Rambler's Top100 Подводная лодка Б-49. Проект 641, И641

Б-49 (ВМФ СССР)
U-475 "Black Widow" (Музей в Великобритании)

проект 641, И641



фотография:

Подводная лодка Б-49

ПЛ Б-49 проекта И641 выполняет показательное погружение. 24.07.1983 года
Военно-Морской парад кораблей на Даугаве в честь Дня ВМФ.
Фрагмент фотографии из архива Туманова В.М.




историческая справка:


1966 год 29 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1966 год 12 октября
Заложена на эллинге ССЗ №196 (с 25.10.1966 - Ново-Адмиралтейский ССЗ) в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1966 год 24 декабря
Спущена на воду;

1967 год май
Переведена по внутренним водным системам на достроечную базу завода в г.Северодвинск для прохождения государственных приемо-сдаточных испытаний;

1967 год 9 сентября
Поднят Военно-морской флаг;

1967 год 30 сентября
Вступила в строй (подписан приемный акт Государственной комиссии);

1967 год 24 октября
Зачислена в состав Краснознаменного Северного флота. Вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I степени ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;

1968 год 27 марта
На ПЛ погиб матрос Кривенко Д.И. Буду благодарен за уточняющую информацию;

1968 год
Принимала участие в учениях "Север" в Северо-восточной Атлантике;

1968 год 27 декабря
В составе группы кораблей ВМФ СССР (совместно с ПЛ К-181, ПЛ Б-6 и ПБ "Волга") осуществила дружественный визит в г.Александрия (Египет). Поставлена на ремонт в г.Александрия (Египет);

1968 год декабрь
Экипаж ПЛ Б-46 заменил основной экипаж с задачей обеспечить ремонт подводной лодки и затем выполнить на ней задачи боевой службы;

1969 год
После завершения ремонта успешно выполнила задачи БС с экипажем ПЛ Б-46 (командир - кап.2р. Кочетков В.Н.) в Средиземном море и во второй половине года возвратилась в Полярный, где была передана своему основному экипажу;

1969 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1970 год 15 января - 16 июля
Выполнила задач боевой службы;

1971 год 12 апреля - 17 августа
Прошла текущий ремонт с докованием на СРМ-638;

1971 год 10 декабря - 1972 год 24 июня
Выполнила задачи БС в составе 69-й БрПЛ на Средиземном море;

1972 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи эксперементального похода (командир - кап.2р. Синюхин Б.С.) в течении 26 суток. В конце ноября вышла в поход в арктический район для торпедной стрельбы по льдам, с целью определить возможность проделывания полыньи для всплытия атомных ПЛ. В связи со сложной ледовой обстановкой к паковым льдам лодка не пробилась и вынуждена была вернуться в базу. Торпеды, предназначенные для стрельбы по льдам были израсходованы на обратном пути при стрельбе по мысу Пикшуев. На борту находились два представителя НИИ;

