Б-435 (ВМФ СССР и ВМФ России)
U01 "Запорiжжя" (ВМС Украины 11.07.1997-21.03.2014)
проект 641
фотография:
ПЛ U-01 "Запорiжжя" проекта 641 ВМС Украины. 2012 год.
историческая справка:
1970 год 11 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки был подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;
1970 год 24 марта
Заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка;
1970 год 29 мая
Спущена на воду;
1970 год лето
Перешла на сдаточную базу завода в г.Лиепая (Латвийская ССР) для прохождения сдаточных испытаний. Временно включена в состав 37-й ДиПЛ ДКБФ;
1970 год 16 октября
Начата программа государственных испытаний;
1970 год ноябрь
Выполнена программа государственных испытаний. В период ходовых испытаний в течение 20 суток с сентября по ноябрь 1970 года лодка прошла в надводном
положении 1660 миль (236 ходовых часов) и в подводном положении - 432 мили (188 ходовых часов) израсходовав 125 тонн топлива;
1970 год 6 ноября
Вступила в строй;
1970 год 24 ноября
Зачислена в состав Краснознаменного Северного флота;
1971 год январь
Выполнила межфлотский переход вокруг Скандинавии к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань (г.Полярный). На переходе, в Северном море, матросу электрику
выполнена хирургическая операция по удалению аппендицита (операцию проводили на глубине 50 метров из-за сильного шторма на поверхности). Вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;
1971 год 5 мая - 28 декабря
Выполнила задачи БС (командир - Косенко В.М.) на Средиземном море (с заходом в порт г.Александрия) и в Северо-восточной Атлантике продолжительностью 210 суток. С 31 октября по 9 ноября 1971 года отряд кораблей ВМФ СССР
(командир отряда - контр-адмирал Соловьев Н.В.) посетил с официальным визитом Гавану (Куба). В состав отряда входили РКР проекта 1134 "Севастополь", ЭМ проекта 56ПЛО "Смышленый", ПЛ Б-435 проекта 641 и танкер торгового флота.
В порту Гаваны ПЛ совершила навал на РКР "Севастополь", в результате чего получила повреждения обтекателя ГАС, не приведшие к выходу из строя материальной части. За время боевой службы зафиксировано 5 контактов с иностранными ПЛ. В общей
сложности за время похода ПЛ прошла в надводном положении 18342 мили, в подводном - 5340 миль, осуществлено 71 погружение и израсходовано 825 тонн топлива;
1972 год 27 июня - 10 августа
Прошла ремонт с докованием на СРЗ-35 "Севморпуть" (Роста, г.Мурманск);
1972 год осень - 1973 год 3 мая
Выполнила задачи БС на Средиземном море в составе 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. В январе 1973 года осуществила заход в п.Тартус (Сирия) и 23-26.03.1973 посетила г.Риека (СФРЮ) вместе с РКР "Грозный" проекта 58;
1973 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1973 год лето
Предположительно прошла межпоходовый ремонт на одном из СРЗ на ДКБФ (экипаж отдыхал в г.Рига);
1973 год осень - 1974 год весна
Выполнила задачи БС на Средиземном море. Осенью и в марте заходила в п.Александрия (Египет). В декабре 1973 года осуществила заход в Марокко;
1975 год 10 октября - 13 декабря
Выполнила задачи БС;
1977 год 3 января - 29 сентября
Выполнила задачи БС на Средиземном море в составе 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. С 30.06.1977 по 04.07.1977 нанесла визит в Тунис;
1979 год 24 декабря - 1981 год 14 июля
На КМОЛЗ в г.Кронштадт прошла заводской ремонт;
1982 год сентябрь
Во второй половине сентября в Баренцевом море состоялись призовые стрельбы атомных и дизельных лодок Северного флота, в том числе и Б-435, по отряду боевых кораблей «противника». Призовая стрельба прошла успешно,
обе выпущенные торпеды прошли под главной целью, за что лодка получила отличную оценку;
1982 год 30 октября - 1983 год 30 июня
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Пучнин В.В.) на Средиземном море. 18.01.1983 имела контакт с авианосно-ударной группой ВМС США в Тунисском проливе. Подводная лодка, скрытно форсируя в подводном
