Rambler's Top100 Подводная лодка Б-41. Проект 641

Б-41
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-41

ПЛ Б-41 проекта 641 в доке, Балаклава, 1986 год.
Фотография предоставлена Романовым В.А.




историческая справка:


1966 год 12 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1966 год 7 апреля
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" (с 1966 - Ново-Адмиралтейский судостроительный завод) в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка;

1966 год 20 мая
Спущена на воду;

1966 лето
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1966 год 24 декабря
Вступила в строй;

1966 год 30 декабря
Включена в состав КСФ. Вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базрованием на г.Полярный;

1967 год
При замере ФПК произвела навал на якорьцепь ГКС-18;

1967 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мальков Е.Г.) в Средиземном море. В ноябре в составе отряда кораблей осуществила деловой заход в порт Сплит (Народная республика Югославия);

1968 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мальков Е.Г.) в Средиземном море;

1968 год
Во время нахождения в порту Александрия (Египет) экипаж ПЛ Б-156 заменил основной экипаж и продолжил выполнение задач боевой службы;

1969 год 2 августа - 1970 год январь
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р Андреев А.П.) в Средиземном море. В период 18.08-16.09 находилась в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) во время ведения там боевых действий;

1971 год 20 июля - 1972 год 8 февраля
В составе бригады выполнила задачи БС (командир - кап.2р Андреев А.П.) в Средиземном море. С 30 августа по 3 сентября находилась порту Аннаба (Алжир), а с 21 сентября по 26 октября - в порту г.Александрия (АРЕ);

1973 год 19 марта - 31 октября
В составе бригады выполнила задачи БС в Средиземном море. В период 01.10-24.10 находилась в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) во время ведения там боевых действий;

1974 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1974 год сентябрь - 1976 май
Находилась в Кронштадте в составе 25-й БрПЛ ДКБФ (подчинена на время ремонта). На КМОЛЗ прошла средний ремонт (по данным Бережного С.С. - с 29.04.1975 по 06.11.1975);

1976 год 20 май - июнь
Совершила межфлотский переход в г.Полярный с заходом в г.Лиепая;

1976 год сентябрь
Прошла докование в Росте;

1977 год 3 (4) января - 27 октября
В составе 96-й БрПЛ КСФ выполнила задачи БС в Средиземном море. Находилась в подчинении 51-й ОБрПЛ 5-й ОпЭск ВМФ. Апрель - заход в порт Аннаба (Алжир). Июнь - заход в порт Тартус (Сирия). 21.06 ПЛ передана резервному экипажу, основной экипаж убыл на отдых. 21.08 с основным экипажем, в соответствии с полученным боевым распоряжением, отошла в 04.00 от борта плавбазы и погрузилась на перископную глубину. Видимость на море была не менее 60 кабельтовых, волнение - 2 балла, скорость ветра (10°) - 7 м/сек. В дальнейшем ПЛ следовала на глубине 60 метров со скоростью 1,8 узла, но в 12.52 намотала на линию левого вала якорный трос плавучей буровой платформы. В этот момент на ПЛ отметили резкое самопроизвольное всплытие с увеличением дифферента на нос до 12°. Последовала команда на реверс электромоторами и продувание балласта. Эти меры позволили освободиться от подводного препятствия и в 13.16 ПЛ всплыла на поверхность. На дистанции 15 кабельтовых были обнаружены плавучая буровая платформа и стоящий рядом на якоре буксир. На левой линии вала обнаружен намотанный трос, попытки его удалить самостоятельно, не увенчались успехом. К месту всплытия прибыла плавучая мастерская и с помощью водолазов ПЛ освободили от намотанного троса;

1978 год 14 сентября - 1979 год 15 мая
Выполнила задачи БС в Средиземном море (сменный экипаж с ПЛ Б-57). Находилась в подчинении 51-й ОБрПЛ 5-й ОпЭск ВМФ;

1980 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1980 год 1 апреля - 24 ноября
После ремонта в порту Тиват выполнила задачи БС в Средиземном море. 26.06-01.07 нанесла визит в порт Тунис (Тунис);

1981 год лето
Получила отличную оценку за массовую постановку мин на учении "Юг-81";

1982 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1983 год 19 - 31 января
Выполнила задачи БС (командир - Цветков В.Ю.) в Баренцевом и Норвежском морях;

1983 год
Экипаж (командир - Цветков В.Ю.) получил звание "отличный";

1984 год
Осуществила переход для проведения ремонта из г.Полярный в Югославию;

1984 год ноябрь - 1985 год ноябрь
Прошла средний ремонт на заводе им. Савы Ковачевича г.Тиват (Черногория). В 1985 году после реорганизации 211-й БрПЛ подчинена 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1985 год ноябрь - 1986 год апрель
Выполнила задачи БС в Средиземном море. Через 4 месяца с начала БС осуществила заход в Сирию, где ПЛ была сдана сменному экипажу, а основной экпаж на госпитальном судне "Енисей" убыл на отдых в Ялту. После обратной смены экипажей ПЛ в середине февраля продолжила БС до апреля и через Босфор прибыла в г.Севастополь;

1986 год июнь
Перешла в Балаклаву и стала в послепоходовый ремонт;

1986 год 1 августа
Перечислена в состав КЧФ. Вошла в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на г.Севастополь;

1987 год апрель - 1988 год июнь
Выполнила задачи БС в Средиземном море. После 4 месяцев БС перешла на ДКБФ в г.Лиепая, где прошла доковый ремонт, а экипаж - межпоходовый отдых. В начале года, при переходе в Средиземное море для продолжения БС, был потерян кормовой АСБ из-за коррозийного износа привода. ПЛ была возвращена в г.Лиепая, где был установлен новый буй, а потом оба АСБ были заварены(!). Затем ПЛ еще 5 месяцев находилась на БС в Средиземном море, после чего возвратилась в Севастополь;

1988 год
По итогам выполнения боевых задач в 1988 году 38 человек экипажа во главе с командиром кап.2р. Ю.А. Баталиным были награждены орденами и медалями;

1990 год
Для снижения радиолокационной заметности ПЛ в надводном положении силами промышленности были выполнены специальные доработки на ходовой рубке и выдвижных устройствах. А после этого совместно с измерительным комплексом ЧВВМУ имени П.С.Нахимова произведена сравнительную оценку уровня эффективной поверхности рассеивания радиоволн от корпуса ПЛ без специальной обработки и после неё. Результаты показали снижение уровня радиолокационной заметности на 18-23%, что обеспечивало уменьшение дальности обнаружения ПЛ в надводном положении. Однако финансирование работ в этом направлении было прекращено;

1991 год 6 - 9 сентября
Осуществила переход (старший на борту - кап.2р. Паршин) и прибыла для ремонта на КРЗ "Флотский арсенал" в г. Варна (Болгария). Вошла в состав ДнРК КЧФ. Ремонт затянулся. Причины большой продолжительности ремонта заключались не только в технических трудностях, а во влиянии наступивших в Болгарии и в России политические перемени и острого экономического кризиса. Развитие кризиса с ремонтом подводных лодок и других российских надводных кораблей, находившихся в КРЗ «Флотский арсенал» и «Одесос» являлось частью политических и экономических переговоров между Болгарией и Россией для разрешения вопросов межгосударственных долгов;

1993 год
Находилась на КРЗ "Флотский арсенал" в г. Варна (Болгария). Объем выполненных работ не привышал 15-20%. Командование ЧФ пыталось подготовить ПЛ к переходу в Севастополь под буксирами, но буксирные устройства оказались не в строю, винто-рулевые группы не проверены, аварийно-спасательное и противопожарное имущество не укомплектовано, личный состав не имел допусков к плаванию. При выводе ДнРК КЧФ в Севастополь было принто решение оставить ПЛ на заводе в Варне;

1993 год 24 августа
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1993 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1994 год 23 февраля
В торжественной обстановке был поднят Анреевский Флаг России (по распоряжению ГК ВМФ). Это был первый андреевский флаг на Черном море после Бизертской Эскадры;

1994 год
В результате проведенных переговоров России и Болгарии было принято решение о том, что оставленные подводные лодки и другие суда предоставляются Болгарии в счет долга и за оплату проведенных ремонтных работ, при условии не вводить их в строй. Руководством военно-ремонтных заводов «Терем» принято решение продать суда на металлолом, а деньги от продажи предоставить заводу;

1994 год 23 февраля
На ПЛ поднят Андреевский флаг;

1994 год 15 апреля
Командиры подводных лодок (Б-41 и Б-326) организовали торжественный спуск военно-морских флагов России на возглавляемых ими кораблях, а при сходе экипажей с подводных лодок многие целовали рубки и палубы любимых кораблей, некоторые со слезами в глазах. Болгарские рабочие с сочувствием наблюдали эту церемонию на пирсе. После обеда экипажи погрузились на БДК и отправились в Севастополь;

1994 год
Обе ПЛ остались ошвартованными к пирсу и руководство завода попало в неудобное положение, т.к было вынуждено поддерживать их на плаву. Для этой цели завод договорился с командованием болгарских ВМС организовать дежурство силами бывших болгарских подводников — механиков. Было организовано 24-часовое дежурство и на протяжении около полугода обе ПЛ поддерживались на плаву в безаварийном состоянии;

1994 год
В конце года ПЛ одну за другой отвели в Босфор, а оттуда - на «разборку» кораблей, развернутую в заливе Али-ага, севернее Измира. Операцию по буксировке ПЛ организовали с приваренными входными люками и без экипажей на борту. При буксировке ПЛ на них был поднят турецкий флаг. Ответственным и консультантом по проведению операции был назначен бывший болгарский подводник инженер-механик Михаил Барбов;

1994 год - 1995 год
Разделана на металл.



командиры (в/ч 25070):

1. Мальков Е.Г. (1966-1969)
2. Андреев А.П. (1969-1973)
3. Коновалов М.В. (1973-1974)
4. Юрченко И.И. (1974-1981)
5. Цветков В.Ю. (1981-09.1984)
6. Никулин Ю.Н. (09.1984-1986)
7. Баталин Ю.А. (1986-1989)
8. Иванов С.В. (1989-1991)
9. Ляшок В.Ф. (1991-1991)
10. Гудков В.Л. (1991-1992)
11. Рябов А.В. (1992-1993)
12. Ладыгин А.Н. (1992-1993) СПК, ВРИО
13. Горячев А.Н. (1993) требует уточнения, возможно формально назначен на штат перед назначением на должность ПомОД ЧФ по ПЛО
14. Типограф В.Е. (1993-04.1994) ПК, ВРИО


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-41:

1. Емелин Г.В. (1968) командир ПЛ Б-156
2. Шимчишин А.Н. (1978-1979) командир ПЛ Б-57



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ Б-41 проекта 641 в Кронштадте. 1976 год.


источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" №2, Санкт-Петербург, 2003г.;
4. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
5. Навигационные аварии на советских подводных лодках (1965—1995 гг.) (по материалам сайта http://navycollection.narod.ru)
6. Воспоминания ветеранов подводников.
7. Йорданов Н.В. "Грустная история", сайт "Автономка"


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2007-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»