1973 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1973 год 20 марта - 18 декабря
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Синюхин Б.С.) в составе 96-й БрПЛ на Средиземном море. В конце сентября получила приказ всплыть в надводное положение 5.10 и следовать в точку 64 в море Альборан перед входом в Гибралтарский пролив. 5.10 ПЛ всплыла и ошвартовалась у плавбазы "Волга". Но уже в 11.00 5.10 (экипаж помылся в пресной воде на ПБ "Волга" и смотрел фильм на плавбазе) прозвучал сигнал Боевой тревоги. В 17.00 была получена команда следовать на восток. Через два дня был получен приказ из-за арабо-израильской войны приготовить торпеды с обычным боезапасом и начать боевое патрулирование в готовности применить торпедное оружие. Еще через несколько дней было получено радио с информацией о том, что в Израиль следует транспорт с военными грузами и добровольцами. Подводной лодке было предписано - быть в готовности к его уничтожению. Однако, как потом выяснилось, транспорт зашел в один из испанских портов и дальше груз и обровольцы были доставлены в Израиль авиацией. Запасы продовольствия, пресной воды, регенерации и топлива на подводной лодке были израсходованы, пополнить их экипаж не успел. Поэтому был введен режим экономии. Хлеб пекли из макарон, первое не готовили, чтобы не тратить пресную воду, лодку старались вентилировать, становясь под РДП. В конце октября на лодке был получено радио с приказом о снижении боевой готовности и следовании в точку 64 для подготовки к переходу на Северный флот. 7.11 ПЛ подошла в точку. В точку к ночи подошел крейсер "Мкрманск", однако начался сильный шторм и пополнить запасы не представилось возможным. 8.11 подошел танкер и все корабли вышли в Атлантику для поиска тихого места. Такое место нашли в районе мелководной банки. Подводная лодка встала к борту танкера и началось пополнение запасов. Через некоторое время погода ухудшилась, пришлось пополнять запасы на бакштове у танкера. Пополнив запасы, корабли построились и двинулись на север. Однако на ПЛ вскоре лопнула тяга вертикального руля. Вся группа кораблей подошла к побережью Испании (15 миль от Роты), с крейсера срезали стойку и приварили вместо тяги на ВР. Дальше корабли ушли, в а ПЛ продолжила путь на СФ, через несколько дней обломилась тяга правового пера горизонтального руля. Исправляли неисправность - КБЧ-3 л-т Цветков В.Ю., боцман мичман Главацкий Н.Н, трюмный ст.1ст. Янзин А. и рулевой Скукис В.М. Подводники завели троса и закрепили правое перо НГР. Дальше поход прошел без приключений. 18.12 прибыла в пункт постоянного базирования;

1974 год год осень
Переведена по Беломорско-Балтийскому каналу в г.Кронштадт на КМОЛЗ для проведения ремонта и модернизации;

1974 год 18 ноября
Перечислена в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота;

1974 год 7 октября - 1975 год 31 августа
Прошла средний ремонт на КМОЛЗ (г.Кронштадт) с переоборудованием по проекту И641;

1975 год 18 сентября
Прибыла в Ригу и зачислена в 107-й ОДнПЛ 78-й БрОВР ДКБФ c базированием на Даугавгриву (бывший Усть-Двинск);

1975 год 7 - 9 ноября
Принимала участие в параде кораблей на Даугаве, посвященном 58-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. ПЛ стояла на бочках в парадном строю кораблей, перед БПК "Сторожевой" проекта 1135;

1976 год - 1985 год
Выполняла задачи по практической отработке экипажей подводных лодок проектов И641 и И641К ВМС Кубы и Ливии, которые проходили обучение в Рижском учебном центре, и обеспечивала прохождение морской практики иностранными курсантами Вьетнама и Ливии, обучающимися в ВВМИУ им. Ленина (г.Пушкин);

1982 год осень
При отработке ливийского экипажа, при следовании в надводном положении в Рижском заливе произошло вырывание штока привода вертикального руля из соединительного ползуна, ПЛ потеряла возможность управления вертикальным рулем и вернулась в базу меняя курс за счет изменения режимов работы двигателей. Одной из причин поломки кормового вертикального руля явились последствия ранее полученного аналогичного повреждения на БС в 1973 году. Восстановление вертикального руля было выполнено с привлечением специалистов СРЗ-177 без размещения ПЛ в завод;

1983 год июль
Приняла участие в Военно-Морском параде кораблей на Даугаве в честь Дня ВМФ. Выполнила показательное погружение без полного заполнения средней группы цистерн главного балласта (из-за небольшой глубины акватории Даугавы в районе показательного погружения ограждение рубки осталась над водой;

1986 год август - 1987 год ноябрь
Прошла средний ремонт с докованием на СРЗ-177 в Даугавгрива;

1987 год
Перечислена в состав 239-го ДУК, 650-го учебного центра ВМФ;

