Rambler's Top100 Подводная лодка К-219. Проект 667А, 667АУ

К-219
проект 667А, 667АУ




фотография:


Подводный крейсер К-219

РПК "К-219" проекта 667АУ после аварии.




историческая справка:


1970 год 9 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1970 год 28 мая
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;

1971 год 18 октября
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода, достраивалась по проекту 667АУ. Говорят, что во время спуска на воду, бутылка шампанского не разбилась. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся, учебных и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ;

1971 год 31 декабря
Вступила в строй;

1972 год 8 февраля
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Включена в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево, Мурманская область);

1972 год
Второй экипаж РПК К-32 переформирован во второй экипаж РПК К-219;

1973 год 31 августа
Находилась на боевой службе. В результате ложного срабатывания системы орошения на глубине 100 м при открытом положении клапана осушения шахты и ручного клапана на перемычке между главной осушительной магистралью лодки и трубопроводом осушения шахты произошло сообщение полости ракетной шахты с забортной средой. Давление в шахте выросло до 10 атмосфер, баки ракеты разрушились. При осушении шахты температура превысила +70°С, автоматически сработала система орошения, которая предотвратила возгорание в шахте ракетного топлива и дальнейшее развитие аварии. В результате правильных действий экипажа подводная лодка самостоятельно вернулась в базу. Из строя была выведена только одна ракета и шахта. Тяжелых последствий удалось избежать, но компонентами ракетного топлива отравились несколько человек. В последствии аварийную ракетную шахту заглушили и на ПЛ использовались только 15 ракетных шахт;

1974 год 27 декабря
Во время несения боевой службы из-за ошибочных действий старшины команды трюмных был подан ВВД на наддув 10 отсека. Вахтенный инженер-механик ошибочно предположил, что произошло разуплотнение системы ВВД, объявил аварийную тревогу и разгерметизировал отсеки ПЛ, вследствии чего из-за переопрессовки датчиков дозиметрического контроля выпал сигнал повышенной активности в турбинных отсеках. Командир ПЛ объявил тревогу «радиационная опасность». Старшина команды трюмных, осознав ошибочность своих действий, повернул клапан управления в исходное положение, поступление ВВД прекратилось. Создавшееся давление за 1,5 часа было снято работой компрессоров;

1975 год 18 ноября
Отнесена к проекту 667АУ;

1976 год
Выполнила задачи автономной БС;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1979 год 28 сентября - 1980 год 12 декабря
Прошел средний ремонт на СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинск;

1980 год
Перечислен в состав 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1984 год - 1985 год зима
Выполнил задачи БС с 1-м экипажем (командир - кап.2р. Колотыгин К.С.);

1986 год август
Вышел на тринадцатую боевую службу с 1-м экипажем РПК К-241 под командованием к.2р. Британова И.А. При подготовке РПК к боевой службе был установлен очень жесткий график, но из-за выявленных неисправностей экипаж не смог своевременно выполнить все намеченные работы. В частности, замена арматуры шахты № 6 была выполнена непосредственно перед проверкой состояния матчасти флотской комиссией. Проверка замененной арматуры проводилась второпях, под руководством помощника флагманского специалиста. В ходе проверки при открытии клапана осушения в шахту начала поступать вода. Не выяснив источник поступления воды (а это мог быть как клапан перемычки, так и кингстон на магистрали осушения), руководитель принял решение на отключение системы сигнализации о поступлении воды в шахту;

1986 год 18 сентября
При проведении регламентных работ на РК было обнаружено наличие воды в шахте № 6. Аварийная тревога не объявлялась. Экипаж БЧ-2 своими силами восстановил отключенную систему сигнализации, однако причину поступления воды не выявил. Для того, чтобы при работе насосов на осушение не увеличивать шумность, по предложению оператора поста управления пневмогидросистемами, мичмана Чепиженко, было принято решение слить воду нештатным способом, с помощью технологического шланга в ближайший гальюн. Вода удалена нештатным способом;