положении пролив, вышла на гидроакустический контакт с американским атомным авианосцем «Нимитц» и двумя кораблями его охранения (эсминцем УРО и крейсером УРО). Американские корабли шли со стороны Гибралтарского пролива. Командир ПЛ смог уклониться от
обнаружения, выполнил маневрирование для занятия необходимой позиции и выполнил учебную атаку по авианосцу;
1984 год 20 февраля - 30 апреля
Выполнила задачи БС в Северо-восточной Атлантике;
1989 год
Выполнила задачи 2 БС;
1990 лето
Переведена по внутренним водным системам из Белого моря через Азовское море на Черное море;
1990 год 27 августа
Перечислена в состав КЧФ. Зачислена в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;
1994 год
Находилась в текущем ремонте;
1994 год сентябрь
После окончания ремонта занималась боевой подготовкой. На ПЛ проводились съемки рекламного ролика Спид-Инфо с актерами и съемочной группой на борту;
1994 год 1 октября
Переформирована в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ ЧФ (с 15.12.1994г. - 155-я БрПЛ ЧФ). Перешла для базирования в Балаклавскую бухту;
1994 год
По итогам года удостоена звания "отличной" ПЛ на ЧФ. В течении года ПЛ находилась в море в течении 16 суток, имея 82 ходовых часа, прошла 243,5 мили в надводном положении и 4,2 мили под водой;
1995 год январь
Под буксирами переведена из Балаклавской бухты в Южную бухту г.Севастополь;
1995 год 16 февраля
155-я БрПЛ ЧФ передислоцирована на Южную бухту г.Севастополь;
1995 год - 1996 год
Прошла средний ремонт на СРЗ-13 в Киленбухте г.Севастополь и выполнила программу заводских ходовых испытаний без погружения в связи с истекшим сроком эксплуатации аккумуляторных батарей;
1997 год 10 апреля
Принята ВМСУ от войсковой части 95200 ЧФ РФ в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Украиной от 9 июля 1995 года о разделе Черноморского флота;
1997 год 11 июля
Зачислена в состав ВМС Украины;
1997 год 21 июля
Над ПЛ взял шефство Запорожский горсовет, в связи с чем ПЛ присвоено наименование U-01 «Запорiжжя»;
1997 год 1 августа
По соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 официально передана ВМС Украины. Поднят флаг ВМС Украины;
1997 год 3 августа
Переведена для дальнейшего базирования в Балаклавскую бухту. В связи с отсутствием средств на приобретение аккумуляторной батареи поставлена на прикол;
1997 год 8 сентября
Исключена из состава ВМФ РФ. За время службы в ВМФ СССР и России выполнила 14 боевых служб;
2002 год август
В связи с истечением срока освидетельствования баллонов ВВД поставлена в док судоремонтного завода "Металлист" в Балаклавской бухте;
2003 год 22 февраля
Спущена на воду после окончания докового ремонта;
2003 год 23 февраля
Буксирами ВМС Украины «Корець», «Кременець» и «Красноперекопск» из Балаклавской бухты отбуксирована в ковш Килен-бухты;
2003 год 31 марта
Поставлена в судоремонтный завод №13 ЧФ (в Стрелецкой бухте Севастополя) для выполнения отдельных работ с вооружением, погрузки и монтажа АБ. 30.01.2003
большой десантный корабль ВМС Украины "Константин Ольшанский" привез в Севастополь из Греции АБ для ПЛ, изготовленную греческой компанией "Сегтапоз 8А ",
стоимостью 18 млн гривен. Завершающий этап ремонта должен был проходить при финансовой поддержке предприятия "АвтоЗАЗ-ДЭУ" и властей Запорожской области Украины;
2007 год
Находилась на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ. Рассматривалась возможность продажи ПЛ ВМС Ливии после окончания ремонта (по данным http://gazeta.delo.ua);
2009 год
Находилась в ремонте на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ. В ходе ремонта были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов,
винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта. Полностью проведено испытание
главной энергетической установки;
2009 год март - апрель
18.03 переведена из ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ в плавдок в бухте Троицкая для ремонта в течении 45 суток, за это время выполнены работы на донно-забортной арматуре,
