Rambler's Top100 Подводная лодка Б-9. Проект 641

Б-9
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-9

УТС УТС-247 и ПЛ Б-9 проекта 641 в г.Севастополь.


историческая справка:


1964 год 26 декабря
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка;

1965 год 27 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ, экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1965 год 31 марта
Спущена на воду. Ходовые испытания проходила в Таллине и Лиепае. Временно входила в состав 37-й ДиПЛ КБФ;

1965 год 30 ноября
Вступила в строй;

1965 год 10 декабря
Поднят Военно-морской флаг;

1965 год 16 декабря
Зачислена в состав КСФ. Предположительно предназначена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. После контрольного докового осмотра, погрузки имущества, ПЛ перешла в Лиепаю и начала подготовку к переходу на Северный флот. Однако задача, ранее поставленная перед ПЛ, изменилась. Было принято решение дооборудовать ПЛ, подготовить её к использованию нового вида торпедного оружия, произвести испытания и для этого на несколько лет оставить на Балтике;

1966 год 17 октября
Перечислена в состав ДКБФ. Вошла в состав одной из БрПЛ 37-й КДиПЛ ДКБФ;

1969 год май
Перечислена в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ с базированем на г.Кронштадт. По другим данным перечислена 18.06.1968;

1969 год лето
Переведена на Ладожское озеро для проведения испытаний новых образцов торпедного вооружения. Базировалась на бухту Владимировская;

1970 год июль
В начале месяца (предположительно 4 июля) при подготовке к выходу в ПБП, на ПЛ производилась погрузка нескольких практических торпед 53-67ПВ. Очевидно из-за выходных погрузка производилась в спешке и в "раслабленном режиме" - командир ПЛ находился в Ленинграде, штатный крановщик-погрузчик не стал участвовать в погрузке (выходные, да и не понравилась как ПЛ отшвартована). Крановщик допотопного автокрана, который удалось найти (как говорили "новенький"), неправильно выставил угол наклона стрелы, вследствии чего, застропленная торпеда "прогнула" стрелу сильнее задуманного. Кто-то посоветовал крановщику приподнять стрелу, что категорически запрещено инструкцией. В итоге произошел обрыв ленточного тормоза и стрела с торпедой полетели на надстройку, мимо лотка. В районе лотка, ближе к ограждению рубки находился старшина команды БЧ-3 ст.1 ст. Евтугов Василий. По боевому расписанию он должен был находиться в отсеке, но погода была уж очень хорошая, да и командир отделения торпедистов в отсеке был уже опытный. Евтугов В. получил тяжелейшую травму от удара в голову роликом стрелы и через несколько дней, так и не выходя из комы, умер. Торпеда, грохнувшись на надстройку вдоль правого фальшборта продавила ограждение ГАС "Береста", образовав подобие ложемента. Это смягчило удар и не позволило ей скатиться за борт. Ни каких протечек (топлива) или механических повреждений на топреде не выявили;

1971 год апрель - май
Находилась в Петровском доке в г.Кронштадт;

1971 год 7 ноября
Принимала участие в морском параде на реке Нева в г.Ленинград;

1972 год - 1973 год
Проходила ремонт и модернизацию на КМОЛЗ (г.Кронштадт);

1974 год январь
Входила во вторую линию;

1974 год 5 февраля
Перечислена в состав КСФ;

1974 год
Выполнила программу испытаний новых образцов торпед в полигонах ДКБФ;

1974 год
Осуществила переход на Северный флот с выполнением задач БС (командир - Ткач И.М.) в Атлантическом океане. Вошла в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;

1975 год 27 июня - 1976 год 27 июля
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 161-й БрПЛ. В 1976 году прошла межпоходовый ремонт в Тартусе (Сирия);

1976 год осень
Занимлась боевой подготовкой - дежурство по флоту;

1977 год 6 октября - 1979 год 31 мая
Прошла капитальный ремонт на КМОЛЗ (г.Кронштадт);

1979 год 24 сентября - 1980 год 30 мая
Выполнила задачи БС (командир - Самсонов С.А.) в Средиземном море. Была подчинена 51-й ОБрПЛ 5-й ОпЭск ВМФ;

1981 год 22 июля - 1982 год 22 марта
Выполнила задачи БС (командир - Самсонов С.А.) в Средиземном море. Была подчинена 51-й ОБрПЛ 5-й ОпЭск ВМФ;

