К-137, "Ленинец"
проект 667А, 667АУ
77-й экипаж
фотография:
КрАПЛ К-137 проекта 667А в период испытаний.
историческая справка:
1963 год 17 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР;
1964 год 4 ноября
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как головная крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;
1964 год
Сформирован основной экипаж, предположительно с 04.1969 стал именоваться первым экипажем К-137;
1965 год
Сформирован 77-й экипаж крейсерской АПЛ. Возможно изначально формировался как экипаж АПЛ проекта 658, но в дальнейшем был предназначен для головной АПЛ
проекта 667А. Предположительно с 04.1969 переименован во второй экипаж К-137;
1966 год 25 августа
Выведена из цеха. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся, учебных и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ;
1966 год 11 сентября
После спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода;
1967 год 31 мая
Стоящую у достроечной стенки завода ПЛ посетили руководители страны и вооруженных сил: Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И., Председатель СМ СССР Косыгин А.Н.,
министр обороны Гречко А.А. и главнокомандующий ВМФ Горшков С.Г.;
1967 год 6 сентября
В ходе испытаний из акватории Белого моря произвела одиночный пуск БР "Р-27";
1967 год октябрь
В ходе испытаний из акватории Белого моря произвела залповый пуск БР "Р-27";
1967 год 5 ноября
Государственной комиссией подписан приемный акт, торжественно поднят Военно-морской флаг, председатель Правительственной комиссии - ГСС контр-адм. Петелин А.И.,
первый командир - кап. 2 ранга Березовский В.Л., ответственный сдатчик - Фролов В.Н. За время испытаний выполнила три ракетные стрельбы и шесть торпедных стрельб;
1967 год 6 ноября
Вступила в строй;
1967 год 27 ноября
Зачислена в состав Краснознаменного Северного флота. Включена в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базрованием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);
1967 год 11 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Сайда;
1968 год 14 декабря - 1969 год 29 января
Выполнила задачи автономной боевой службы под командованием кап. 1 ранга Березовского В.Л. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1970 г. за успешное выполнение заданий командования при освоении новой военной техники
и проявленные при этом мужество и отвагу кап.1р. Березовскому Вадиму Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда";
1969 год февраль
АПЛ награждена переходящим Красным Знаменем Мурманского обкома КПСС и исполкома Мурманского областного совета депутатов трудящихся;
1969 год 5 ноября - 1970 год 5 января
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1969 год 24 ноября
Перечислена в состав 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1970 год 15 сентября - 27 ноября
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1970 год 7 апреля
Награждена Ленинской Юбилейной Грамотой, которую вручил экипажу Главком ВМФ адмирал флота Горшков С.Г.;
1970 год 11 апреля
За успехи в боевой и политической подготовке, высокие показатели в социалистическом соревновании объявлена «отличной», а в честь ознаменования 100-летнего юбилея
В.И. Ленина ПЛ присвоено почетное наименование «Ленинец»;
1972 год 2 июля - 1976 год апрель
Прошла средний ремонт на СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинск;
1976 год 17 июля - 4 октября
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1977 год 9 февраля - 28 апреля
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1978 год 19 марта
Под командованием кап. 1 ранга Селиверстова А.П. по плану учений «Разбег-78» успешно выполнил показательную залповую ракетную стрельбу из Гренландского моря с оценкой «отлично»;
1978 год декабрь
По итогам года объявлен лучшим кораблем на флоте по борьбе за живучесть;
1979 год 26 апреля
Второй экипаж переформирован в первый экипаж РПК К-420, первый экипаж РПК К-420 переформирован во втрой экипаж РПК К-137;
1979 год с 7 июня - 24 августа
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1979 год 10 ноября - 1980 год 26 января
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1980 год 1 июля - 16 сентября