по очистке и покраске подводной части корабля, проверке винто-рулевой группы и других работ по восстановлению готовности подводной лодки. После докования возвращена на акваторию ФГУП «13 СРЗ» ЧФ в Килен-Бухте;
2009 год сентябрь
Находилась в ремонте на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ. Была подготовлена к загрузке аккумуляторных батарей. По состоянию на сентябрь для окончания ремонта подводной лодки было
необходимо 10 млн.гривен (по данным http://www.best-ukraine.com.ua);
2010 год 29 декабря
Прошла заводские ходовые и швартовные испытания на упоре на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ;
2011 год 31 мая
Был запланирован выход на мерную линию. Выход не состоялся. Причина невыхода в море - попадание воды в масло правого главного дизеля 37Д (6ДН39/45);
2011 год август
Находилась в Килен-Бухте у стенки ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ. Сформирован второй экипаж. Обеспечивающие жизнедеятельность ПЛ члены экипажа живут на учебном катере "Чигирин" ВМС ЗСУ, стоящего
так же во ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ;
2011 год
Приняла участие в российско-украинских учениях "Фарватер Мира", использовалась как условно-затонувшая. На ней отрабатывалась задача по спасению аварийной субмарины, лежащей на
грунте - эпизод учения проходил прямо у причала ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ;
2012 год март
Находилась на рейде Севастопольской бухты для размагничивания и подготовки к проведению заводских испытаний;
2012 год 25 апреля
Департамент прессы и связей со средствами массовой информации Министерства обороны Украины сообщил, что после завершения швартовых испытаний корабль покинул заводскую причальную
стенку, где он находился в ремонте, и в надводном положении вышел из Севастопольской бухты в Черное море. С 1993 года это первый выход ПЛ с использованием собственной силовой установки - своим ходом в надводном
положении ПЛ прошла 60 миль по плану ходовых испытаний. Министр обороны Украины Дмитрий Саламатин по этому поводу сказал, что успешное проведение ходовых испытаний обеспечит возрождение подводных сил флота
Украины и в свою очередь позволит эффективно и на высоком уровне проводить обучение и тренировки противолодочных сил ВМС Украины. Ходовые испытания во многом обеспечивают российские моряки — своих спасательных
кораблей у Украины нет, поэтому во время испытаний дежурят спасательные службы Черноморского флота России;
2012 год 22 - 25 мая
Принимала участие в украинско-российских учениях "Фарватер мира-2012". В последний день активной фазы учения, объединенные спасательные силы Черноморского флота и Военно-морских
сил Вооруженных Сил Украины отработали спасение экипажа "аварийной" подводной лодки. Эпизод проводился в Килен-бухте Севастополя на территории 13-го судоремонтного завода Черноморского флота. Аварийную подлодку
имитировала ПЛ ВМС Украины «Запорiжжя». После получения сигнала об аварии и возникшем пожаре, в базе был сформирован объединенный спасательный отряд, который приступил к оказанию помощи личному
составу, выходящему из аварийной подводной лодки через торпедные аппараты, а также к локализации пожара на ней. Позднее в Килен-бухту прибыл плавкран ЧФ со спасательным колоколом СК-64 на борту. В ходе этого
эпизода спасательная камера была пристыкована к комингс-площадке подводной лодки, находящейся в надводном положении, и при её помощи был осуществлен вывод подводников из ПЛ. После завершения спасательной
операции силы и средства, привлекаемые к ней, направились к местам постоянной дислокации;
2012 год 18 - 20 июля
Вышла в море для проведения погружения и ходовых испытаний под водой. За ходом испытаний ПЛ наблюдали министр обороны Дмитрий Саламатин и временно исполняющий обязанности командующего
Военно-морских сил вице-адмирал Юрий Ильин;
2012 год 29 июля
Приняла участие в празднование Дня ВМФ в г.Севастополь;
2012 год 3 августа
Провела успешное погружение на перископную глубину (14 метров), выполнила вывеску и дифферентовку, отработку движения в подводном положении;