1982 год - 1983 год
Прошла ремонт на заводе имени Савы Ковачевича ("Sava Kovacevic") в порту Тиват (СФРЮ);

1983 год 4 декабря - 1984 год 25 июня
Выполнила задачи БС (командир - Ефремов Н.Г.) в Средиземном море. Была подчинена 51-й ОБрПЛ 5-й ОпЭск ВМФ;

1985 год
Перечислена в состав 42-й БрПЛ Кольской ФлРС и переведена к новому месту базирования в губу Печенга (пос.Лиинахамари);

1987 год
Выполнила задачи БС(командир - Ефремов Н.Г.) в Баренцевом и Новежских морях;

1988 год
Переведена в Кронштадт для проведения капитального ремонта. На время ремонта включена в состав 10-го ДнРПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;

1988 год 27 октября - 1990 год
Прошла капитальный ремонт на КМОЛЗ (г.Кронштадт);

1990 год
Перешла на Черное море и вошла в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;

1991 год февраль
Перечислена в состав КЧФ (по другим данным перечислена 18.07.1991);

1991 год
Занимлась боевой подготовкой - дежурство по флоту;

1992 год
Занимлась боевой подготовкой - минная постановка. Объявлена лучшей на флоте по минной постановке;

1993 год
Занимлась боевой подготовкой - дежурство по флоту, минная постановка. Экипаж (командир - кап.2р. Васильцев К.Г.) завоевал призы по торпедной атаке морской цели и минной постановке. Объявлена лучшей ПЛ по живучести. На состязаниях по торпедной подготовке на приз ГК ВМФ были загружены 4 практические торпеды. ОБК состоял из 5 кораблей, главная цель – БПК «Керчь», передовое охранение из трёх МПК, дальнее охранение – самолёт Бе-12. Замысел командира на стрельбу был следующим: определить генеральный курс ОБК, занять позицию стрельбы залпом - сектором. НО после поворота ОБК, подводная лодка оказалась на его кормовых курсовых углах, практически вне позиции залпа. Командир принял в этой ситуации решение стрелять резервным способом «клещами» вдогонку цели. Произвели залп двумя торпедами с установкой левого борта цели, а затем второй парой торпед с установкой правого борта цели. Три торпеды навелись на главную цель. Почему одна торпеда не навелась: первая причина не хватило энергетической дальности правой торпеде во втором залпе, так как стрельба вдогонку или не была введена поправка дальности, торпеда, пройдя через кильватерную струю уже не среагировала на его мощность;

1994 год
Занимлась боевой подготовкой - минная постановка, торпедные стрельбы, обеспечение других кораблей. При торпедной стрельбе по РКР "Адмирал Головко", попала болванкой в корпус корабля;

1994 год 1 октября
Переформирована в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ ЧФ (с 15.12.1994г. - 155-я БрПЛ ЧФ);

1994 год
В конце года была отбуксирована в Килен бухту и поставлена на СРЗ-13 (г.Севастополь). Начался ремонт с демонтажом легкого корпуса и некоторых агрегатов. Вскоре финансирование ремонта было остановлено и ПЛ отбуксировали в Южную бухту;

1997 год
При разделе Черноморского флота СССР планировалась к передаче ВМС Украины. Оставлена Черноморскому флоту РФ в порядке взаиморасчетов при разделе флота. Находилась без АБ и нуждалась в ремонте;

1997 год 17 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1997 год 1 декабря
Расформирован экипаж;

1998 год
На Севастопольской судоразборочной базе в пос.Инкерман разделана на металл.



командиры (в/ч 20866):

1. Лебедев И.А. (1965-1969)
2. Соколов В.Е. (1969-1971)
3. Ткач И.М. (1971?-1974-1976-1977?)
4. Самсонов С.А. (1976?-1977-1982)
5. Ефремов Н.Г. (1982-1986-1987?)
6. Васильцев К.Г. (1987-1995-1997?)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-9:

1. Хорьков А.М. (1975-1976) командир резервного 132-го экипажа
2. Виноградов А.Д. (1981) командир ПЛ Б-29



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Воспоминания подводников СФ, ЧФ и ДКБФ.
5. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
6. Черкашин Н.А."Русские подводники", ИД "Вся Россия", 2003г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2007-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»