|
Б-59 проект 641
фотография:
Вертолет ВМФ США над ПЛ Б-59 проекта 641 в ходе операции "Кама". 28.10.1962г.
Фотография US NAVY, The National Security Archive.
историческая справка:
1960 год 21 февраля
Заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка. Экипаж после формирования и стажировки временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;
1960 год 6 июня
Спущена на воду;
1960 год 11 июня (?)
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1961 год 10 июня
Вошла в строй;
1961 год 24 июня
Вошла в состав Балтийского флота;
1962 год 6 марта
Перечислена в состав Северного флота;
1962 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск. Вошла в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с базированием на г.Полярный;
1962 год 1 июля
Вошла в состав 20-й ЭскПЛ СФ (была создана перед переходом на Кубу);
1962 год 1 октября
Начало операции "Кама" (знаменитого "Карибского" похода ПЛ Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4 из Баренцева в Саргассово море и обратно).
Командир ПЛ Б-59 - кап.2р. Савицкий В.Г., старший на борту - НШ БрПЛ кап.2р. Архипов В.А.;
1962 год 2 - 5 октября
Уже в Норвежском море большинство лодок получило различные повреждения. Так, на Б-59 вышла из строя наружная захлопка дизеля;
1962 год 20 октября
На двадцатые сутки плавания подводные лодки, в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким ПЛ противостоял почти весь
многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей
обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии
для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая
до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях
техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших
получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать
себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и
США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира
могли привести к непоправимым последствиям;
1962 год октябрь - ноябрь
ПЛ прибыла в район действия сил ПЛО 25 октября и двое суток продолжала движение, оставаясь необнаруженной ни кораблями, ни самолетами США. Но 27 октября
подводную лодку все же обнаружил патрульный самолет "Нептун" и навел на нее противолодочные корабли. Почти сутки лодка пыталась оторваться от преследователей,
но разрядившаяся аккумуляторная батарея не оставляла другого выхода, кроме как всплыть. Ранним утром 28 октября ПЛ всплыла на расстоянии прямой видимости от
авианосца Рэндолф. Находившиеся в воздухе несколько штурмовиков типа "Треккер", поочередно, пролетая над лодкой, включали прожектора и вели огонь из пушек
по курсу ПЛ. Затем к лодке приблизился эсминец "Бэрри", сделавший запрос о названии и государственной принадлежности лодки, а затем потребовавший застопорить
ход. Весь следующий день 28 октября американцы держали лодку под прицелом своих орудий, сбрасывали в непосредственной близости глубинные бомбы и взрывпакеты,
многочисленные вертолеты зависали над ней и фотографировали. Согласно воспоминаниям участника этих событий, кап.2р. Вадима Павловича Орлова, командир ПЛ потерял
выдержку и имел намерение применить торпеду с ЯБП, но два других офицера, в том числе старший на борту кап.2р. Архипов В.А., успокоили его. В результате ПЛ
ответила сигналом «Прекратите провокацию», после чего ситуация несколько разрядилась. К вечеру этого дня лодка, закончив зарядку батарей и произведя необходимый
ремонт, неожиданно для американских кораблей оторвалась от них погружением на 250 - метровую глубину с одновременным применением имитационных патронов.
ПЛ оставалась на своей позиции еще почти месяц, пока не поступил приказ из Москвы возвращаться на базу;
1963 год
Возвращена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;
1964 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;
1964 год 24 августа - 1965 год 13 сентября
Прошла средний ремонт на КМОЛЗ в Кронштадте;
1965 год осень
Выполнила задачи БС (90 суток, командир - Липницкий М.С.). В сентябре, при всплытии, на 160 метрах вырвало прокладку съемного листа второго отсека.
За поход пришлось дважды менять прокладки. За поход в течении 52 дней подводники устраняли различные неисправности;
1967 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море;
1968 год
При выполнении задач БС досрочно возвращена в базу;
1969 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1970 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1970 год 13 октября - 1971 год 22 апреля
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 161-й БрПЛ. Находилась в районе конфликта в Египте (Объединённая Арабская Республика) в период ведения там боевых действий;
1971 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1971 год 21 июля - 1972 год 25 февраля
Выполнила задачи БС в Северо-восточной Атлантике в составе 69-й БрПЛ. 31.10-9.11.1971 нанесла визит в Гавану (Куба);
1973 год 15 сентября - 1974 год осень (19 декабря?)
Прошла средний ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт. На время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ;
1974 год осень
Переведена в Полярный и возвращена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1975 год 27 июня - 1976 год 27 июля
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 161-й БрПЛ;
1977 год
Выполнила задачи БС в Норвежском и Баренцевом морях;
1978 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море. Вернулась на базу 10.10;
1979 год 10 ноября - 1980 год 14 июля
Выполнила задачи БС в Средиземном море (находилась в подчинении 51-й ОБрПЛ 5-й ОПЭск ВМФ);
1981 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море;
1982 год июль
Перешла в г.Кронштадт для ремонта. На время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;
1982 год июль - 1983 год декабрь
Прошла капитальный ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт;
1984 год лето
После отработки задач в г.Лиепая, перешла к месту постоянного базирования в г.Полярный;
1984 год
Перечислена в 28-й ДнПЛ резерва 9-й ЭскПЛ КСФ и поставлена на отстой в губе Ура (?);
1989 год осень
Переведена по внутренним водным системам из Белого моря через Азовское море на Черное море;
1989 год 8 декабря
Перечислена в состав КЧФ. Зачислена в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;
1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
1991 год 1 июня
Расформирован экипаж;
1991 год
Была разделана на металл в Донузлаве в плавдоке.
командиры (в/ч 59023):
1. Енин В? (1960?-1962)
2. Савицкий В.Г. (1962-07.1963)
3. Липницкий М.С. (07.1963-1965-1966?)
4. Зембовский Е.И. (1966?-1967-1969?)
5. Хренов Е.В. (1969-1972)
6. Федоренко И.И. (1972-1973)
7. Субачус А.-А.И. (1973?-1974-1980)
8. Гуликов В.Н. (1980-1984-1985?)
9. Носов Ю.И. (1986?-1990-1991)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-59:
1. Лобанов Л.Н. (1970-1971) командир ПЛ Б-57
источники:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Паргамон И.Н. "Кто не рискует, тот не пьет шампанского", спецвыпуск №2, ВТА "Тайфун", 2003г.
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
5. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995гг.".
6. Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.".
7. Заболоцкий В.П.""Большая охота" в Саргассовом море или советские подводные лодки против US Navy".
8. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Информация с сайта http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB75/#IV.
10. Фотография из U.S. National Archives, Still Pictures Branch, Record Group 428, Item 428-N-711201.
11. Воспоминания членов экипажа.
12. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2020 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |