К-137, "Ленинец"
проект 667А, 667АУ
77-й экипаж
фотография:
КрАПЛ К-137 проекта 667А в период испытаний.
историческая справка:
1963 год 17 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР;
1964 год 4 ноября
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как головная крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;
1964 год
Сформирован основной экипаж, предположительно с 04.1969 стал именоваться первым экипажем К-137;
1965 год
Сформирован 77-й экипаж крейсерской АПЛ. Возможно изначально формировался как экипаж АПЛ проекта 658, но в дальнейшем был предназначен для головной АПЛ
проекта 667А. Предположительно с 04.1969 переименован во второй экипаж К-137;
1966 год 25 августа
Выведена из цеха. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся, учебных и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ;
1966 год 11 сентября
После спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода;
1967 год 31 мая
Стоящую у достроечной стенки завода ПЛ посетили руководители страны и вооруженных сил: Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И., Председатель СМ СССР Косыгин А.Н.,
министр обороны Гречко А.А. и главнокомандующий ВМФ Горшков С.Г.;
1967 год 6 сентября
В ходе испытаний из акватории Белого моря произвела одиночный пуск БР "Р-27";
1967 год октябрь
В ходе испытаний из акватории Белого моря произвела залповый пуск БР "Р-27";
1967 год 5 ноября
Государственной комиссией подписан приемный акт, торжественно поднят Военно-морской флаг, председатель Правительственной комиссии - ГСС контр-адм. Петелин А.И.,
первый командир - кап. 2 ранга Березовский В.Л., ответственный сдатчик - Фролов В.Н. За время испытаний выполнила три ракетные стрельбы и шесть торпедных стрельб;
1967 год 6 ноября
Вступила в строй;
1967 год 27 ноября
Зачислена в состав Краснознаменного Северного флота. Включена в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базрованием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);
1967 год 11 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Сайда;
1968 год 14 декабря - 1969 год 29 января
Выполнила задачи автономной боевой службы под командованием кап. 1 ранга Березовского В.Л. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1970 г. за успешное выполнение заданий командования при освоении новой военной техники
и проявленные при этом мужество и отвагу кап.1р. Березовскому Вадиму Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда";
1969 год февраль
АПЛ награждена переходящим Красным Знаменем Мурманского обкома КПСС и исполкома Мурманского областного совета депутатов трудящихся;
1969 год 5 ноября - 1970 год 5 января
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1969 год 24 ноября
Перечислена в состав 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1970 год 15 сентября - 27 ноября
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1970 год 7 апреля
Награждена Ленинской Юбилейной Грамотой, которую вручил экипажу Главком ВМФ адмирал флота Горшков С.Г.;
1970 год 11 апреля
За успехи в боевой и политической подготовке, высокие показатели в социалистическом соревновании объявлена «отличной», а в честь ознаменования 100-летнего юбилея
В.И. Ленина ПЛ присвоено почетное наименование «Ленинец»;
1972 год 2 июля - 1976 год апрель
Прошла средний ремонт на СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинск;
1976 год 17 июля - 4 октября
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1977 год 9 февраля - 28 апреля
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1978 год 19 марта
Под командованием кап. 1 ранга Селиверстова А.П. по плану учений «Разбег-78» успешно выполнил показательную залповую ракетную стрельбу из Гренландского моря с оценкой «отлично»;
1978 год декабрь
По итогам года объявлен лучшим кораблем на флоте по борьбе за живучесть;
1979 год 26 апреля
Второй экипаж переформирован в первый экипаж РПК К-420, первый экипаж РПК К-420 переформирован во втрой экипаж РПК К-137;
1979 год с 7 июня - 24 августа
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1979 год 10 ноября - 1980 год 26 января
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1980 год 1 июля - 16 сентября
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1980 год
Награжден переходящим Красным Знаменем;
1980 год 29 ноября - 1981 год 14 февраля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1981 год 28 апреля - 16 июля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1981 год 25 сентября - 11 декабря
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1982 год 30 апреля - 12 июля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1982 год
Награжден переходящим Красным Знаменем;
1982 год 13 декабря - 1985 год 17 июля
Прошел ремонт с модернизацией по проекту 667АУ на ПО СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинск. Предположительно модернизация коснулась только ракетного комплекса. Навигационный комплекс остался прежним,
ограждение рубки также осталось без изменений. На время ремонта экипаж входил в состав 203-й БрРПЛ БелВМБ;
1985 год 9 октября - 28 декабря
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1986 год 27 февраля - 16 апреля
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1986 год 10 июля - 29 сентября
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1986 год 26 декабря - 1987 год 12 марта
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1987 год сентябрь
Выполнил ракетную стрельбу из шахт № 15 и № 16. Больше стрельб не прозводилось;
1987 год 30 сентября - 16 ноября
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1988 год 2 февраля - 21 апрель
Выполнила задачи автономной боевой службы;
1988 год
Экипаж К-137 принял после проведения среднего ремонта на СРЗ «Звездочка» РПКСН К-426 для подготовки к боевой службе. На первом
выходе в море из-за неисправности задатчика оборотов правая линия вала дала на задний ход 200 об/мин. вместо заданных 50 об/мин. и вышла из строя, в подводном
положении произошла заклинка рулей и заливание торпеды в торпедном аппарате, вышел из строя активный тракт ГАС;
1988 год осень
Экипаж К-137 на РПКСН К-426 выполнил задачи автономной боевой службы, в ходе которой имело место большое количество аварийных
ситуаций. При форсировании района, опасного от айсбергов, на глубине 200 метров, вырвало прокладку на фланце насоса забортной воды холодильной машины 9-го отсека,
вода поступала с интенсивностью около 40 тонн в час, после наддува отсека на безопасной глубине неисправность была устранена без всплытия ПЛ в надводное положение.
На следующий день произошло возгорание в 8 отсеке. На тринадцатые сутки из-за перегрева вышел из строя кормовой подшипник обратимого преобразователя 6 отсека, но
в течении нескольких суток подшипник был заменен. Также по вине личного состава произошел выход из строя обоих ДУК, через 20 суток ДУК № 1 был отремонтирован, но
по причине многократного использования ДУК для удаления скопившихся отходов, РПК уже в зоне полигонов СФ был обнаружен самолетом базовой патрульной авиации ВМС
Норвегии, для отрыва от слежения были применены средства ГПД;
1990 год июль - октябрь
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1991 год 13 июня - 31 августа
Выполнил задачи автономной боевой службы;
1992 год
За несколько дней до начала БС, вышел из строя РПКСН, который планировался к выполнению боевой задачи. Вместо него был срочно подготовлен РПКСН К-137. Выполнил задачи БС (командир - кап.2р. Максимова Н.М., старший на борту – КД
Лазарев О.Н.). БС была успешно выполнена. РПКСН пришёл в базу без единого замечания, с исправной мат.частью и здоровым л/с. Это был последний 20-й поход РПКСН К-137. Последний поход не только корабля 19-й ДиПЛ, но и РПКСН проекта
667А/АУ. Символично, что «Ленинец» первым начал большое плавание кораблей проекта 667А и последним из кораблей этого проекта его закончил;
1992 год 3 июня
Упразднено наименование «Ленинец»;
1992 год 3 июня
Переклассифицирован в атомную крейсерскую подводную лодку с баллистическими ракетами;
1992 год декабрь
В связи с расформированием 19-й ДиПЛ, перечислена в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ. Предположительно расформирован 2-й экипаж;
1993 год май (приблизительно)
Расформирован 2-й экипаж;
1993 год осень
Убыла в г.Северодвинск на утилизацию. В гарнизонном ДОФе состоялись торжественные мероприятия с участием экипажа и ветеранов корабля по случаю окончания службы К-137;
1994 год 3 апреля
Приказом МО РФ № 06 выведена из боевого состава флота. В дальнейшем на ПЛ на ПО СРЗ «Звездочка» был вырезаны ракетные отсеки, а она сама поставлена в порту г.Северодвинск в ожидании утилизации;
2002 год
Выгружено ОЯТ на ПМ-63;
2003 год 28 февраля
Командиром экипажа кап.2р. Шебеко С.Д. (по другим данным, в это время уже не командовал кораблем) торжественно спущен Андреевский флаг, а командиром БЧ-5 кап.3р. Кривачевым С. гюйс ПЛ передан на хранение в музей
ФГУП ПО СРЗ «Звездочка». Корабль передан для утилзации гражданскому экипажу под командованием инженера цеха № 10 Касаткина Ю. Ограждение рубки К-137 планровалось установить в качестве памятника
в Санкт-Петербурге;
2003 год
Утилизирована с формированием трехотсечного блока. Блок поставлен в губе Сайда для временного хранения на плаву;
2015 год январь
Реакторный блок поднят для проведения работ по подготовке для долговременного хранения на ПДХ "Сайда" (губа Сайда).
