Rambler's Top100 Подводная лодка К-40. Проект 658, 658М

К-40
проект 658, 658М
345-й экипаж, 275-й экипаж




фотография:


Подводная лодка К-40


КрПЛ К-40 проекта 658М
Фотография предоставлена Яковлевым А.Е.




историческая справка:


1959 год 28 июля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1959 год 6 декабря
Заложена в цехе №50 на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж входил в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской Флотилии (с 1961 - БелВМБ). Получила неофициальное название "Надежда", которое, даже, указывалось на экипажных знаках. По экипажной легенде, жену первого командира АПЛ звали Надеждой, и во время постройки корабля в одной из аппаратных сварщик-умелец, по просьбе кого-то из экипажа, наварил по нержавейке это имя;

1961 год 18 июня
Спущена на воду;

1961 год 29 июня - 10 ноября
Швартовые испытания;

1961 год 11- 16 ноября
Заводские ходовые испытания;

1961 год 25 ноября - 27 декабря
Государственные испытания;

1961 год 27 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Ответственный сдатчик - Тюкин В.П., сдаточный механик - Пестов Н.В.;

1962 год 21 мая
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопатка (Западная Лица). В состав соединения также вошел 345-й экипаж ПЛ (сформирован до 07.1961), который являлся вторым экипажем АПЛ К-40;

1962 год
Успешно выполнила ракетную стрельбу по полигону Чижа;

1962 год осень
В период Карибского кризиса загрузила в Сайда губе ракетный боезапас и вышла в полигон на выходе из Кольского залива, где находилась в ожидании приказа на применение ядерного оружия;

1963 год
На ПЛ выполнялись ремонтные работы;

1964 год 14 марта - 17 апреля
Экипажу была доверена высокая честь и историческая миссия - первому из советских ракетных подводных атомоходов выйти на боевую службу. С 14 марта по 17 апреля ПЛ участвовала в учениях ВМФ СССР "Ограда", проводимых в Норвежском море и Северной Атлантике. Сохранив скрытность плавания ПЛ прошла за время похода 6582,4 мили, из них в подводном положении 6553,7 мили. Экипаж поставленные командованием задачи выполнил успешно, показав при этом отличную морскую выучку;

1965 год 15 февраля
Переформирована в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (директива ГШ ВМФ от 17.03.1964);

1965 год - 1966 год
Совершила автономный похода на БС продолжительностью 42 суток;

1966 год 25 июня - 1967 год 28 декабря
Находилась в среднем ремонте на СРЗ "Звездочка" (по другим, скорее всего ошибочным, данным с 01.07.1966 по 18.01.1968). Выполнена модернизация по проекту 658М. Ответственный сдатчик Мурко В.В., сдаточный механик Шаров В.П.;

1968 год 2 октября
Перечислена с основным экипажем в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на на бухту Ягельная губы Сайда (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);

1968 год 28 ноября
345-й экипаж АПЛ К-40 перечислен в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 1970 - 3-я ФлПЛ) КСФ с базированием на на бухту Ягельная губы Сайда (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968). Экипаж находился на АПЛ К-16 в г.Северодвинск;

1968 год - 1971 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 112 суток. 1968 год - БС с экипажем АПЛ К-33 (командир - кап.2р. Лебедько В.Г., старший - командир 18-й ДиПЛ КСФ контр-адмирал Усков И.Ф.) к восточному побережью США в Саргасовом море. 2-й экипаж в 1971 году выполнил задачи БС на АПЛ К-149;

1969 год апрель
345-й экипаж переименован во 2-й экипаж АПЛ К-40;

1969 год 15 ноября
При отработке задач боевой подготовки АПЛ К-19 со 2-м экипажем (бывший 345-й экипаж) АПЛ К-40 под командованием кап.2р. Шабанова В.А. и старшим на борту кап.1р. Лебедько В.Г., на траверзе мыса Териберский в подводном положении при изменении глубины с 60 на 90 метров, в 07.13 произошло столкновение с американской ПЛА SSN-615 «Gato», в результате чего обе лодки получили серьезные повреждения. АПЛ К-19 всплыла в надводное положение и вернулась в пункт базирования с повреждениями носовой оконечности;

1969 год
Первый экипаж (командир - Панченков В.Д.) занял 1-е место в ДиПЛ;

1970 год 30 марта
Второй экипаж АПЛ К-40 (командир - кап.1р. Шабанов В.А.) на АПЛ К-19 находился в Мотовском заливе по плану БП. Под утро было получено "добро" на возвращение. ПЛ всплыла в надводное положение, дала ход двумя турбинами. Обстановка была неважная - туман. Скоро он сгустился настолько, что видимость уменьшилась почти до нуля. Перед входом в Кольский залив на экране РЛС была обнаружили цель - какое-то судно в глубине залива. Было непонятно - выходит оно или, наоборот, входит. По командам старшего на борту (Лебедько) ПЛ меняла то курс, то скорость, но тем не менее отметка цели вошла в "мертвую зону" РЛС. Вскоре ПЛ столкнулась с целью (сейнер "Нива"). Был застопорен ход, легли в дрейф. Рядом с ПЛ с приличным креном находился рыбацкий сейнер. На нем метались еще не вполне протрезвевшие люди. Позже выяснилось, что на "рыбаке" и не думали менять курс. На руле у них стоял единственный трезвый матрос и держал заданный курс до тех пор, пока не прозошло столкновение. Вскоре сейнер был уведен на буксире к месту стоянки, где он, и затонул. После этой аварии командира ПЛ Шабанова В.А. сняли с должности;

1970 год
Первый экипаж (командир - Панченков В.Д.) занял 1-е место в ДиПЛ. Экипаж объявлен "Отличным";

1970 год
Завоевала приз командующего СФ по ракетной подготовке (с первым экипажем);

1971 год апрель - 1972 год июнь
Находилась в текущем ремонте;

1971 год декабрь
2-й экипаж АПЛ К-40 на АПЛ К-19 вышел на боевую службу под командованием кап.2р. Кулибабы В.П. и старшим на борту ЗКД кап.1р. Нечаевым В.М. При первом погружении пл провалилась до глубины более 100, но аварийным продуванием балласта всплыла на поверхность. Проверка расчета дифферентовки ошибок не выявила. Повторное погружение снова привело к провалу на глубину. При детальном осмотре трубопроводов трюмной помпы обнаружен свищ на трубопроводе от уравнительной цистерны, по причине которого трюмная помпа не имела возможности откачивать воду из уравнительной цистерны, а уравнительная цистерна считалась пустой, в то время как в действительности была заполнена. После наложения бугеля из ткани с эпоксидной смолой ПЛ продолжила движение по плану боевой службы.

1972 год 24 февраля
При движении АПЛ К-19 на глубине 120 метров в 10.54 в трюме 9 отсека произошло возгорание масла, вылившегося из свища на трубопроводе судовой гидравлики 17 февраля и попавшего на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Из-за промедления с объявлением аварийной тревоги и ошибочного доклада о возгорании щита ГРЩ-3 пожар быстро потушить не удалось, через 2 минуты после объявления тревоги ПЛ всплыла в надводное положение, но из-за разрыва перемычки ВВД в отсеке создалось давление более 3 кг/см2, что усугубило ситуацию. Огонь перекинулся в 8 отсек, в концевом 10 отсеке оказались отрезанными 12 человек. Позже были загазованы и другие отсеки. Была сброшена аварийная защита ГЭУ, операторы покинули пульт управления. Из-за ошибочных действий личного состава был залит морской водой дизель-генератор правого борта, а дизель-генератор левого борта не удалось запустить из-за неисправности регулятора возбуждения, в результате чего ПЛ осталась в дрейфе без средств энергообеспечения с запасом ВВД около 44%.

1972 год 8 марта
В точке с координатами 51˚21’ с.ш., 28˚54’3’’ з.д. по морскому обычаю похоронены л-т Хрычиков В.В. и ст.2ст. Марач К.П. К концу дня к аварийной АПЛ К-19 подошли корабли и суда спасательного отряда, всего же в операции по спасению субмарины было задействовано более 30 кораблей и судов Северного и Черноморского флота. Подошедшими судами проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 – вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд». На ПЛ был подан воздух высокого давления и электропитание;

1972 год 18 марта
Из 10 отсека АПЛ К-19 выведен находившийся там личный состав во главе с кап.л-том Поляковым Б.А.: кап.л-т Давыдов В.И., мичмана Борщов В.Н., Мостовой И.И., Храмцов И.П., матросы Демин В.А, Киндин В.И., Кириллов Н.Г., Михайленко В.П., Саранин В.А., Столяров В.Д., Троицкий В.П.;

1972 год 2 апреля
После буксировки на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38», «Стерегущий», СС «Бештау» и СС «Агатан» АПЛ К-19 прибыла в Североморск. В результате аварии и спасательной операции на борту пл погибло 28 человек и еще 2 человека в штормовых условиях из других экипажей: на борту ПБПЛ «Магомет Гаджиев» во время шторма упал с койки второго яруса и получил смертельные травмы головы ЗКПЧ первого экипажа К-19 кап.2р. Ткачев В. и на крейсере «Александр Невский» был смыт за борт матрос. 25 членов 2-го экипажа АПЛ К-40 похоронены в г.Полярный, а кап.3р. Цыганков Л.Г. по просьбе родственников похоронен на Братском кладбище в г.Севастополь;

