Rambler's Top100 Подводная лодка К-178. Проект 658, 658М, 658У

К-178, Б-178
проект 658, 658М, 658У
250-й экипаж




фотография:


Подводная лодка К-178


КрПЛ К-178 проекта 658 на всплытии во время межфлотского перехода. Сентябрь, 1963 год.




историческая справка:


1961 год 1 июня
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1961 год 11 сентября
Заложена в цехе №50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

1962 год 23 сентября
Спущена на воду по данным СМП, по данным в некоторых других источниках - 01.04.1962. Входила в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;

1962 год 26 сентября - 11 ноября
Швартовые испытания;

1962 год 12 - 14 ноября
Заводские ходовые испытания;

1962 год 14 ноября - 8 декабря
Государственные испытания;

1962 год 8 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний;

1962 год 19 декабря
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопатка (Западная Лица);

1963 год апрель
Во время учений Северного флота двое суток маневрировала подо льдами Баренцева моря в р-не Земли Франца-Иосифа, находясь в "засаде", затем после выхода на чистую воду произвела успешный ракетный пуск;

1963 год 14 - 30 сентября
Совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот подо льдами. Поход начался в 14.00 14 сентября. Под кромку пакового льда ушла в 13.10 17 сентября, примерно в 150 милях севернее Земли Франца-Иосифа. Первое всплытие произвела 17 сентября в полынье 2-3 м сплошного льда, затянутой ниласом толщиной 0,2 м. 20 сентября произведено всплытие в полынье 800-200 м в районе станции СП-10. Во время похода толщина ледяного покрова была около 5 м с углублением отдельных торосов до 18-20 м. 22 сентября выполнено три всплытия в полыньях возле СП-12: в трещине шириной до 150 м, в полынье 500-250 м, затянутой тонким ниласом, и в ледовом канале 900-200 м. Из-за ненастной погоды экипажу не удалось посетить полярную станцию (по данным участника похода Питулайнина Н.М., всплыть в районе СП-12 не удалось). 29 сентября в 5.50 вышла из-под кромки пакового льда севернее острова Врангеля и всплыла в надводное положение. После прохода Берингова пролива погрузилась и 30 сентября около 11.00 ошвартовались у пирса в бухте Крашенинникова. Всего пройдено 4411 миль за 374 часа, из них в подводном положении 3460 миль за 286 часов, в том числе подо льдами 1617 миль за 136 часов, в надводном положении 951 милю за 88 часов, в том числе во льдах 155 миль за 22 часа. 10 ледовых маневров, из них 2 всплытия в битом льду, 6 всплытий в полыньях и 2 приледнения на сеанс связи. Командовал переходом кап.1р. Игнатов Н.К., командир ПЛ кап.1р. Михайловский А.П. За образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.64 г. кап.1р. Михайловскому А.П. присвоено Звание Героя Советского Союза, а члены экипажа награждены высокими правительственными наградами;

1963 год
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1964 год 16 декабря
КрПЛ совершила выход в море с Заместителем Председателя Совета Министров СССР - председателем ВПК Л.В. Смирновым и Главнокомандующим ВМФ С.Г. Горшковым. Кроме них на корабле находились адмиралы Н.Н. Амелько, В.М. Гришанов, М.Н. Захаров, Н.Ф. Гончар, А.М. Гонтаев, А.А. Рулюк, В.С. Салов, Лизарский, несколько чиновников из Совмина и ЦК КПСС и первый секретарь Камчатского обкома Орлов. В море находились около 20 часов. КрПЛ дал максимально возможный ход под двумя турбинами около 15 узлов (как позднее подсчитала "наука", до вскипания теплоносителя в ТВЭЛах оставалось 0,2 градуса Цельсия!). Всплывали на сеанс связи, в точку условного старта ракет. Экипаж проявил себя образцово и заслужил благодарность Заместителя Председателя Совета Министров;

1965 год 8 июня - 1967 год декабрь (1968 год июнь ?)
На ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) выполнена модернизация по проекту 658М. С целью испытаний новейших радиотехнических средств на АПЛ смонтировали гидроакустический измеритель скорости звука (ГИВЗ) «Береста-М» (с размещением антенного поста на ограждении) и аналоговый построитель зон акустической освещенности с учетом вертикального распределения скорости звука «Лучеграф» (МГ-33). В процессе испытаний обе системы доказали свою эффективность. Экипаж на время модернизации и испытаний был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1968 год (предположительно)
Сформирован второй экипаж АПЛ К-178;