Всего с момента постройки РПК "К-137" совершил 20 автономных БС.
командиры первого экипажа (в/ч 70089):
1. Березовский В.Л. (10.04.1964-15.01.1969)
2. Тишинский И.А. (15.01.1969-10.11.1970)
3. Федоров Ю.А. (10.11.1970-26.09.1973)
4. Селиверстов А.П. (28.09.1973-07.07.1981)
5. Шилин Ю.К. (07.07.1981-29.10.1983)
6. Попов В.А. (29.10.1983-26.07.1986)
7. Хмыров В.Л. (26.07.1986-04.10.1986)
8. Попков А.А.(02.12.1986-20.03.1990)
9. Павлов В.А. (20.03.1990-18.05.1991)
10. Максимов Н.М. (01.10.1991-17.08.1993)
11. Ильиных М.В. (17.08.1993-13.12.1993)
12. Васильев М.Б. (31.12.1993-10.02.1994)
13. Братков В.П. (17.09.1994-06.08.2001)
14. Шебеко С.Д. (06.08.2001-28.02.2003), по другим данным командовал до 20.04.2002
командиры второго экипажа (в/ч 70089-А) и 77-го экипажа:
1. Шауров А.А. (07.1965-10.1972) 77-й экипаж АПЛ (до 1969? года)
2. Черепнёв В.М. (10.1972-09.1973)
3. Лесничук В.М. (09.1973-11.1975)
4. Соловьев В.Е. (11.1975-12.1978)
5. Малов Н.Н. (12.1978-04.1979)
6. Черепнев (Черепков??) В.М. (04.1979-11?.1982)
7. Стоянов В.А. (11?.1982-10.1985)
8. Прудников В.Н. (10.1985-12.1991)
9. Положий И.В. (12.1991-03.1993)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПК К-137:
1. Литвинов И.Н. (196?-197?) экипаж РПК К-403
2. Бусырев В.М. (197?-197?) 1-й экипаж РПК К-216
3. Руденко А.Г. (197?-197?) 2-й экипаж РПК К-210
4. Бабин Н.М. (1977) 1-й экипаж РПК К-418
5. Сафонов А.А. (1979) 2-й экипаж РПК К-219
6. Цветко Г.В. (1980) 1-й экипаж РПК К-418
7. Иванов Е.В. (1982) 1-й экипаж РПК К-249
8. Митюшкин Л.В. (1984) 2-й экипаж РПК К-228
9. Дронов В.М.. (01.1985-08.1985) 1-й экипаж РПК К-418
10. Сучков В.Л. (08.1985-09.1986) 1-й экипаж РПК К-418
11. Хмыров В.Л. (1986) 1-й экипаж РПК К-219
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Сайты информационных агентств.
8. Воспоминания членов экипажа.
9. Сайт госзаказа РФ.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.