Б-307
проект 641Б
фотография:
ПЛ Б-307 проекта 641Б в порту г.Тартус (Сирия).
Фотография из архива Галича В.
историческая справка:
1979 год 22 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Включена в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;
1980 год 7 марта
Заложена на эллинге судостроительного завода "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как большая подводная лодка;
1980 год 30 сентября
Спущена на воду;
1980 год 30 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй;
1981 год
Зачислена в состав КСФ. Вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;
1982 год 6 июля - 6 октября
Выполнила задачи БС в Баренцевом и Норвежском морях;
1983 год 5 июня - 1984 год 5 февраля
Выполнила задачи БС в Средиземном море. В октябре 1983 года основной экипаж отдыхал в Севастополе;
1985 год 4(5?) января - 6 сентября
Выполнила задачи БС в Атлантике (с пересечением экватора) и Средиземном море с заходом в марте в порт Анаба (Алжир), а в начале мая в порт Тартус (Сирия, экипаж
отдыхал на базе КЧФ 1280 "Фиолент");
1986 год лето
Прошла ремонт в доке г.Росляково (Мурманская обл.);
1988 год ноябрь - 1989 год январь
Экипаж ПЛ Б-307 после окончания среднего ремонта принял ПЛ Б-30 и перевел её вокруг Скандинавии к постоянному месту базирования в г.Полярный;
1989 год октябрь
Выведена в резерв;
1990 год 10 августа
Убыла для ремонта на КМОЛЗ (г.Кронштадт). На время ремонта подчинена 8-му ДнРПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;
1991 год 19 июня - 1995 год 7 февраля
Прошла ремонт на КМОЛЗ (г.Кронштадт). Ремонт не закончен. Техническая готовность - 90%;
1996 год июль
Перечислена в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;
1998 год
Расформирован экипаж. Корабль передан в ОРВИ и поставлен на отстой в ожидании утилизации в гавани г.Кронштадта;
1999 год 13 октября
При демонтаже прибора ГТ-201 в первом отсеке в капсуле гидроаккустиков, от отравления воздухом внутри капсулы, погибли старший лейтенант Сергей Гриценко и мичман Сергей Шутак, еще несколько
человек при попытке их вытащить из капсулы, получили отравления. Прибор демонтировался для установки на ПЛ Б-806 проекта 877ЭКМ силами членов ее экипажа;
2001 год
Исключена из состава 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;
2002 год
ПЛ продана в технический музей ОАО "АвтоВАЗ" (г.Тольятти). Первоначально планировалось, что флот передаст лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку
покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей;
2003 год
Подготовка к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Была проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, ПЛ была тщательно загерметизирована,
выгружен твердый (117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки (3.25 м). Подготовка лодки к переходу из г.Кронштадт в г.Тольятти шла несколько
месяцев;
2003 год 3 ноября
С помощью двух буксиров-толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из г.Кронштадт в г.Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров ПЛ начала переход из Финского залива по Неве.
В районе Адмиралтейских верфей ее корпус был поврежден, после чего было принято решение для устранения возможных неполадок пришвартовать ПЛ на набережной Лейтенанта Шмидта. С первой разводкой мостов ПЛ повели дальше вверх по Неве.
За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское и Онежское озера. Далее буксировку продолжили ОТА-930 и "Капитан Соловьев".
Эшелон прошел озеро Белое и Рыбинское водохранилище и дальше по Волге до г.Тольятти. За время перехода ПЛ прошла 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра;
2004 год 16 января
Прибыла в Тольятти. Перед транспортировкой по суше пришлось перезимовать на Волге. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани
волокуши;
2004 год
Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки ПЛ на настил, выполненный из стального листа длиной
91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м.
Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами (полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей (путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона);
2004 год октябрь - ноябрь
Была вытащена на сушу;
2004 год - 2005 год зима
По специально созданной дороге доставлена к месту стоянки на территории музея. Лодку тянули 9 военных тягачей;
2005 год 22 апреля
Установлена в конечной точке назначения. После небольшого косметического ремонта установлена в качестве музейного экспоната технического музея ОАО "АвтоВАЗ" в г.Тольятти;
2018 год 1 мая
Начало экскурсий по восстановленным четырем отсекам подводной лодки-музея.
командиры (в/ч 69141):
1. Рязанцев В.А. (05.1980-1985)
2. Суворов А.Г. (1985-1987)
3. Васильев И.В. (1987-1988-1989?)
4. Гапонюк В.Г. (1990-1994)
5. Чупрун Б.М.(1994-1996-1997?)
6. Плахтий С.В. (12.1997?-1998?)
7. Голотюк М. (2003-2004) командир гражданского экипажа
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-307:
1. Невярович Е.К. (10.1983) командир сменного экипажа
2. Сиротин В.П. (1985) командир сменного экипажа (Б-303)
3. Денисов И.А. (1989) командир Б-396
дополнительная информация:
1. Фотография Буксировка Б-307 с помощью ОТ-2443 и ОТ-2444. 2003 год.
2. Фотография Буксировка Б-307 с помощью ОТА-930. 2003 год.
3. Фотография Б-307 на подходе к одному из шлюзов. 2003 год.
4. Фотография Б-307 при прохождении шлюза. 2003 год.
5. Фотография Б-307 после прибытия в г.Тольятти. 2004 год январь.
6. Фотография Б-307 на зимовке. 2004 год.
7. Фотография Б-307 после подъема на берег. 2004 год.
8. Фотография Буксировка Б-307 по суше. 2005 год.
9. Фотография Б-307 после установки в музее. 2005 год апрель.
10. Фотография Б-307 в техническом музее ОАО "АвтоВАЗ" в г.Тольятти.. 2007 год.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
3. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
4. Информация и фотография с сайта "Туристский-Информационный Центр Тольятти"
5. Спецвыпуск ВТА "Тайфун", №7, Санкт-Петербург, 2008г.
6. Информация с сайтов новостных агентств.
7. Информация от членов экипажа.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с
письменного разрешения автора.
© 2007-2018 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without
express written permission of author is prohibited.