М-351
проект А615
фотография:
ПЛ М-351 проекта А615 перед первомайским парадом. г.Севастополь. 1962 год, апрель.
К ноябрю 1962 года над козырьком надстройки была прикреплена рельефная пятиконечная звезда.
историческая справка:
1954 год 24 марта
Заложена на ССЗ №194 в г.Ленинград как малая подводная лодка;
1955 год 4 июля
Спущена на воду. Находилась в составе 39-го ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ 68-й ДиУК(ПЛ) КВМК;
1955 год
Первое свое плавание ПЛ провела с приключением. ПЛ, для установки твердого балласта, надо было перевести из малого "ковша" завода в большой "ковш", где глубина
позволяла провести дифферентовку. ПЛ взяли на буксир за нос и корму два буксира. После выхода в Неву оборвался буксирный трос носового буксира и лодку начало
заносить. В это время оборвался и второй буксирный трос на корме. Личный состав носовой швартовой команды попытался остановить движение отдачей якоря, но как
оказалось, жвако-гак якорной цепи не был заложен, а стопора не работали. И якорь со всей цепью ушел на грунт Невы. В это время были заведены с буксиров новые
троса и лодку завели в большой "ковш", но она получила пробоину легкого корпуса в районе кормы по левому борту при навале на ограждения винтов достраивающегося
крейсера. Пробоину заварили, якорь с цепью водолазы достали со дна Невы и он был водружен на свое место. После чего лодка была удифферентована, как и полагается,
твердым балластом;
1955 год ноябрь
Перечислена в состав 340-го ОДнСПЛ КБФ с базированием на г.Таллин (Эстонская ССР);
1955 год 16 ноября - 1956 год 4 июня
Прошла ходовые заводские испытания;
1955 год декабрь
В один из выходов в залив ПЛ находилась на перископной глубине. И при запуске бортовых двигателей по замкнутому циклу произошел взрыв в 5 отсеке. Разорвало
выгородку правого двигателя, но прочный корпус остался цел, и из личного состава никого не задело. Загазованной оказалась вся кормовая часть, а личный состав
там был отравлен выхлопными газами. Сыграли аварийную тревогу и всплыли в надводное положение. Переходной люк из центрального отсека в корму при взрыве заклинило
и вывести с кормы людей не было возможности. Погода в заливе позволила открыть аварийный люк, из 7 отсека вывести весь личный состав кормовых отсеков. Личный
состав вышел на палубу и далее перешел в носовые отсеки лодки. Затем, все же, был открыт переходной люк из центрального отсека в корму и появилась возможность
осмотреть кормовые отсеки. Все было нормально, за исключением листов выгородки правого двигателя в 5 отсеке. Но одновременно по системе вентиляции был загазован
и центральный отсек. Был дан по ТУС (таблица условных сигналов) аварийный сигнал. Лодка лежала в дрейфе. Оказывали помощь отравленным газом – отпаивали сгущенным
молоком из НЗ, разведенным водой. Их рвало, валило с ног, но все же они старались держаться достойно по мере сил. Старшины и матросы выполняли указания без
каких-либо колебаний. Через 30 минут после подачи сигнала к лодке подошел финский буксир-спасатель и предложил оказать необходимую помощь, от которой отказались.
Через 2-3 часа после всплытия подошел буксир-спасатель, взял лодку на буксир и отбуксировал в гавань. Весь личный состав, за исключением командира, штурмана и
боцмана, был отправлен в госпиталь. На лодке остались сдаточные рабочие завода, устранявшие последствия взрыва. Причину взрыва тогда так и не установили;
1956 год 6 июня - 3 августа
Прошла государственные испытания;
1956 год 3 августа
Вступила в строй ВМФ, зачислена в состав КБФ;
1956 год сентябрь - октябрь
В начале сентября лодку была переведена по Неве от завода в Уткину заводь, где и поставлена в плавучий док. В середине сентября док с лодкой под буксирами начал
движение по Неве, Ладоге, Свири, Онежскому озеру, старой Мариинской системе каналов со шлюзами на Волгу. По Волге до Сталинграда и далее по Волго-Донскому каналу
и Дону до Ростова и Жданова на Азовском море. В Жданове ПЛ вышла из дока и своим ходом через Азовское море, Керченский пролив и Черное море вдоль Крымского побережья
дошла до постоянного места базирования в Балаклаве. Весь переход занял 44 суток. Перечислена в состав ЧФ. Вошла в состав 27-й отдельной БрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1956 год 12 октября
Утверждение акта госприемки ГК ВМФ СССР;
1956 год декабрь - 1957 год март
ПЛ сдавала задачи курса боевой подготовки;
1957 год март - июль
Переведена в г.Севастополь на завод им. Жданова для очередной модернизации. Там на ПЛ была установлена система радиолокационного обнаружения и громкоговорящая связь
между отсеками. Также была переделана конструкция верхней захлопки шахты подачи воздуха к дизелям;
1957 год 22 - 23 августа
22.8 при отработке задач боевой подготовки затонула со всем экипажем на рейде Балаклавы. ПЛ отрабатывала элемент "Срочное погружение". При уходе под воду из-за
неисправности сигнализации верхняя захлопка подачи воздуха к дизелям была не закрыта, через неё в 6-й отсек поступило значительное количество забортной воды.
ПЛ с большим дифферентом на корму стала проваливаться на глубину, экстренное продувание цистерн главного балласта не помогло. На глубине 83 м она воткнулась
кормой в илистый грунт и замерла в нём с дифферентом 62 градуса на корму. 6-й отсек оказался затопленным на две трети своего объёма, вода через переборку
стала проникать в 7-й отсек. В нём из-за замыкания в электрощите возник пожар, его удалось потушить. Внутри лодки переборки между отсеками стали как бы
палубами, передвигаться в лодке стало довольно сложно, но личный состав по команде вывели из 6-го и 7-го отсеков в носовые отсеки. Когда подсчитали, чем
располагают, то оказалось, что средств для дыхания экипажу хватит на 70 часов, еды - на двое суток. Для экипажа сложилась смертельно опасная ситуация. В
кормовые отсеки попало около 40 тонн воды. Откачать её трюмной помпой не удалось, из-за большой высоты всасывания помпа воду не забирала. Самостоятельно
всплыть лодка не могла. Удалось выпустить на поверхность аварийный буй. В прочном корпусе в заточении оказались 7 офицеров и 35 старшин и матросов. По флоту
сыграли тревогу: "Авария на подводной лодке". Из бухты Южная в район Балаклавы вышло спасательное судно "Бештау". С мостика увидели на воде огонёк - это
светился выпущенный лодкой аварийный сигнальный буй. В район аварии стали стягиваться боевые корабли флота - эсминцы, вместе с ними буксиры, катера.
Установили рейдовые бочки, чтобы потом на них спасатель мог стать точно над лодкой. На "Бештау" на катере прибыли командующий флотом адмирал В.Касатонов,
командующий подводными силами ЧФ капитан 1 ранга Н.Смирнов, командир 27-й брпл капитан 1 ранга В.Куприянов. Смирнов и Куприянов на шлюпке, спущенной с
"Бештау", подошли к бую, связались по телефону с командиром ПЛ. Он подробно доложил обстановку. Смирнов сообщил подводникам, что по флоту объявлена боевая
тревога, в Севастополь вылетел ГК ВМФ, чтобы лично возглавить спасательные работы. С других флотов вылетели самые опытные водолазы. Об аварии доложили
министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, который отдыхал в Крыму. Министр приказал бросить на спасение лодки все имеющиеся в ВМФ силы.
Так как никто из водолазов никогда не работал с ПЛ проекта А615, из Балаклавы подошла к месту аварии ПЛ аналогичного проекта. Пока "Бештау"
становился на бочки и якоря, 24 водолаза уже изучали устройство верхней палубы ПЛ, расположение арматуры эпроновской выгородки, определили, как открывать
её крышку, как подключать шланги подачи и отсоса воздуха для дыхания личного состава, а также подачи воздуха высокого давления для продувания цистерн. Операция
по спасению началась с серьёзной неудачи. Погода испортилась, разыгрался пятибалльный шторм. Решили произвести пробный спуск водолазного колокола с платформой,
но без водолазов. К сожалению, водолазный колокол с беседкой навалился на сигнальный буй, тросы перепутались, сигнальный буй оторвало, так что спасатели
лишились связи с ПЛ. Наконец под воду пошли первые два водолаза. Лодку они не нашли. Матрос Иван Герасюта из второй водолазной пары увидел в луче светильника
фрагмент ПЛ, стоящей в грунте почти вертикально. Ему удалось закрепить трос-конец за лодку, а при подъёме на поверхность ещё захватить с грунта утонувший
кабель сигнального буя. Несмотря на непогоду, водолазы продолжали работу под водой. Удалось провести и закрепить рядом с эпроновской выгородкой направляющий
трос, а затем подвести шланги подачи и отсоса воздуха. Свежий воздух ворвался в отсеки подводной лодки. В лодке за это время температура медленно снизилась
с 30 градусов перед погружением до 7 градусов. Водолазное шерстяное бельё помощник командира лодки оставил на берегу, там оно, по его убеждению, надёжнее
сохраняется. Но не только водолазное бельё осталось на берегу, также и гидрокомбинезоны для выхода из затонувшей лодки. Время шло, удалось восстановить
связь с лодкой через телефон аварийного буя. К счастью, в лодке сохранилось аварийное освещение. Весь экипаж перешёл в первый отсек. Посовещались и решили