1968 год - 1971 год
Совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 161 сутки;

1970 год 1 октября
Перечислена в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с прежним местом базированя;

1971 год
Выполнила ракетную стрельбу;

1972 год январь - 1974 год апрель
Находилась в ремонте. Произведена перезарядка активной зоны реактора ПБ;

1974 год - 1975 год
Второй экипаж переформирован в 250-й экипаж АПЛ 658М проекта;

1975 год - 1976 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 101 сутки;

1975 год декабрь
Во время нахождения на БС имело место поступление 6 т забортной воды на первый настил реакторного отсека через свищ на штуцерном соединении трубопровода IV контура охлаждения холодильника ЛБ, в результате чего ППУ ЛБ выведена из строя;

1975 год
250-й экипаж перечислен на Северный флот в состав 18-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ;

1976 год июль
При нахождении в море было установлено нарушение герметичности главных конденсаторов обоих бортов, что привело к необходимости их замены;

1977 год август - 1978 год апрель
Находилась в текущем ремонте с заменой активной зоны реактора ЛБ;

1978 год
Участвовала в учении по буксировке мишени для стрельбы КР. С помощью торпедолова был заведен буксирный трос, после чего началась буксировка мишени в район погружения, где производилась буксировка мишени в подводном положении на разных глубинах: 40, 50 и 60 метров, а также на различных скоростях до 7,5 узлов;

1982 год 3 ноября - 1984 год 31 декабря
Находилась в среднем ремонте с демонтажом ракетного комплекса и выполнением ряда модернизационных работ по проекту 685У;

1985 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ и перебазирована на бухту Павловского (п.Фокино);

1986 год
Произведена перезарядка активной зоны реактора ЛБ;

1987 год
По состоянию реакторов обоих бортов и результатов теплотехнических испытаний ППУ введено ограничение по эксплуатации ППУ: ПБ-70% от номинальной мощности, ЛБ-50% от номинальной мощности;

1988 год 25 января
В базе на боевом дежурстве в турбинном отсеке возник пожар в месте штатного хранения изолирующих противогазов ИП-6 и изолирующих дыхательных аппаратов ИДА-59. Станция ЛОХ VIII отсека была включена на VII отсек только через 5 минут после обнаружения пожара. В результате перегрева разуплотнился трубопровод системы ВВД. Погиб 1 человек;

1988 год - 1990 год
Занималась боевой подготовкой с предписанием использования только в прибрежной зоне;

1989 год октябрь
Во время обеспечения торпедных стрельб АПЛ К-469 проекта 671В (с экипажем АПЛ К-454 на борту) из-за ошибок персонала торпедо-технической базы и личного состава БЧ-3, при приготовлении торпеды, в АПЛ К-178 попала учебная торпеда и застряла в легком корпусе, по счастливой случайности не причинив серьезных повреждений. АПЛ была возвращена в базу;

1990 год 19 апреля
Выведена из состава ВМФ. Передана в ОФИ и в бухте Чажма (п.Дунай) поставлена на прикол в составе 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 переформирована в 8-ю ОБрРПЛ ПрФлРС ТОФ). Выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву;

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-178;

1996 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения;

1997 год 1 августа
Расформирован экипаж;

1997 год - 1998 год
После вырезки реакторного отсека разделана на металл на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Реакторный блок отбуксирован в бухту Разбойник.

Всего с момента постройки "К-178" прошла 137109 миль за 18186 ходовых часов.




командиры основного экипажа (в/ч 34356):


1. Михайловский А.П. (07.1961-12.1963)
2. Ладнов В.М. (12.1963-1965-196?)
3. Тулынин А.Д. (197?-1973-1976-1977?)
4. Устинов С.И. (1976?-1977-1983)
5. Павлушкин В.В. (1983-1984)
6. Меркулов С. (1984-1990-199?)

командиры второго экипажа (в/ч 34356-А) и 250-го экипажа (в/ч 10433):


1. Власов Е.И. (197?-1972-1975) после 1974 года - 250-й экипаж

командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-178:


1. Галько Н.М. (1978) командир АПЛ К-55



дополнительные материалы:


1. Фотография К-178 проекта 658 на испытаниях. 1962 год.
2. Фотография К-178 проекта 658У с торпедой в легком корпусе. 1989 год.



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки ССЗ №402 - СМП (1942-2001)", ПО "Севмаш", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
8. Статья "Подледные плавания подводных судов".
9. Питулайнин Н. "Всегда ли оправдан риск?"



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»