|
Б-95 проект 641
фотография:
ПЛ Б-95 проекта 641. Фотография из архива Волкова О.
историческая справка:
1958 год 2 февраля
Заложена на эллинге судостроительного завода № 196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка. После формирования и стажировки экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМР;
1958 год 5 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1958 год 25 апреля
Спущена на воду;
1958 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;
1959 год 30 сентября
Вступила в строй;
1959 год 22 декабря
Вошла в состав Северного флота. Включена в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ (с 1961 - 4-й ЭскПЛ) Северного флота с базированием в Екатерининской гавани г.Полярный;
1965 год
Выполнила задачи БС;
1968 год - 1970 год 21 января
Осуществила 604-х суточный поход "Прилив-2" (совместно с ПЛ Б-98, ЭОС "Полюс", ПБ "И.Кучеренко" и КИЛ-21) в Индийский океан с 3-х месячным
ремонтом во Владивостоке. 15-20 октября 1968 года совместно с РКр "Грозный", БПК "Гневный" и ПЛ Б-98 нанесла визит в Касабланку (Марокко), была открыта для посещения.
16-23 декабря 1968 года нанесла визит в Дар-эс-Салам (Танзания). Командиром отряда подводных лодок был капитан 1 ранга В.А. Мерзляков (с ТОФ), а начальником штаба - капитан 2 ранга В.Н.
Жураковский (с СФ). Для устройства пункта маневренного базирования с выставлением рейдового оборудования была использована байка Фортюн в Индийском океане.
Здесь подводные лодки проходили межпоходовый ремонт, перегружали боезапас, грузили топливо, продукты и оборудование регенерации. За 22 месяца подводные лодки
прошли около 35 тысяч миль. При тяжелейших температурах, без кондиционирования (имеющиеся кондиционеры, как выяснилось, только увеличивали тепловыделение),
без нормального отдыха (до 13% спальных мест почти постоянно было занято различными исследователями), нередко в условиях тропических циклонов, с кожей,
покрытой коростами от язв, опухшие и посиневшие от угарных газов и интенсивного выделения водорода из кипящего электролита, выполняли подводники свою
задачу в экваториальной зоне Индийского океана. В итоге поставленная задача была решена и пункт маневренного базирования на банке Фортюн был признан
пригодным в качестве пункта стратегического обеспечения сил ВМФ СССР в Индийском океане. В январе 1970 года экспедиция посетила Экваториальную Гвинею
(порт Санта-Иссабель). По окончании похода перешла в г.Кронштадт;
1970 год 28 января - 1973 год 25 июня
Находилась в ремонте на КМОЛЗ в Кронштадте. На время ремонта входила в состав 10-го(?) ДнРПЛ ЛенВМБ;
1974 год 15 августа - 1975 год 18 августа
Выполнила задачи БС (командир - Шамшур Ю.К.) в Средиземном море в составе 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. В апреле 1975 года была перенаправлена к западному побережью
Африки для совместных действий с отрядом кораблей, которые находились в Конакри (Гвинея), по плану военно-морских маневров "Океан-75". По замыслу учения зональное командование, находясь на плавбазе в
районе Гвинеи и получая информацию от сил разведки о движении конвоев вдоль западного побережья Африки, должно было организовать нарушение перевозок, используя выделенные в его подчинение силы. Операцию
возглавил начальник штаба 1 флотилии ПЛ СФ контр-адмирал Голосов Р.А. Походный штаб прибыл 12 апреля на рейд Конакри на борту плавбазы ПБ-82 из Средиземного моря. С 14 по 19 апреля походный штаб
руководил действиями 3 подводных лодок проекта 641 Б-46, Б-95 и Б-825 против конвоя, используя данные авиации. 19 апреля, успешно выполнив атаки,
поводные лодки были возвращены в Средиземное море;
1976 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1979 год
Выполнила задачи БС в Норвежском море;
1980 год
Перечислена в 180-й ДнПЛ резерва 203-й ОБрПЛ БелВМБ в г.Северодвинск;
1980 год 22 февраля
Выведена из боевого состава, законсервирована и поставлена на отстой;
1985 год
Находилась на консервации в г.Северодвинск. При расконсервирвации погибло 4 человека (три моряка и один мичман). Была опять законсервирована;
1986 год
Была отбуксирована в г.Видяево, потом - в п.Росляково, где прошла ремонт. По окончании ремонта возвращена в губу Ура (г.Видяево) для дальнейшего хранения на консервации.
Включена в состав 28-го ДнПЛ резерва 9-й ЭскПЛ КСФ;
1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Впоследствии затонула на мелководье;
1990 год 1 октября
Расформирован экипаж;
2004 год 2 октября
Силами частной частной фирмы поднята и продана для разделки на металл.
командиры (в/ч 36172):
1. Архипов В.А. (03.1958-01.1959)
2. Савицкий В.Г. (1959-1960-1961?)
3. Парамонов В.А. (1962-1966)
4. Кузьмин А.А. (1966–1969)
5. Широченков А.М. (1969-1971)
6. Трушков Г.А. (1971-1972)
7. Шамшур Ю.К. (1972-1975-197?)
8. Куманцев В.В. (197?-1979-1980-198?)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-95:
1. Хлопунов В.И. (1968-1969) командир ПЛ Б-109
дополнительная информация:
1. Фотография одной из ПЛ экспедиции "Прилив-2" в Касабланке (Морокко). 10.1968г.
2. Фотография корпуса ПЛ Б-95 после подъема с грунта в губе Ура.. 10.2004г.
источники:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Паргамон И.Н. "Кто не рискует, тот не пьет шампанского", спецвыпуск №2, ВТА "Тайфун", 2003г.
3. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
4. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995гг".
5. Воспоминания членов экипажа.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |