Rambler's Top100 Подводная лодка Б-307. Проект 641Б

Б-307
проект 641Б




фотография:


Подводная лодка Б-307

ПЛ Б-307 проекта 641Б в порту г.Тартус (Сирия).
Фотография из архива Галича В.




историческая справка:


1979 год 22 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Включена в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1980 год 7 марта
Заложена на эллинге судостроительного завода "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как большая подводная лодка;

1980 год 30 сентября
Спущена на воду;

1980 год 30 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй;

1981 год
Зачислена в состав КСФ. Вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;

1982 год 6 июля - 6 октября
Выполнила задачи БС в Баренцевом и Норвежском морях;

1983 год 5 июня - 1984 год 5 февраля
Выполнила задачи БС в Средиземном море. В октябре 1983 года основной экипаж отдыхал в Севастополе;

1985 год 4(5?) января - 6 сентября
Выполнила задачи БС в Атлантике (с пересечением экватора) и Средиземном море с заходом в марте в порт Анаба (Алжир), а в начале мая в порт Тартус (Сирия, экипаж отдыхал на базе КЧФ 1280 "Фиолент");

1986 год лето
Прошла ремонт в доке г.Росляково (Мурманская обл.);

1988 год ноябрь - 1989 год январь
Экипаж ПЛ Б-307 после окончания среднего ремонта принял ПЛ Б-30 и перевел её вокруг Скандинавии к постоянному месту базирования в г.Полярный;

1989 год октябрь
Выведена в резерв;

1990 год 10 августа
Убыла для ремонта на КМОЛЗ (г.Кронштадт). На время ремонта подчинена 8-му ДнРПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;

1991 год 19 июня - 1995 год 7 февраля
Прошла ремонт на КМОЛЗ (г.Кронштадт). Ремонт не закончен. Техническая готовность - 90%;

1996 год июль
Перечислена в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;

1998 год
Расформирован экипаж. Корабль передан в ОРВИ и поставлен на отстой в ожидании утилизации в гавани г.Кронштадта;

1999 год 13 октября
При демонтаже прибора ГТ-201 в первом отсеке в капсуле гидроаккустиков, от отравления воздухом внутри капсулы, погибли старший лейтенант Сергей Гриценко и мичман Сергей Шутак, еще несколько человек при попытке их вытащить из капсулы, получили отравления. Прибор демонтировался для установки на ПЛ Б-806 проекта 877ЭКМ силами членов ее экипажа;

2001 год
Исключена из состава 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;

2002 год
ПЛ продана в технический музей ОАО "АвтоВАЗ" (г.Тольятти). Первоначально планировалось, что флот передаст лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей;

2003 год
Подготовка к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Была проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, ПЛ была тщательно загерметизирована, выгружен твердый (117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки (3.25 м). Подготовка лодки к переходу из г.Кронштадт в г.Тольятти шла несколько месяцев;

2003 год 3 ноября
С помощью двух буксиров-толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из г.Кронштадт в г.Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров ПЛ начала переход из Финского залива по Неве. В районе Адмиралтейских верфей ее корпус был поврежден, после чего было принято решение для устранения возможных неполадок пришвартовать ПЛ на набережной Лейтенанта Шмидта. С первой разводкой мостов ПЛ повели дальше вверх по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское и Онежское озера. Далее буксировку продолжили ОТА-930 и "Капитан Соловьев". Эшелон прошел озеро Белое и Рыбинское водохранилище и дальше по Волге до г.Тольятти. За время перехода ПЛ прошла 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра;

2004 год 16 января
Прибыла в Тольятти. Перед транспортировкой по суше пришлось перезимовать на Волге. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши;

2004 год
Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки ПЛ на настил, выполненный из стального листа длиной 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами (полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей (путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона);

2004 год октябрь - ноябрь
Была вытащена на сушу;

2004 год - 2005 год зима
По специально созданной дороге доставлена к месту стоянки на территории музея. Лодку тянули 9 военных тягачей;

2005 год 22 апреля
Установлена в конечной точке назначения. После небольшого косметического ремонта установлена в качестве музейного экспоната технического музея ОАО "АвтоВАЗ" в г.Тольятти;

2018 год 1 мая
Начало экскурсий по восстановленным четырем отсекам подводной лодки-музея.



командиры (в/ч 69141):


1. Рязанцев В.А. (05.1980-1985)
2. Суворов А.Г. (1985-1987)
3. Васильев И.В. (1987-1988-1989?)
4. Гапонюк В.Г. (1990-1994)
5. Чупрун Б.М.(1994-1996-1997?)
6. Плахтий С.В. (12.1997?-1998?)
7. Голотюк М. (2003-2004) командир гражданского экипажа


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-307:


1. Невярович Е.К. (10.1983) командир сменного экипажа
2. Сиротин В.П. (1985) командир сменного экипажа (Б-303)
3. Денисов И.А. (1989) командир Б-396



дополнительная информация:


1. Фотография Буксировка Б-307 с помощью ОТ-2443 и ОТ-2444. 2003 год.
2. Фотография Буксировка Б-307 с помощью ОТА-930. 2003 год.
3. Фотография Б-307 на подходе к одному из шлюзов. 2003 год.
4. Фотография Б-307 при прохождении шлюза. 2003 год.
5. Фотография Б-307 после прибытия в г.Тольятти. 2004 год январь.
6. Фотография Б-307 на зимовке. 2004 год.
7. Фотография Б-307 после подъема на берег. 2004 год.
8. Фотография Буксировка Б-307 по суше. 2005 год.
9. Фотография Б-307 после установки в музее. 2005 год апрель.
10. Фотография Б-307 в техническом музее ОАО "АвтоВАЗ" в г.Тольятти.. 2007 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
3. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
4. Информация и фотография с сайта "Туристский-Информационный Центр Тольятти"
5. Спецвыпуск ВТА "Тайфун", №7, Санкт-Петербург, 2008г.
6. Информация с сайтов новостных агентств.
7. Информация от членов экипажа.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2018 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2007-2018 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»