Rambler's Top100 Подводная лодка Б-28. Проект 641

Б-28
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-28

ПЛ "Б-28" проекта 641 в ПМТО Камрань. 1987 год.
Фотография из архива Носика Е.




историческая справка:


1965 год 27 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1965 год 24 мая
Заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка;

1965 год 10 августа
Спущена на воду. Поставлена к стенке завода для достройки;

1966 год март
После размагничивания перешла в г.Лиепая, где встала в док для наварки ледового пояса;

1966 год весна
Переведена из Лиепаии вокруг Скандинавии в г.Полярный, где встала в док для замены винтов;

1966 год 18 июня
Вступила в строй;

1966 год 28 июня
Временно включена в состав КСФ;

1966 год июль - август
Совершила межфлотский переход (командир - кап.2р. Шебанин А.С.) в составе ЭОН-76 по трассе Севморпути из Кольского залива в бухту Крашенинникова на Камчатке;

1966 год 1 октября
Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 8-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1966 год осень
Выполнила бовую задачу (командир - кап.2р. Шебанин А.С.) по посадке ПЛ на грунт на глубине 80 метров и спасения 50% экипажа через люк седьмого отсека средствами колокола спасательного судна;

1967 год 24 апреля
Экипаж переведен в 1-ю линию по боевой подготовке;

1967 год 21 мая
Перечислена в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;

1968 год январь
Приняла участие в учениях "Парабола" с выполнением задач поиска, слежения и нанесения ударов по АУГ вероятного противника в океане;

1968 год 15 августа
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1968 год 10 - 18 сентября
Приняла участие в учениях сил флота, находящихся на боевой службе с нанесением условных ударов по линкору "Нью-Джерси". Линкор совершал переход из Перл-Харбора в западную часть Тихого океана для ведения боевых действий против Вьетнама. В учении, кроме ПЛ Б-28, участвовали подводные лодки К-10 (проект 675), К-94 (проект 675), 6 самолетов Ту-95рц, СКР-4, КРТР "Лосось", "Днепр", "Кета", ЭОС "Байкал", "Балхаш", СБ-28 и КИК "Чукотка";

1969 год 1 июня
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1969 год июнь
Приняла участие в учениях "Восток". В ходе ЗКШУ выполнила атаку КОН;

1969 год 31 декабря
Перечислена в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1969 год 31 декабря
Экипаж принял ПЛ Б-8;

1970 год 21 марта - 28 июля
Экипаж выполнил задачи боевой службы на ПЛ Б-8 в Индийском океане;

1970 год 1 сентября
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1971 год 1 августа
Переформирована в состав 182-й ОБрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;

1971 год 1 ноября
Переформирована в состав 182-й ОБрПЛ КчВФл КТОФ с прежним местом базирования (директива ГШ ВМФ №730/1/01133 от 18.08.1971г.);

1974 год
Выполнила задачи БС (командир - Чефонов И.Г., старший - Ляхов Э.А.) в Филиппинском море. Была подчинена 2-й Смешанной оперативной бригаде ТОФ ;

1975 год 20 - 30 апреля
Участвовала в широкомасштабных учениях "Океан-75";

1976 год декабрь
Прибыла на "Дальзавод" им. 50-летия СССР (г. Владивосток). Перечислена на время ремонта в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1977 год 7 февраля - 1978 год 10 февраля
Прошла капитальный ремонт на "Дальзаводе" им. 50-летия СССР (г. Владивосток);

1979 год (предположительно)
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток). С рядом кораблей этого-же проекта, в рамках программы сокращения вооружения, была выведена из боевого состава и законсервирована, после чего в бухте Малый Улисс (г.Владивосток) поставлена на отстой;

1983 год 1 марта
Расконсервирована и вновь введена в строй. Вошла в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1983 год осень
Вышла в Индийский океан для выполнения задач БС (командир - кап.3р. Наумчик А.Е.);

1983 год декабрь
Прибыла из Индийского океана в ПМТО Камрань в состав 38-й ДиПЛ КТОФ;

1984 год 8 июля
Подводные лодки 38-й ДиПЛ впервые выполнили торпедные стрельбы (упражнение ПТ-3а и ПТ-3) - контратака подводных лодок в дуэльной ситуации: ПЛ Б-427 (командир - кап.3р. Лавренов Ю.В.) и ПЛ Б-28 (командир - кап.3р. Наумчик А.Е.). Более успешной была атака кап.3р. Лавренова Ю.В.;

1984 год август
По инициативе командования 38-й ДиПЛ и поддержке оперативного отдела штаба 17-й ОпЭск КТОФ, лично командиром 17-й ОпЭск КТОФ была спланирована и выполнена боевая служба (сроком на 10 суток) ПЛ Б-28 (командир - кап.3р. Наумчик А.Е.) с покладкой на грунт. Цель такой боевой службы: установить наличие (или отсутствие) подводных лодок вероятного противника на подходах к бухте Камрань. За период несения боевой службы контактов с иностранными подводными лодками не было;

1984 год 2 - 8 октября
Находилась с дружеским визитом в порту Дананг 3-го Военно-Морского района ВМС СРВ (командир - кап.3р. Наумчик А.Е., старший на борту - командир 38-й ДиПЛ кап.1р. Спирин Ю.Ф.). Визит прошёл организованно, в теплой, дружеской обстановке. На борту подводной лодки побывало командование 3-го Военно-Морского района, партийное руководство Дананга. Личный состав корабля познакомился с достопримечательностями города;

1984 год ноябрь
В конце месяца основной экипаж ПЛ передал корабль резервному 611-му экипажу (командир - кап.3.р Чарков В.З.) и убыл в г.Владивосток. 611-й экипаж был сформирован на базе 19-й БрПЛ, готовился поспешно, вводился в 1-ю линию с нарушениями требований руководящих документов по боевой подготовке. При приёме в состав 38-й ДиПЛ экипаж получил неудовлетворительные оценки по специальной подготовке, борьбе за живучесть, организации службы, морской подготовке. Состояние воинской дисциплины вызывало беспокойство. На первом выходе в море выявлено: морская подготовка - основа плавания в море была неудовлетворительной. Дифферентовка, погружение на перископную глубину, всплытие требовали дополнительной отработки. По оценкам флагманских специалистов все боевые части и службы корабля, кроме БЧ-3, получили неудовлетворительные оценки;

1984 год - 1985 год зима
После приёма у 611-го экипажа на ПЛ Б-28 задачи Л-1 командир и штаб дивизии отрабатывали на ПЛ Б-28 элементы задач Л-2 и Л-3 в море. За три выхода в море (11 ходовых суток) элементы вышеуказанных задач были отработаны и приняты. К большому сожалению штаба дивизии, командование корабля никакой инициативы к самосовершенствованию не проявляло, командиры боевых частей нередко игнорировали указания своих флагманских специалистов;

1985 год март
7.3 ПЛ Б-28 с 611-м экипажем на борту вышла из бухты Камрань для перехода в г.Владивосток. На борту находился командир 38-й ДиПЛ, убывающий в отпуск за 1984 год. Через несколько суток перехода ПЛ, не получив с КП ТОФ обязательного в таких случаях штормового предупреждения, попала в центр тайфуна. В условиях 9-ти бального шторма, нулевой видимости ПЛ в течении 2-х суток находилась без средств определения места. РЛС "Альбатрос" не работала (волной сбило "лопату" антенны) , КПИ, КПФ, радиопеленгатор из-за низкой организации штурманской службы и ГКП были залиты через верхний рубочный люк морской водой. Эхолот вышел из строя. Система течений в данном районе Южно-Китайского моря по лоциям и гидрографическим документам не давала ясной картины. Экипаж, несмотря на жесточайшую болтанку, мужественно нёс вахту. Через двое суток на рассвете взяли одну линию положения по солнцу. Получилась огромная невязка. Под тремя дизелями вошли в график перехода и своевременно прибыли в г.Владивосток. Все определения места производили только астрономическим способом и по береговым ориентирам. В дальнейшем при разборе этого навигационного происшествия выяснилось, что при отправке в южные широты на ПЛ в обязательном порядке должна устанавливаться система определения места по космической системе "Шлюз". Этого не было сделано ни штурманской службой флота, ни штабом 6-й ЭскПЛ. По данному навигационному происшествию впоследствии был издан приказ ГК ВМФ с наказанием командира 38-й ДиПЛ и снятием с должности командира 611-го экипажа;

1987 год
Выполнила задачи БС с заходом в ПМТО Камрань (Вьетнам);

1988 год
Входила в состав 19-й БрПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 по 01.04.1990 - 46-я ДиПЛ) КТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1993 год 30 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1998 год
На СРЗ-92 в бухте Диомид разделана на металл.



командиры (в/ч 72033):

1. Шебанин А.С. (05.1965-08.1967)
2. Смирнов В.А. (15.10.1967-20.02.1973)
3. Чефонов И.Г. (1973-05.1974) возможно исполнял обязанности с 1972
4. Дьяченко В.Ф. (1974?-02.1975-1979)
5. Пикалев А.И. (1979-198?)
6. Наумчик А.Е. (198?-1983-1984)
7. Егоров А?Ю? (198?-1988-1992?)

командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-28:

1. Чарков В.З. (1984-1985) командир 611-го экипажа


источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" №2, Санкт-Петербург, 2003г.;
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. Матюшин Н.Ф. "17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота, 2011г.
6. Курганов И. "История 182 отдельной бригады подводных лодок"
7. Воспоминания членов экипажа;
8. Сенькин В.А. "История одного соединения".


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2007-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»