С.П. (1981-1982)
6. Мартынов А.Д. (1987-1990-1992?)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-164:

1. Малышев Г.Г. (1981-1982) командир 332-го резервного экипажа


источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Громак В. "Глоток забортной воды".
4. Курганов И.С. "История 182-й Отдельной Бригады подводных лодок".
5. Воспоминания ветеранов-подводников КТОФ;
6. Матюшин М.Ф. "17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота".


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»