Rambler's Top100 Подводная лодка Б-427. Проект 641

Б-427 (в ВМФ СССР)
"Scorpion" (музей в США)
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-427

ПЛ Б-427 проекта 641 после возвращения с одной из БС



историческая справка:


1971 год 4 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1971 год 10 апреля
Заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка. Экипаж после формирования и стажировки вошел в состав 39-й ОДнУСПЛ ЛенВМБ;

1971 год 22 июня
Спущена на воду;

1971 год июль
Экипаж прибыл в г.Ленинград для приемки корабля;

1971 год ноябрь - декабрь
Выполнила программу ходовых и сдаточных испытаний в Балтийском море;

1971 год 4 декабря
Вступила в строй;

1971 год 13 декабря
Включена в состав КТОФ;

1972 год февраль - март
Перешла в Лиепаю для сдачи курсовых задач и подготовке к переходу на ТОФ;

1972 год май - июнь
Участвовала в учениях Балтика-72 (прорыв противолодочной обороны);

1972 год июнь
Заходила в Ленинград на встречу с кубинской делегацией во главе с Раулем Кастро;

1972 год июль - 1973 год февраль
Совершила межфлотский переход (командир - Донцов А.Н.) из Лиепат на Дальний Восток южным путем с выполнением задач боевой службы в Индийском океане с сентября по январь в р-не о-ва Сокотра. Осуществила заходы: август 1972 - о-в Фернандо-По, г.Санта-Исабель (Экваториальная Гвинея); октябрь 1972 - г.Бербера (Сомали), ноябрь 1972 г.Умм-Каср (Ирак) и Басра (Ирак), 14-19 января 1973 нанесла визит в Бомбей (Индия). 26.02.1973 прибыла в г.Владивосток;

1973 год февраль
. Вошла в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1973 год - 1974 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Донцов А.Н.) в Индийском океане. 17-27.12 нанесла визит в Порт-Луи (Маврикий);

1977 год
Выполнила задачи БС в Индийском океане;

1981 год
Выполнила задачи БС в Аравийском море. На глубине 96 метров, во время слежения за американским эскортом авианосцев, внезапно вырвало приёмный отливной кингстон и вода начала мгновенно поступать в отсек. Экипаж задраил переборки, всплыл на глубину 28 метров и 17 часов боролся за живучесть;

1982 год 26 августа
Подводная лодка следовала в надводном положение по акватории Уссурийского залива. Движение осуществлялось в своей полосе разделения и командир ПЛ убыл вниз отдыхать. Оставшиеся на мостике старпом и вахтенный офицер никаких мер предосторожности не приняли, не развернули БИП и не включили радиолокатор. Видимость на море расценивалась как полная ночная, волнение моря не превышало 1 балла, скорость ветра (190°) - 5 м/сек. В 22 часа 49 минут на ПЛ визуально обнаружили четыре цели и оценили, как наиболее опасную - цель №4. На ней и было сосредоточено все внимание на мостите лодки. В 22 часа 52 минуты "цель №4" отвернула вправо и на расстоянии 13 кабельтовых пересекла курс ПЛ (по носу). Командир и штурман лодки докладов с мостика не получали. Через шесть минут (в 22.58) вахтенный офицер, доложил старпому о цели справа, которая быстро сближается с ПЛ. Старпом был занят переговорами с командиром ПЛ по корабельной громкоговорящей связи и никаких мер не принял. Только после выхода на мостик командира БЧ-1 старший помощник подал второстепенные команды осветить борт и выстрелить сигнальные ракеты. На это ушло полторы минуты и время для возможной остановки ПЛ было упущено. В 23 часа 01 минуту были даны подряд две взаимоисключающие команды "право на борт" и "лево на борт". ПЛ начала циркуляцию влево на скорости 7,7 узл. (курс 330°) и в 23 часа 02 минуты СРТМ «Счастье», шедший 10 узловой скоростью, ударил подводную лодку в правый борт. Только по случайности удар оказался скользящим и не привел к более серьезным последствиям;

1984 год 8 июля
Входила в состав 38-й ДиПЛ КТОФ с базированием на ПМТО Камрань (СРВ). Успешно выполнила торпедные стрельбы;

1984 год ноябрь - декабрь
Прошла ремонт на Дальзаводе (г.Владивосток);

1985 год январь
Ходовые испытания. Возвращена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ к постоянному месту базирования в бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1985 год март – апрель
Прошла курс задач в процессе подготовки к дальнему походу;

1985 год июнь
Осуществила переход в ПМТО Камрань (СРВ), подчинена командованию 38-й ДиПЛ КТОФ;

1985 год 1 - 9 августа
В составе отряда кораблей (СКР и танкер) совершила дружеский визит в порт Дананг (Вьетнам);

1985 год август - сентябрь
Осуществила переход в Индийский океан для выполнения задач боевой службы;

1985 год сентябрь - 1986 год 2 марта
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Фокин И.И.) в Индийском океане в составе 8-й ОпЭск. Осуществила рейд к архипелагу Сокотра (НДРЙ). В ноябре осуществила заход в порт Аден (НДРЙ). С ноября 1985 года по январь 1986 года находилась в районе архипелага Дахлаг (Эфиопия);

1986 год март
Осуществила переход в ПМТО Камрань (СРВ);

1986 год май
Участвовала в порту Дананг (СРВ) в обеспечении показательных занятия и тренировки по реальной цели корабельных противолодочных расчётов (КПР) экипажей вьетнамских кораблей 161-й БрКОВР;

1986 год июнь
Участвовала в КШУ 17-й ОпЭск ВМФ на зачётно-тактическом учении "Поиск и атака конвоя";

