Rambler's Top100 «К-137»

ПЛ «К-219».

 

1. Фотографии

 

После аварии (хорошо видно поврежденную шахту)

 

 

2. История

 

09.02.1970г.         Зачислена в списки кораблей ВМФ;

31.12.1971г.         Достроена по проекту 667АУ. Вступила в строй ВМФ СССР;

08.02.1972г.         Включена в состав КСФ. 31 дивизия ПЛ СФ;

25.07.1977г.         Отнесена к подклассу РПК;

28.09.79-12.12.80 Средний ремонт на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске;

06.10.1986г.         При несении боевой службы в Атлантическом океане затонула в точке Ш=31гр.28,1мин сев., Д=54гр.41,3мин зап.  в результате пожара в ракетных отсеках. Погибло 6 человек (по данным сайта www.submarine.id.ru, в других источниках указывается от 4 до 5 человек).

                          

                           Развитие ситуации при аварии. 3 октября подводная лодка с баллистическими ракетами на борту несла боевое патрулирование в Атлантическом океане, в 4890 милях к северо-востоку от Бермудских островов. На борту К-219 в море вышел первый экипаж АПЛ К-421, в котором штатный состав вместо отсутствующих пополнили 11 офицерами из 31, включая старпома, командиров БЧ-2 и БЧ-3 и начальника службы РТС, а также 16 из 38 мичманов. В 05 час 38 мин при совершении маневра по глубине в ракетной шахте № 6 по левому борту произошел взрыв. Крышку шахты сорвало, были повреждены системы трубопроводов, в отсеке возник пожар. Из-за затопления шахты лодка начала проваливаться на глубину, однако в результате своевременных действий ГКП лодка аварийно всплыла на поверхность. Пожар в ракетном отсеке удалось быстро ликвидировать, однако 4,5 и 6-й отсеки были сильно загазованы парами окислителя. Вывод личного состава из аварийных отсеков был организован с большим опозданием, в результате чего многие члены экипажа получили отравления. Усилия аварийных партий по вентилированию отсеков и осушению поврежденной ракетной шахты не увенчались успехов и восстановить обитаемость отсеков не удалось. С рассветом осмотром аварийной шахты было установлено, что крышка шахты отсутствует, конструкции легкого корпуса в районе шахты повреждены, палуба деформирована. Щитки-обтекатели крышек соседних шахт были оторваны и висели по бортам. Ракеты не было видно, из шахты шел бурый дым. В 09 час 25 мин на лодке обеспечили электропитание и дали ход. По установленным каналам связи в базу сообщили об аварии. На место аварии вышли СБ-406, находившееся в районе Фарерских островов и спасательное судно "Агатан" из базы на Кубе. К месту аварии вышел атомный крейсер "Киров" с командующим СФ на борту, были направлены суда торгового флота. Аварийную лодку обнаружили и сопровождали патрульные самолеты ВМС США. В целях ликвидации загазованности отсеков, командир К-219 принял решение аварийно слить окислитель и прокачать шахту водой, однако все попытки приводили в поступлению в ракетный отсек новых порций воды и окислов азота. Окислитель при осушении шахты стал разъедать водяные магистрали в 4,5 отсеках. После очередного пуска насоса в отсек под напором пошла вода, что привело к короткому замыканию и возникновению пожара. При подаче ЛОХ в аварийный отсек часть фреона через поврежденные трубопроводы попала в центральный отсек, повысив загазованность в 40 раз выше нормы, личный состав за исключением ГКП был эвакуирован, была потеряна радиосвязь. В 18 час 40 мин аварийная партия, направленная в 6-й отсек обнаружила сильную его задымленность, принятую за пожар. В отсек был подан ЛОХ, после чего пропало питание в сети 380 В и в 18.50 сработала аварийная защита реактора. Однако компенсирующие решетки не опустились на нижние концевики, что пришлось проделать вручную, трижды посылая в отсек аварийную партию, в ходе чего погиб матрос Преминин, вручную опустивший стержни-поглотители (впоследствии 07.08.1997г. Указом Президента РФ удостоен звания Герой Российской Федерации). После 16 часов борьбы за живучесть экипаж, разделенный на две части, оказался вытесненым в концевые отсеки. ГКП утратил контроль за обстановкой, ошибочно полагая, что в 4,5 и 6-м отсеках продолжается пожар и возможен взрыв ракет. К этому моменту к месту аварии подошли три судна торгового флота, волнение моря достигло 4 баллов. Командир К-219 принял решение заглушить второй реактор и эвакуировать экипаж. К 03.00 4 октября личный состав покинул борт лодки. В 18 час 15 мин 5 октября аварийную лодку взял на буксир теплоход "Красногвардейск", однако через 12 часов буксир оборвался. Повторно завести буксир не удалось, корабль начал терять плавучесть, после чего 10 человек аварийной партии покинули лодку. В 11 час 03 мин 6 октября подводная лодка К-219 затонула на глубине 5500 метров. Спасенный экипаж сначала был доставлен на Кубу, а затем в Москву.

 

                           Причины аварии. Первоисточником аварийной ситуации явилась неисправность клапана орошения верхней крышки ракетной шахты № 6, которую обнаружили еще перед выходом в море, но не устранили. В течении 30 суток автономки в шахту поступала фильтрационная вода. Командир БЧ-2 Петрачков организовал осушение шахты нештатным способом (с помощью шланга вода сливалась в гальюн 4-ого отсека), датчики аварийной сигнализации отключили. Для предотвращения поступления воды шахту поддували сжатым воздухом, что, в конце концов, и привело к разгерметизации топливных баков ракеты и срыву крышки. После сигнала об аварии в шахте № 6 Петрачков скрыл от командира лодки сложившуюся ситуацию и попросил подвсплыть под предлогом проверки датчиков. В этот момент и произошел взрыв, вызвавший пожар и нарушение герметичности прочного корпуса. Осознав свою вину в произошедшем, Петрачков дал команду личному составу на эвакуацию, а сам снял ИЗС и остался в отсеке (версия). В результате дальнейших действий экипаж в течении 78 часов не сумел локализовать пожар, устранить загазованность отсеков, не обнаружил и не устранил поступление воды в прочный корпус, в результате чего подводная лодка с 16 ядерными ракетами на борту затонула, практически не имея повреждений. Существует также версия, что причиной взрыва послужило столкновение К-219 в подводном положении с американской АПЛ "Аугуста".

                           Официальными причинами (указаны в памятках подводникам) являются:

                           - Сокрытие аварийной ситуации с РО и проведение нештатных операций с РК, слабые знания личного состава материальной части, её состояния и использования;

                           - Неисполнительность и низкая подготовка по борьбе за живучесть корабля;

                           - Слабые знания личного состава мероприятий по герметизации отсеков;

                           - Слабая подготовка личного состава по оценке и прогнозиро­ванию обстановки на корабле.

 

 

Командиры: к. 2р. Британов И.(1986г.)

 

3. Источники

 

- Справочная информация из С.С. Бережной «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России» МИА №7 2001.

- С.П. Букань «По следам подводных катастроф» Гильдия мастеров «Русь» 1992.

- Информация  с сайта www.submarine.id.ru.

 

 Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»