подручными средствами переносить воду из шестого отсека в первый, сливать её в трюм, а оттуда откачивать за борт. Экипаж выстроился цепочкой, нашли банки
из-под галет и сухарей, соорудили ручки из бинтов и начали поднимать воду в нос. Конвейер с небольшими перерывами работал 28 часов подряд. Люди страшно устали,
но работа хоть как-то позволяла согреться в лодочном "холодильнике". За это время экипаж перенёс из кормы на высоту 35-48 метров и откачал за борт около 10 тонн
воды. Положение лодки не менялось. Чтобы хоть как-то психологически отвлечься, провели комсомольское собрание, на котором приняли в комсомол моториста матроса Н. Деринчука;
1957 год 24 августа
Из Севастополя в район аварии прибыл крейсер "Красный Крым" и стал на якорь таким образом, чтобы прикрывать от волн и ветра спасательное судно;
1957 год 25 августа
Удалось передать на лодку через торпедный аппарат водолазное бельё, медикаменты, 12 аппаратов ИДА-51, 10 патронов регенерации воздуха, 30 литров спирта в
резиновом мешке, 30 литров прекрасного крымского вина, 30 литров ещё не остывшего какао и письмо командиру ПЛ от его жены. Передавали всё в специально
изготовленных на Балаклавском судоремонтном заводе цилиндрических, герметично закрывающихся стальных контейнерах-пеналах, свободно входящих в 533-мм
торпедный аппарат. Экипаж лодки страдал от недостатка воздуха, процентное содержание углекислого газа превышало 3 процента и сбить его ниже данного уровня
не удалось. Атмосфера стала отравленной, да к тому же физические силы подводников истощились тяжёлой работой по переносу воды. Командир разрешил членам
экипажа выпить вина, думая, что это как-то подбодрит людей, снимет перенапряжение и позволит чуточку согреться. Многие подводники, выпив по кружке-две
вина, начали терять сознание. От внутриотсечного переохлаждения ни спирт, ни вино не спасали. А наверху прорабатывался вопрос - с помощью буксиров попытаться
рывком выдернуть лодку из ила, куда она кормой ушла метров на 10-12. Завели через носовую буксирную скобу лодки капроновый канат, потом ещё несколько
канатов пропустили через дополнительно заведённую большую судоподъёмную скобу. 25.8 буксиры напрягли все свои силы. Подводники сообщили, что дифферент
стал уменьшаться, сначала 50 градусов, затем 45, 40... По отсекам лодки прокатилось ликующее "Ура!". У подводников появилась возможность перемещаться в
отсеках. Но дифферент, дойдя до 37 градусов, встал! и дальше снижаться не хотел. Ещё один рывок буксирами - и толстый канат лопнул, как гнилая нитка.
Почти суточная работа водолазов и спасательных судов пошла насмарку. После обрыва троса у экипажа лодки началась нескрываемая депрессия. Появились
сомнения в том, что её можно будет оторвать от грунта. Если капроновый конец заводили более суток, то повтор процедуры займёт времени не меньше. Воздух в
лодке становился всё более отравленным. Дело в том, что его отсоса из лодки не происходило, где-то передавило шланги. Жизненных сил у экипажа становилось всё
меньше, экономя их, моряки ложились от усталости и перенапряжения на койки. Водолазы вновь стали заводить теперь уже стальной трос. В это время на ПЛ,
чувствуя безнадёжность положения, пошли на рискованный шаг. Командир собрал в центральном посту личный состав кормовых отсеков и обратился к ним с
предложением: "Ребята! Вам известно, что буксировочный трос лопнул. Сейчас его заводят повторно, но у меня есть сомнения, что спасатели сумеют это сделать
достаточно быстро. Обстановка в лодке вам известна. Я предложил командованию послать трёх человек в кормовые отсеки и надуть их воздухом, чтобы попытаться
самим откачать воду. Работа эта сопряжена с известным вам риском, поэтому нам её выполнять запретили. Однако я считаю, что у нас выбора нет. Воздуха
для дыхания хватит только на несколько часов, и мы можем не дождаться завершения спасательной операции...". Были отобраны трое - старшина 1 статьи Кучеров,
старшины 2 статьи Антоников и Козлов. Они ушли в кормовые отсеки, начали надувать воздухом отсеки из баллонов ВВД, начиная с четвёртого и заканчивая седьмым.