2013 год январь
В Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки «Запорiжжя» в боевой состав ВМС Украины;
2013 год 12 мая
Находилась в парадном строю кораблей на праздновании 230-ой годовщины Черноморского флота в г.Севастополь;
2013 год
Находилась в боевом составе ВМС Украины. Базировалась на Стрелецкую бухту г.Севастополь;
2014 год 22 марта
На ПЛ подняты военно-морской флаг и гюйс ВМФ России. ПЛ перешла под командование Черноморского флота России по наименованием Б-435. С корпуса демонтированы герб
Украины и табличка с прежним названием. Переведена в Южную бухту г.Севастополь в состав 247-го ОДнПЛ ЧФ;
2014 год 30 марта
В СМИ появиллась информация о том, что Черноморский флот России отказался от использования этой ПЛ и согласился на передачу ее украинской стороне. "По характеристикам шумности и своим
боевым возможностям дизельная подводная лодка "Запорожье" перестала отвечать требованиям современного морского боя еще в начале 80-х годов, - сообщили в Черноморском флоте. - По причине устаревания систем жизнеобеспечения,
вооружения, средств борьбы за живучесть эксплуатация лодки небезопасна для экипажа". Экипажу предложено продолжить службу в составе Черноморского флота;
2014 год 31 марта
По сообщению ИТАР-ТАСС, предполагается что ПЛ будут транспортировать в Одессу на буксире. При этом, как сообщили ИТАР-ТАСС в штабе Черноморского флота, заниматься транспортировкой, по
всей видимости, будут украинские военнослужащие. "На следующей неделе российские и украинские военные проведут консультации, на которых обсудят, как лучше организовать этот процесс, - сообщил источник агентства. - Ожидается,
что буксиры будут украинскими и придут из Одессы". ПЛ добраться до нового места дислокации своим ходом не сможет;
2014 год июнь
Окончательная судьба по-прежнему не ясна. В СМИ озвучивался вариант перевода ПЛ в Балаклаву и ее размещения в музее-штольне. Говорилось также и о возможном возвращении ПЛ Украине после нормализации политической обстановки;
2014 год 1 декабря
Переформирована в состав 4-й ОБрПЛ ЧФ (сформирована из 247-го ОДнПЛ ЧФ);
2015 год 10 августа
Находилась в Южной бухте г.Севастополь. Издание "Крыминформ" сообщило, что ЦКБ "Черноморец" передало властям г.Севастополя конкретные предложения относительно реализации Концепции социально-экономического развития города
до 2030 года в части создания федерального центра военно-патриотического туризма. По словам директора предприятия Александра Бородина, речь идет о создании в Севастополе морского музейного комплекса. "Экспонаты для него есть -
выслужившие свои сроки корабли. Это артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов", большой противолодочный корабль "Очаков", подводная лодка "Запорожье", - сказал Бородин и добавил, что ЦКБ "Черноморец" готово стать подрядчиком по
переоборудованию названных выше кораблей и подводной лодки в музейные экспонаты;
2019 год - 2020 год
Находилась в Южной бухте г.Севастополь и содержалась в режиме хранения. Как сообщает Интерфакс, на ПЛ несет службу экипаж Черноморского флота, который поддерживает ее системы и механизмы в работоспособном и безопасном состоянии;
2020 год март
В середине месяца переведена из Южной бухты г.Севастополь в бухту Инженерная (к 16.03 уже была там). Находилась под андреевским флагом, но на обвесе было написано "Запорожье". Возможно будет входит в число бывших кораблей и судов ВМСУ,
которые для отстоя переведут на озеро Донузлав. Концентрация в Донузлаве позволит сократить численность персонала, обслуживающего эти корабли и суда;
2021 год лето
Находилась в г.Севастополь у пирса между Инженерной и Доковой бухтами;
2021 год 4 сентября
Подводная лодка станет музеем. Об этом ресурсу "Морской" сообщил источник в парке "Патриот" Южного военного округа. После конвертации в лодку-музей, она встанет вторым бортом к кораблю-музею "Сметливый" у Минной стенки в Южной бухте
Севастополя;
2021 год осень
Возвращена в Южную бухту г.Севастополь и содержалась в режиме хранения.