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1980 год
Награжден переходящим Красным Знаменем;
1980 год 29 ноября - 1981 год 14 февраля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1981 год 28 апреля - 16 июля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1981 год 25 сентября - 11 декабря
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1982 год 30 апреля - 12 июля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1982 год
Награжден переходящим Красным Знаменем;
1982 год 13 декабря - 1985 год 17 июля
Прошел ремонт с модернизацией по проекту 667АУ на ПО СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинск. Предположительно модернизация коснулась только ракетного комплекса. Навигационный комплекс остался прежним,
ограждение рубки также осталось без изменений. На время ремонта экипаж входил в состав 203-й БрРПЛ БелВМБ;
1985 год 9 октября - 28 декабря
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1986 год 27 февраля - 16 апреля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1986 год 10 июля - 29 сентября
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1986 год 26 декабря - 1987 год 12 марта
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1987 год сентябрь
Выполнил ракетную стрельбу из шахт № 15 и № 16. Больше стрельб не прозводилось;
1987 год 30 сентября - 16 ноября
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1988 год 2 февраля - 21 апрель
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1988 год
Экипаж К-137 принял после проведения среднего ремонта на СРЗ «Звездочка» РПКСН К-426 для подготовки к боевой службе. На первом
выходе в море из-за неисправности задатчика оборотов правая линия вала дала на задний ход 200 об/мин. вместо заданных 50 об/мин. и вышла из строя, в подводном
положении произошла заклинка рулей и заливание торпеды в торпедном аппарате, вышел из строя активный тракт ГАС;
1988 год осень
Экипаж К-137 (командир - Попков А.А.) на РПКСН К-426 выполнил задачи автономной боевой службы, в ходе которой имело место большое количество аварийных ситуаций. При форсировании района, опасного от айсбергов, на глубине
200 метров произошло поступление воды через сломанный шток клапана забортной воды (причина поломки - вахтенный матрос проверяя открытие клапана пришел к выводу, что клапан закрыт и упорно пытался его повернуть применяя всё, что можно... в конечном итоге
сломал его с помощью усилителя ключа) холодильной машины 9-го отсека, вода поступала с интенсивностью около 40 тонн в час, после наддува отсека на безопасной глубине неисправность была устранена без всплытия ПЛ в надводное положение.
На следующий день произошло возгорание в 8 отсеке. На тринадцатые сутки из-за перегрева вышел из строя кормовой подшипник обратимого преобразователя 6 отсека, его "починили" с применением эбоксидки и до конца похода берегли, как аварийный.
В поход вместо положенных штатных ДУКовских мешков были поставлены бумажные. В походе, при сборе отходов с камбуза, они протекали и разрушались. А при загрузке в ДУК просто разваливались. Так как удаление отходов производится с соблюдением режима
«скрытности», мешки при прорыве рубежей, долго находятся в 4 отсеке. При одном из удалений передняя крышка одного из ДУКов не закрылась полностью. Все действия, попытки дополнительной продувки и стрельбы водой результатов не дали.
ДУК был выведен из работы, установлен на крышку раздвижной упор, усилен контроль за состоянием. В качестве резерва, на случай выхода из строя второго ДУКа, личный состав был натренирован на удаление отходов через торпедный аппарат, но это не понадобилось.
До конца похода успешно работали одним ДУКом. По приходу в базу ДУК осмотрели своими легководолазами и обнаружили причину негерметичности крышки - при закрытии одна из консервных банок, обжала комингс крышки и мешала плотному закрытию. Штаб вины личного
состава не усмотрел и действия были оценены как правильные;
1990 год июль - октябрь
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1991 год 13 июня - 31 августа
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1992 год
За несколько дней до начала БС, вышел из строя РПКСН, который планировался к выполнению боевой задачи. Вместо него был срочно подготовлен РПКСН К-137. Выполнил задачи БС (командир - кап.2р. Максимова Н.М., старший на борту – КД
Лазарев О.Н.). БС была успешно выполнена. РПКСН пришёл в базу без единого замечания, с исправной мат.частью и здоровым л/с. Это был последний 20-й поход РПКСН К-137. Последний поход не только корабля 19-й ДиПЛ, но и РПКСН проекта
667А/АУ. Символично, что «Ленинец» первым начал большое плавание кораблей проекта 667А и последним из кораблей этого проекта его закончил;
1992 год 3 июня
Упразднено наименование «Ленинец»;
1992 год 3 июня
Переклассифицирован в атомную крейсерскую подводную лодку с баллистическими ракетами;
1992 год декабрь
В связи с расформированием 19-й ДиПЛ, перечислена в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ. Предположительно расформирован 2-й экипаж;
1993 год май (приблизительно)
Расформирован 2-й экипаж;
1993 год осень
Убыла в г.Северодвинск на утилизацию. В гарнизонном ДОФе состоялись торжественные мероприятия с участием экипажа и ветеранов корабля по случаю окончания службы К-137;
1994 год 3 апреля
Приказом МО РФ № 06 выведена из боевого состава флота. В дальнейшем на ПЛ на ПО СРЗ «Звездочка» был вырезаны ракетные отсеки, а она сама поставлена в порту г.Северодвинск в ожидании утилизации;
2002 год
Выгружено ОЯТ на ПМ-63;
2003 год 28 февраля
Командиром экипажа кап.2р. Шебеко С.Д. (по другим данным, в это время уже не командовал кораблем) торжественно спущен Андреевский флаг, а командиром БЧ-5 кап.3р. Кривачевым С. гюйс ПЛ передан на хранение в музей
ФГУП ПО СРЗ «Звездочка». Корабль передан для утилзации гражданскому экипажу под командованием инженера цеха № 10 Касаткина Ю. Ограждение рубки К-137 планровалось установить в качестве памятника
в Санкт-Петербурге;
2003 год
Утилизирована с формированием трехотсечного реакторного блока. Блок поставлен в губе Сайда для временного хранения на плаву;
2014 год 8 декабря
Блок поднят с воды и разделан до одноотсечной секции (возможно трехотсечный блок был разделан до одноотсечного еще на СРЗ "Нерпа");
2015 год 20 июня
Окончательно сформирован для долговременного хранения;
2015 год 8 октября
Обследован после формирования и подготовки к длительному хранению. Установлен на стапельное основание для долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда".
Всего с момента постройки РПК "К-137" совершил 20 автономных БС.
командиры первого экипажа (в/ч 70089):
1. Березовский В.Л. (10.04.1964-15.01.1969)
2. Тишинский И.А. (15.01.1969-10.11.1970)
3. Федоров Ю.А. (10.11.1970-26.09.1973)
4. Селиверстов А.П. (28.09.1973-07.07.1981)
5. Шилин Ю.К. (07.07.1981-29.10.1983)
6. Попов В.А. (29.10.1983-26.07.1986)
7. Хмыров В.Л. (26.07.1986-04.10.1986)
8. Попков А.А.(02.12.1986-20.03.1990)
9. Павлов В.А. (20.03.1990-18.05.1991)
10. Максимов Н.М. (01.10.1991-17.08.1993)
11. Ильиных М.В. (17.08.1993-13.12.1993)
12. Васильев М.Б. (31.12.1993-10.02.1994)
13. Братков В.П. (17.09.1994-06.08.2001)
14. Шебеко С.Д. (06.08.2001-28.02.2003), по другим данным командовал до 20.04.2002
командиры второго экипажа (в/ч 70089-А) и 77-го экипажа:
1. Шауров А.А. (07.1965-10.1972) 77-й экипаж АПЛ (до 1969? года)
2. Черепнёв В.М. (10.1972-09.1973)
3. Лесничук В.М. (09.1973-11.1975)
4. Соловьев В.Е. (11.1975-12.1978)
5. Малов Н.Н. (12.1978-04.1979)
6. Черепнёв В.М. (04.1979-11?.1982)
7. Стоянов В.А. (11?.1982-10.1985)
8. Прудников В.Н. (10.1985-12.1991)
9. Положий И.В. (12.1991-03.1993)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПК К-137:
1. Литвинов И.Н. (196?-197?) экипаж РПК К-403
2. Бусырев В.М. (197?-197?) 1-й экипаж РПК К-216
3. Руденко А.Г. (197?-197?) 2-й экипаж РПК К-210
4. Бабин Н.М. (1977) 1-й экипаж РПК К-418
5. Сафонов А.А. (1979) 2-й экипаж РПК К-219
6. Цветко Г.В. (1980) 1-й экипаж РПК К-418
7. Иванов Е.В. (1982) 1-й экипаж РПК К-249
8. Митюшкин Л.В. (1984) 2-й экипаж РПК К-228
9. Дронов В.М.. (01.1985-08.1985) 1-й экипаж РПК К-418
10. Сучков В.Л. (08.1985-09.1986) 1-й экипаж РПК К-418
11. Хмыров В.Л. (1986) 1-й экипаж РПК К-219
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Сайты информационных агентств.
8. Воспоминания членов экипажа.
9. Сайт госзаказа РФ.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.