Давление в кормовых отсеках стало повышаться с 2 до 3,2 атмосферы. Воздух стал давить на воду в шестом и седьмом отсеках. Антоников нырял в неё, чтобы
приготовить насос к работе. И наконец насос включился и начал забирать воду. Уровень её на глазах стал уменьшаться, а это значит, что лодка легчала, и весьма
значительно. Но в это время сверху поступила команда прекратить работы, так как стальной трос заведён и буксиры готовы снова к рывку. Насос остановили,
но наверху в чём-то произошла заминка. Снова попытались запустить насос, но он не запускался. Повысили давление в отсеках, насос забрал воду и стал откачивать
её за борт. Пока наверху готовились выдёргивать лодку, внутри её удалось откачать всю воду из шестого и частично из седьмого, где осталось примерно 10 тонн.
В результате этих действий лодка получила положительную плавучесть, так как ряд балластных цистерн был частично продут ещё в самом начале провала на глубину;
1957 год 26 августа
В 00.42 начался повторный процесс "выдёргивания" уже значительно облегчённой лодки. К этому времени утих и шторм. В 02.28 экипаж лодки ощутил мощный рывок и
резкое увеличение дифферента на корму. Стрелка глубиномера показала, что лодка начала всплытие. В лодке дали пузырь в кормовые балластные цистерны, дифферент
начал отходить, и в 02.30 она всплыла. К лодке подошёл торпедный катер, командир которого передал командиру ПЛ записку, написанную карандашом: "Командиру
тов. Белозорову. Поздравляю вас и весь личный состав лодки с проявленным мужеством, смелыми и умелыми действиями при выводе лодки из аварийного положения.
Главком. 02.50". Так закончилась уникальная спасательная операция под Балаклавой. Жертв среди подводников и водолазов не было;
1957 год - 1959 год
Аварийный ремонт на СРЗ № 13. 7 января 1958 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении орденами и медалями личного состава
ВМФ". За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы: орденом Красной
Звезды - 5 офицеров и мичманов, медалью "За боевые заслуги" - 5 мичманов и старшин. Особенно отличившихся подводников М-351, мужественно и
самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, наградить "забыли", посчитав их виновниками аварийного происшествия;
1961 год 1 апреля
Перечислена в состав 60-го ДнПЛ 155-й БрПЛ ЧФ;
1961 год лето
Участвовала в обеспечении съемок фильма "Человек-амфибия" ("Ленфильм", 1961 год) в бухте Ласпи у Фороса;
1961 год 3 июля
Перечислена в состав 27-й ОБрПЛ ЧФ;
1962 год май
Участвовала в первомайском морском параде;
1962 год ноябрь
Выполняла учебно-боевые задачи в море во время Карибского кризиса;
1967 год 30 марта
В составе бригады вошла в состав 14-й ДиПЛ КЧФ. Использовалась в качестве учебной ПЛ;
1970 год
Вошла в состав 381-го ДнПЛ 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ. Использовалась в качестве учебной ПЛ;
1973 год (предположительно)
Выведена из боевого состава, законсервирована и в Балаклавской бухте поставлена на прикол. Обслуживалась 60-м экипажем ПЛ консервации;
1974 год
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.
командиры (в/ч 15099):
1. Губанов И.И. (1954?-1956?) ? требует уточнения
2. Белозеров Р.А. (1956-08.1957-195?)
3. Половников М.В. (1960?-1961?)
4. Дворяненко К.С. (1961?-1962?)
5. Мелков Г.М. (1962?-1967)
6. Типограф Е.Е. (1967?-1969?)
7. Овчаренко В.И. (24.10.1969-05.11.1970)
8. Гусев А.Ф. (1970?-1971?)
9. Овчаренко В.И. (29.07.1971-24.07.1973)
командиры 60-го экипажа (1971-1974)
список источников:
1. Статья Николаева А.С. "Три с половиной дня на дне морском".
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
3. Информация с сайта http://book.uraic.ru/elib/pl/lodki/615.htm.
4. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
5. Колесников С.С. "Заметки на память".
Воспроизводство страницы полностью или
частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2007-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.