Rambler's Top100 Б-21, "Брянский комсомолец", Б-821 Проект 641

Б-21, Б-821
"Брянский комсомолец",
U-480 (музей в Бельгии)
проект 641



фотография:


Б-821

ПЛ Б-821 проекта 641 в парадном строю на Неве. 28.07.1991г.



историческая справка:


1964 год 12 августа
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1964 год 29 октября
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;

1965 год 16 февраля
Спущена на воду;

1965 год с февраля по октябрь
Выполнила программу заводских и государственных испытаний в акватории Балтийского моря с временным базированием в порту г.Лиепая (Латвийская ССР);

1965 год 31 октября
Вступила в строй;

1965 год 19 ноября
Включена в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота;

1966 год 29 марта
Перечислена в состав Краснознаменного Северного флота;

1966 год май (предположительно)
Осуществила межфлотский переход вокруг Скандинавии из г.Лиепая в г.Полярный, к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань. Вошла в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1966 год июнь
Приняла участие в торпедных стрельбах на Приз ГК ВМФ. Впервые от флотов принимали участие не одиночные ПЛ, а бригады подводных лодок. От КСФ участвовала 69-я БрПЛ в составе Б-36, Б-103, Б-130 и Б-21. Приз ГК ВМФ в этом году не вручался;

1967 год 23 марта - 12 октября
Совместно с ПЛ Б-36 участвовала в экваториальной ЭОН "Прилив-1" (ПБ "Тобол", ПМ-93, ЭОС "Полюс", ТН "Лена" и ТН "Койда") под руководством адмирала Л.А. Владимирского на Дальний Восток вокруг Африки с межпоходовым ремонтом на большом удалении от базы и сменой экипажей;

1968 год январь
Была поставлена в большую камеру дока на СРЗ-35 (Роста, Мурманск). Предстоял большой и длительный ремонт. С ПЛ были выгружены основные механизмы для ремонта после их длительной эксплуатации при большой влажности в экваториальных широтах в период плавания в экспедиции "Прилив-1" (перископы, часть электронавигационных приборов, дизель-компрессора и др.). Большинство цистерн главного балласта в период межпоходового ремонта у борта плавбазы в океане были разбиты и имели вогнутости не наружу, а внутрь. Требовалась замена около 250 квадратных метров лёгкого корпуса. Только срок докового ремонта был определён в 45 суток (при норме - 24 суток);

1968 год январь - февраль
Из Главного штаба ВМФ поступил сигнал о переводе в полную боеготовность 69-й БрПЛ, в том числе и ПЛ Б-21. Поставленная задача (5 суток на ввод в строй) была сверх сложной, если учитывать техническое состояние корабля погодные условия (мороз - минус 20), отсутствие на борту многих механизмов и полностью всех запасов. Была организована круглосуточная работа, составлен почасовой график для решения поставленной задачи. Завод работал в три смены, весь экипаж был разбит на две смены. Одна смена обеспечивала работы ночью под руководством старпома, другая под руководством командира - днём. За срыв графика даже на 20 минут рабочим грозило увольнение с завода. По приказанию командующего Флотом помощь в восстановлении боеготовности оказывали все службы штаба и Тыла Флота, их специалисты сами доставляли на лодку приборы и механизмы, производили их настройку. Приём запасов в доке полностью исключался. Однако в этой обстановке командир принял решение все запасы, кроме торпед, масла и топлива, принять по окончанию заводских работ во время заполнения камеры дока водой. Заранее на стенку дока были подвезены автономный запас провизии на 90 суток, полный запас регенеративных патронов, лёгководолазное снаряжение на весь личный состав, хим.имущество и другие запасы, подсоединены шланги для приёма воды. С неимоверным напряжением завод выполнил все работы за четверо суток. Как только началось заполнение водой доковой камеры, экипаж приступили к погрузке запасов. Автономную провизию грузили с помощью башенного докового крана на палубы носовой и кормовой надстроек (в ковш крана вмещалась одна автомашина продовольствия). И вот в момент отрыва лодки от клеток дока вдруг создался крен в 50 градусов и две горы ящиков и паков продовольствия, находящихся на палубе, начинают сползать в док. Пришлось в нарушение всех инструкций выравнивать крен продуванием цистерн воздухом высокого давления, рискуя сбить с места доковые клетки, а также отдраивать все люки (которые при всплытии должны быть задраены) и срочно забрасывать через эти люки ценное продовольствие внутрь подводной лодки. Часть продовольствия, конечно, спасти не удалось, и она осталось плавать в воде. С выходом из дока ПЛ в оставшиеся сутки пополнили запасы топлива, масла, погрузили боезапас и окончательно приготовили корабль к выходу в море. В установленные сроки перевода в полную боеготовность ПЛ уложилась;

1968 год февраль - март
Находилась в боевом дежурстве в губе Титовка на два месяца;

1969 год
Приняла участие в учениях "Север";

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-821;

1970 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море;

1971 год 10 декабря - 1972 год 24 июня
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ;

1972 год 1 июля
Встала для межпоходового ремонта в п.Александрия (Египет);

1973 год - 1974 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море в течении 7 месяцев;

1974 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год 27 июня - 1976 год 27 июля
Выполнила задачи БС (командир - Голуб В.Н.) в Средиземном море в составе 161-й БрПЛ. В первую же неделю вышел из строя левый дизель, который перед походом ремонтировали силами личного состава. В начале августа было получено приказание всплыть и следовать в Александрию (АРЕ). Ночью произошло возгорание РЩ-1 третьего отсека. Пожар был потушен с использованием ВПЛ-52. Отличились два трюмных машиниста. Они, включившись в дыхательные аппараты ИДА-59, выполнили первичные мероприятия по борьбе с пожаром. Когда у одного из них разорвалась маска, старослужащий, старшина 1 статьи, отдал ему свою, а сам дышал через загубник, пока их не вывели из отсека. Была обесточена связь, акустика, радиолокация, батарейная вентиляция и другие механизмы. После захода в порт Александрия личный состав в течении трёх недель выполнил с помощью плавмастерской необходимый ремонт. Боеготовность ПЛ была полностью восстановлена;

1976 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1981 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1981 год 29 марта - 5 октября
Выполнила задачи БС в Средиземном море (командир - кап.2р. Косолапов Д.Н.), оценка за поход – "удовлетворительно" в связи с многочисленными неисправностями материальной части;

1982 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1983 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1983 год 7 июня - 30 ноября
Выполнила задачи БС в Средиземном море;

1985 год октябрь
В составе группы подводных лодок Б-840, Б-807, Б-821 вышла на межфлотский переход к новому месту базирования из Екатерининской гавани в г.Лиепая. В Баренцевом море группа попала в тяжелый шторм силой 8 - 9 баллов;

1985 год 5 ноября
После пересечения Баренцева, Норвежского, Северного и Балтийского морей прибыла в г.Лиепая;

1985 год 27 ноября
Перечислена в состав 22-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ Дважды Краснознаменного Балтийского флота с базированием в Военной гавани г.Лиепая (Латвийская ССР);

1986 год август - октябрь
Выполнила задачи боевой службы в Северном море;

1986 год ноябрь
Приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в г.Ленинград в честь годовщины Октябрьской Революции;

1988 год август - 1989 год декабрь
Прошла средний ремонт на СРЗ-29 "Тосмаре" в г.Лиепая;

1989 год 3 апреля
Присвоено почетное наименование «Брянский комсомолец»;

1991 год февраль - март
Выполнила задачи боевой службы в южной части Балтийского моря;

1991 год июль
Приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в г.Ленинград в честь Дня ВМФ;

1992 год 5 февраля
Упразднено наименование «Брянский комсомолец»;

1992 год
Переформрована в состав 22-й ОБрПЛ ДКБФ с прежним местом базирования;

1992 год июль
Приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в г.Ленинград в честь Дня ВМФ. При проводке ПЛ под Кировским мостом из-за навигационной ошибки капитана буксира, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, ПЛ развернуло течением поперек фарватера, что привело к срыву ночной навигации на Неве, при этом ПЛ повреждений не получила;

1993 год 23 декабря
В связи с выводом российских войск из Латвии перечислена в состав 25-й БрПЛ ЛенВМБ с базированием в Купеческой гавани г.Кронштадта;

1994 год 30 мая
В полной боевой готовности совершила переход из г.Лиепая в г.Кронштадт;

1995 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1995 год май
Поставлена на Балтийский судостроительный завод для конвертации и подготовке к продаже за рубеж;

1995 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1995 год лето
Прошла докование и конвертовку в плавдоке Канонерского завода;

1995 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1995 год октябрь
Продана бельгийской компании "Maritime Theme Park";

1996 год февраль
Отбуксирована в Бельгию для постановки на прикол у причала в Рыбной гавани г.Зеебрюгге (Бельгия) в качестве экспоната Национального Музея моря - ПЛ U-480;

2015 год
По информации с сайта Национального Музея моря - открыта для попосетителей.

В большинстве источников, в качестве музейного экспоната ошибочно указывается ПЛ Б-143. В действительности, Б-143 закончила свою службу в г.Владивосток и за рубеж не передавалась.



командиры (в/ч 53114):


1. Иванов В.И. (1964-1967)
2. Даньков Ю.Н. (1967-1971)
3. Перепеч А.И. (1971-1973)
4. Трусов А.Н. (1973-1975)
5. Голуб В.Н. (1975-1976)
6. Иванов В.Е. (1976-1977?-197?)
7. Ящук В.С. (197?-1981)
8. Косолапов Д.Н. (1981-1985)
9. Абрамков Н.А. (1985-06.1986)
10. Зенюк В.Ф. (06.1986-06.1988)
11. Хрулев А.Д. (06.1988-02.1990)
12. Сырочев К.Ю. (02.1990-07.1995)

командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-21 (Б-821):

1. Абрамов К.К. (1967) командир резервного 465-го экипажа 69-й БрПЛ
2. Фалютинский Е.С. (1967) командир ПЛ Б-6




дополнительная информация:


1. Экипажная фотография. 1965 год.
2. ПЛ Б-821 в плавдоке Канонерского завода перед отправкой в Бельгию. 1995 год. (сайт Русский Подплав)
3. Бывшая ПЛ Б-821 проекта 641 на приколе у причала в Рыбной гавани г.Зеебрюгге (Бельгия).



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация с сайта "Maritiem themapark" (http://www.seafront.be).
3. Спецвыпуск ВТА Тайфун №2, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Самко Ю.Г. "ВМФ России в Прибалтике", ВТА Тайфун, №3, 1998г.
5. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.;
6. Акатов А. "Судьба офицера подводника".
7. Даньков Ю.Н. "Одночное плавание".
8. Спецвыпуск ВТА Тайфун №7, Санкт-Петербург, 2008г.
9. Хромов Н.Е. "Подводные Силы Балтийского флота. 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
10. Информация от ветеранов-подводников.
11. Информация с сайта Национального Музея моря в г.Зеебрюгге (Бельгия) - http://www.seafront.be/NL/foxtrot.asp


© 2002-2015 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2015 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»