командиры в составе ВМФ СССР (в/ч 15019):
1. Косенко В.М. (16.10.1970-21.05.1976)
2. Потешкин С.А. (1976-1978)
3. Маначинский М.Я. (1978-09.1979)
4. Косолапов Д.Н. (09?1979-12.1979)
5. Пучнин В.В. (12.1979-09.1983)
6. Семенов В.А. (09.1983-10.1984)
7. Кулик О.М. (10.1984-10.1985)
8. Прохоров Ю.В. (10.1985-09.1986)
9. Фёдоров В.Н. (29.09.1986-11.03.1992)
10. Табачный С.Г. (11.03.1992-14.08.1993)
11. Егоров А.Ю. (14.08.1993-26.12.1996)
12. Дмитриев И.Г. (26.12.1996-11.07.1997)
командиры в составе ВМС Украины (в/ч А-4430):
1. Джемела И.И. (11.07.1997-01.02.2000)
2. Орлов О.А. (01.06.2000-15.01.2010)
3. Клочан Д.В. (15.01.2010-10.10.2011) 1-й экипаж
4. Шагеев Р.М. (2010-10.10.2011) 2-й экипаж
5. Шагеев Р.М. (10.10.2011-21.03.2014) 1-й экипаж
6. Клочан Д.В. (10.10.2011-2014) 2-й экипаж
командиры (ПЛ в составе ВМФ России):
1. Шагеев Р.М. (03.2014-2015)
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ Б-435 в составе ВМФ СССР.
2. Репортаж о первом выходе в море после ремонта. Телерадиокомпания "Звезда". 25.04.2012.
3. Фотография ПЛ U01 "Запорiжжя" на репетиции прада в г.Севастополь. 23.07.2013г.
4. Фотография ПЛ "Запорожье" в Стрелецкой бухте после подъема военно-морского флага и гюйса ВМФ России. 22.03.2014г.
5. Фотография ПЛ Б-435 на переходе в Южную бухту г.Севастополь. 22.03.2014г.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
3. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru);
4. Костриченко В.В. статья "ЗАПОРIЖЖЯ - дизельний торпедний великий підводний човен" для журнала "Морська Держава";
5. Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.";
6. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2003г.
7. Фотография с сайта http://www.submarine.id.ru;
8. Информация с сайта www.regionline.dp.ua;
9. Информация с сайта http://for-ua.com/annonce.html;
10. Информация с сайта http://www.oda.zp.ua/ps/2001/01/22/980236480.html;
11. Информация с сайта http://gazeta.delo.ua/?date=2006-04-03&id=5453;
12. Информация с сайта http://www.best-ukraine.com.ua/index.html?go=11203;
13. Информация с сайта http://sevas.com.ua/news/view/10193;
14. Пучнини В.В. "Как советская дизельная подлодка могла утопить американский атомный авианосец"
15. Воспоминания членов экипажа.
© 2002-2021 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде
только с письменного разрешения автора.
© 2002-2021 Design by and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.