1986 год 26 сентября
Убыла в г.Владивосток. Возвращена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1986 год ноябрь
Прошла доковый ремонт;

1987 год весна
Прошла курс задач в процессе подготовки к дальнему походу;

1987 год июль - 1988 год декабрь
Выполнила задачи боевой службы. Время пребывания вне базы составило 17 месяцев с учетом ремонта в Камрани (СРВ) после повреждений во время тайфуна (07.1988);

1988 год июль
Совершала межбазовый переход из Камрани (Вьетнам) после успешного выполнения задач боевой службы. По нераспорядительности штаба ее курс пересекся с центром мощного тихоокеанского тайфуна. ПЛ даже не дали добро на переход в подводном положении. В результате героической борьбы экипажа со стихией ПЛ осталась на плаву. Но были заклинены две линии вала, одна линия проворачивалась лишь на малых оборотах, ударами волн вырвало часть надстройки и легкого корпуса, в том числе несколько баллонов ВВД и носовые горизонтальные рули, которые волнами были перекинуты через мостик, на корабле все бьющиеся предметы были разбиты вдребезги. Волны были такой высоты, что пришлось для работы дизеля поднять шахту РДП, ибо воздухозаборники и рубочный люк постоянно заливались волной. После того, как шторм утих, поврежденную лодку не без труда взяла на буксир плавбаза подводных лодок «Иван Кучеренко» и привела ее в Камрань. Позже ПЛ отбуксировали во Владивосток для восстановительного ремонта;

1980-е года
Использовалась для отработки иностранных экипажей (из Индии и т.п.);

1988 год
Входила в состав 19-й БрПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 по 01.04.1990 - 46-я ДиПЛ) КТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1992 год
Прошла ремонт в г.Владивосток (в 4-й БрПЛ);

1993 год
Выполнила задачи БП и несения боевого дежурства;

1994 год 28 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. Начата подготовка для продажи инозаказчику;

1994 год июль
Участвовала в параде на день ВМФ в Амурском заливе;

1994 год август
Продана австралийской компании "Toledo Enterprises" (ранее "Foxtrot 641Pty Ltd.");

1994 год 1 декабря
Расформирован экипаж;

1995 год июль
Отбуксирована из г.Владивосток в г.Сидней (Австралия), переоборудована в музей и передана Национальному морскому музею Австралии в Сиднее для использования в качестве экспоната. Открыта для посещения;

1998 год
Передана в 5-ти летнюю аренду американской фирме "The Queen Mary". В дальнейшем возможно была продана ей же;

1998 год 31 мая - 25 июня
Переведена из гавани Сиднея в г.Лонг Бич (США, Калифорния) в доке Condock IV;

1998 год 14 июля
Открыта для осмотра в Морском музее США под наименованием "Scorpion";

2011 год 19 апреля
Приобретена компанией NEWCO Pty Ltd LLC (Австралийская компаниия, специализируется на работах со сталью и аллюминием). Окрыта для посещения в составе музейного комплекса "The Queen Mary";

2012 год
Согласно информации на сайте музея, была открыта для посещения;

2012 год 26 ноября
Обнаружено затопление ПЛ с креном на правый борт до 24 градусов. Сообщалось о заключении контракта на ремонт корабля с компанией "Oceanside Ship Repair";

2013 год
Согласно информации на сайте музея, была открыта для посещения. Обнаружено несколько видео ПЛ на прежнем месте летом 2013 года;

2016 год
С 2014 года на сайте музея "The Queen Mary" информации о ПЛ больше не обнаружено. На картах и панорамах Google, попрежнему находится на месте стоянки, но очевидно закрыта для посещения. Буду благодарен за информацию о судьбе корабля с 2014 года;

2019 год 20 ноября
В СМИ появилась информация о том, что к середине мая следующего года ПЛ покинет место, где провела последние два десятка лет. Подводную лодку приобрел анонимный покупатель.



командиры (в/ч 22983):

1. Донцов А.Н. (1971-1974)
2. Таранов А.А. (1974-1975)
3. Серых И.М. (1975-1976?)
4. Хоменко Ю.В. (1976?-197?) требует уточнения
5. Огородников В.А. (197?-1980-1982)
6. Наумчик А.Е. (1982-1983?)
7. Борисов В.В. (1983?-1984)
8. Фокин И.И. (1984-1986)
9. Ковалев (1986-1987)
10. Лавренов Ю.В. (1987-1989-199?)
11. Тюрин Р.В. (199?-1992-1994)



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ Б-427 проекта 641 после тайфуна. 07.1988г.
2. Фотография Бывшая ПЛ Б-427 проекта 641 в Сиднее (Австралия). Конец 90-х годов.
3. Фотография Бывшая ПЛ Б-427 проекта 641 в доке на переходе в США. 06.1998г.
4. Фотография Бывшая ПЛ Б-427 проекта 641 в Лонг-Бич (США). 2003 год.
5. Фотография Бывшая ПЛ Б-427 проекта 641 в Лонг-Бич (США). 2018 год (предположительно).



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
4. Информация с сайта http://www.brainyencyclopedia.com;
5. Информация с сайта http://nikolay-mamaev.chat.ru;
6. Фотография с сайта http://en.wikipedia.org;
7. Информация с сайта http://www.submarines.narod.ru/un_pf03.html (неизвестный факт №4);
8. Информация с сайта музея http://www.queenmary.com;
9. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы", ч.1;
10. Матюшин Н.Ф. "17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота", Москва, 2011г.
11. Воспоминания членов экипажа.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»