1993 год 30 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. После исключения из состава ВМФ находилась в Даугавгрива (Рига, Латвия). Последний бортовой номер, присвоенный ПЛ был 475;

1993 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1994 год
Была продана компании "Armchair Travel Company" и переведена из Риги на реку Темза в предместье Лондона (Великобритания) под командованием В.Бурды. Поставлена у причала Long's Wharf сразу за Thames Barrier. Там ПЛ была подготовлена для использования в качестве корабля-музея "U-475 "Black Widow" ("Черная вдова"). Дооборудование ПЛ под корабль-музей выполнялось с привлечением в качестве консультантов бывших командира ПЛ Бурды В.М. и командира БЧ-5 Павлова Е.А., которые прилетели для этого в Лондон;

1998 год
Переведена в Фолкстон (Великобритания, Folkestone Harbour, Kent). Использовалась как корабль-музей U-475 "Black Widow" (как минимум до 2002 года);

2000 год
Корпус подводной лодки выкупил Джон Саттон, житель г.Рочестера (Rochester, Великобритания);

2004 год (предположительно)
Музей был окончательно закрыт, а ПЛ переведена по реке Медуэй (River Medway) в гавань Рочестера (Rochester, Великобритания);

2007 год апрель
На этот момент посещение ПЛ было прекращено, а музей закрыт. Корабль находился на бочках в гавани Рочестера (Rochester, Великобритания);

2014 год
Приняла участие в съемках фильма "Черное море" (съемки внутри ПЛ). Фильм «Чёрное море» (англ. Black Sea) — приключенческий триллер режиссёра Кевина Макдональда по сценарию Денниса Келли. В главных ролях — Джуд Лоу, Скут Макнэйри, Григорий Добрыгин и Константин Хабенский;

2016 год апрель
Корабль по-прежнему находился на бочках в гавани Рочестера. Очевидно, что владельцы до настоящего времени не могут найти средства на восстановление ПЛ и аренду места для последующей стоянки в качестве экспозиции. Визуально легкий корпус ПЛ находится в очень плохом состоянии;

2017 год
Приняла участие в съемках фильма "Отель Фицрой" (съемки внутри ПЛ). Фильм «Отель Фицрой» (англ. The Fitzroy) — чёрная комедия в альтернативной реальности режиссёра Эндрю Хармера. В главных ролях — Кеннет Коллар, Дэвид Шааль и Жан Андерсон;

2018 год май
Хозяин предпринял попытки косметического ремонта корпуса. Тем не менее, средств на полноценное содержание корпуса, у хозяина подводной лодки пока нет;

2019 год
Находилась на прежнем месте.

В большинстве источников ПЛ в Фолкстоне ошибочно определяется как Б-39, хотя она была продана в Канаду, а сейчас находится в Сан-Диего (США).



командиры (в/ч 10750):

1. Сендик В.И. (1966-09.1969)
2. Синюхин Б.С. (09.1969-02.1980)
3. Сысюк И.Ф. (02.1980-02.1986)
4. Бурда В.М. (02.1986-12.1993)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-49:

1. Кочетков В.Н. (1968-1969) командир ПЛ Б-46


дополнительная информация:

1. Список погибших после аварии 27.03.1968г.
2. Фотография бывшей ПЛ "Б-49" на бочках в гавани Рочестера (Rochester, Великобритания). 2007 год.
3. Фотография бывшей ПЛ "Б-49" на бочках в гавани Рочестера (Rochester, Великобритания). 2013 год.
4. Фотография бывшей ПЛ "Б-49" на бочках в гавани Рочестера (Rochester, Великобритания). 2018 год.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" №2, Санкт-Петербург, 2003г.;
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. Информация с сайта http://www.armchair-travel.com/military/index.htm#sub
6. Информация с сайта http://www.sovietsub.co.uk
7. Фотография с сайта "Форумы Balancer`а"
8. Воспоминания ветеранов-подводников.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2024 Составители Вячеслав Туманов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2007-2024 Design by Viacheslav M. Tumanov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»