1972 год ноябрь
С целью проверки психологической устойчивости личного состава для приема АПЛ К-19 после восстановления был назначен 2-й экипаж К-40;

1972 год - 1981 год
Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 227 суток. 1972 год - БС с 1-м экипажем. 1973 год - БС со 2-м экипажем, выполнена ракетная стрельба. 1976(?) год - БС. 1978 год - БС (командир - кап.2р. Прудников А.И., 15 суток) и БД;

1973 год
Второй экипаж переименован в 275-й экипаж АПЛ проекта 658М;

1974 год
Расформирован 275-й экипаж АПЛ проекта 658М;

1974 год 10 декабря - 1975 год 10 марта
Произведена перезарядка активных зон;

1976 год 31 мая
В составе соединения перебазирована в губу Гремиха (Йоканьга). Переформирована в состав 18-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;

1975 год - 1978 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1977 год
С 250-м экипажем на борту прошла доковый ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный. Приняла участие в мероприятии "Кумжа" в Западной Лице. Выполнена инспекторская ракетная стрельба с оценкой "отлично";

1981 год 1 декабря
Соединение перебазировано в губу Нерпичья (Западная Лица). Переформрована в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ (директива ГШ ВМФ от 21.05.1981);

1981 год 16 июня - 1982 год 9 марта
Прошла аварийный ремонт на СРЗ №10 в губе Пала (Полярный) в связи с течью 3-го контура реактора левого борта;

1982 год - 1983 год
Прибыла к месту постоянного базирования и занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1984 год 24 ноября
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Гремиха (п.Островной);

1985 год 12 июня
Поставлена для капитального ремонта на СРЗ №10 в губе Пала (Полярный). Предположительно планировалась к переоборудованию в торпедный вариант, но в связи с изношенностью систем корабля, работы по демонтажу ракетного комплекса не проводились (буду благодарен за уточнение). Капитальный ремонт также был в дальнейшем прекращен;

1986 год 12 октября
Выведена из состава ВМФ. Передана в ОФИ и в губе Гремиха (г.Островной) поставлена на отстой;

1989 год
Отбуксирована на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск) для выгрузки ОЯТ и утилизации;

1989 год - 1990 год
Утилизирована на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск). Сформирован многоотсечный блок (с реакторным отсеком) и поставлен на плаву для временного хранение. В дальнейшем переведен для временного хранения в ПВХ в губе Сайда;

1990 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

2002 год январь
Многоотсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2004 год
На ФГУП "СРЗ "Нерпа" блок разделан до одноотсечной секции;

2006 год
Одноотсечная секция передана на стационарный ПДХ "Сайда" в губе Сайда для долговременного хранения.

Всего с момента постройки "К-40" совершила 8 боевых служб общей длительностью 416 суток и прошла 181877 миль за 23576 ходовых часов.




командиры основного экипажа (в/ч 60207):


1. Гуляев И.И. (02.1958-05.1960)
2. Березовский В.Л. (05.1960-04.1964)
3. Дубивко Ф.Д. (1964-1967)
4. Панченко В.Д. (1967-1970-1971?)
5. Логинов В.П. (1971-1973)
6. Новиков Н.Ф. (1973-1974)
7. Жаринов В.А. (1974-1976)
8. Прудников А.И. (1976-1985-198?)


командиры 345-го экипажа (в/ч .....):


1. Дубивко Ф.Д. (1962-1964)
2. Коробов В.К. (1964-1965)
3. Джавахишвили А.Д. (196?-1968-04.1969)


командиры второго экипажа (в/ч 60207-А) и 275-го экипажа (в/ч .....):


1. Джавахишвили А.Д. (04.1969-1969)
2. Шабанов В.А (1969-04.1970)
3. Логинов В.П. (04.1970-1971)
4. Кулибаба В.П. (1971-1972-1973?)
5. Никитин Г.А. (1973?-1974) после 1973 - 275-й экипаж АПЛ проекта 658М


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-40:


1. Лебедько В.Г. (1968) экипаж АПЛ К-33
2. Дмитров В.А. (1976-1977) 250-й экипаж



дополнительная информация:


1. Список погибших после аварии 24.02.1972г.
2. Фотография юбилейного экипажного нагрудного знака.



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Химаныч О. "Подлодка К-40. Год сорокалетия".
8. Перовский В.А. "Об утилизации без прикрас" (http://www.proatom.ru), 26.05.2008.
9. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»