1986 год 3 октября
После подвсплытия на сеанс связи в 05.38 в ракетной шахте № 6 произошел взрыв, РПК всплыл в надводное положение, экипаж включился в борьбу за живучесть. При взрыве в расположенной поблизости каюте погибли матросы Смаглюк Н.Л. и Харченко И.К. В процессе борьбы за живучесть погиб командир БЧ-2 кап.3р. Петрачков А.В. На помощь терпящей бедствие подводной лодке направлен спасательный буксир «СБ-406», находящийся в районе Фарерских островов, из базы на Кубе вышел спасатель «Агатан», из баз на Кольском полуострове - атомный ракетный крейсер «Киров» с первым экипажем на борту и суда обеспечения. Аварийной партией была предпринята попытка прокачать аварийную шахту забортной водой, в результате чего клапан трюмной магистрали, соединяющий системы с забортным пространством, остался открыт, были загазованы другие отсеки РПК, а при покидании аварийной партией не были выполнены мероприятия по герметизации ракетных отсеков. К 16.00 экипаж остался в концевых отсеках, была сброшена аварийная защита реактора одного борта из-за короткого замыкания в основной силовой сети, ГКП потерял контроль за обстановкой, полагая, что в 4, 5 и 6 отсеках продолжается пожар и возможен взрыв ракет. В 18.40 аварийная партия, направленная в 6-й отсек обнаружила сильную его задымленность, принятую за пожар. В отсек был подан ЛОХ, после чего пропало питание в сети 380 В и в 18.50 сработала аварийная защита реактора. Однако компенсирующие решетки не опустились на нижние концевики, что пришлось проделать вручную, трижды посылая в отсек аварийную партию, в ходе чего погиб матрос Преминин С.А., вручную опустивший стержни-поглотители (впоследствии 07.08.1997г. Указом Президента РФ удостоен звания Герой Российской Федерации);

1986 год 4 октября
К 03.00 экипаж покинул РПК на подошедшие суда, на РПК осталась лишь вахта на ходовом мостике и командир ПЛ, центральный пост посещался периодически, непрерывный контроль за обстановкой в отсеках не производился. Волнение моря достигло 4 баллов;

1986 год 5 октября
В 18.15 РПК взят на буксир теплоходом «Красногвардейск», однако через 12 часов буксировки буксирный трос оборвался. Повторно завести буксир не удалось, РПК начал терять плавучесть, после чего 10 человек аварийной партии покинули борт РПК. По докладу покинувшего РПК личного состава осмотреть отсеки РПК не было возможности из-за заклинки рубочного люка в закрытом положении;

1986 год 6 октября
В 11.03 РПК затонул на глубине 5500 метров, в точке с координатами 31˚28,1 с.ш., 54˚41,3 з.д. Спасенный экипаж был доставлен на Кубу, а затем в Москву;

Причины аварии. Первопричиной аварийной ситуации явилась неисправность арматуры ракетной шахты. Командир БЧ-2 кап.3 р. Петрачков А.В. скрыл неисправность от командира ПЛ, и в течении похода несколько раз удалял поступавшую в шахту воду нештатным способом (в шпигат гальюна). Для предотвращения поступления воды шахту поддували сжатым воздухом, что, в конце концов, и привело к разгерметизации топливных баков ракеты. После сигнала об аварии в шахте № 6 (наличие воды) кап.3 р. Петрачков А.В. скрыл от командира лодки сложившуюся ситуацию и попросил подвсплыть под предлогом проверки датчиков. Мичман Чепиженко перевел управление орошением в регламентный режим, чем отключил автомат включения орошения, оставил пост и начал в трюме слив воды с помощью технологического шланга. В процессе этого слива давление воды в шахте начало расти и уравнялось с забортным, лишь тогда он подключил насос осушения. После окончания осушки шахты, через технологический шланг в отсек начал поступать окислитель. Была объявлена аварийную тревога, личный состав одел защитные средства. В это время в шахте развивался процесс горения ракетного топлива. Орошение не сработало, поскольку аппаратура была переведена в регламентный режим. Через 4 мин давление в шахте превысило прочность крышки шахты и ее сорвало. Давлением гидроудара были разрушены трубы орошения, отсек сообщен с шахтой и внешней средой. В дальнейшем по приказанию командира ПЛ готовился аварийный слив окислителя из ракеты, осуществить который уже было невозможно, так как ракета была разрушена. Попытка слить окислитель с помощью нештатного подключения насоса привела к короткому замыканию, пожару в отсеке и неисходному состоянию части арматуры. Осознав свою вину в произошедшем, кап.3 р. Петрачков А.В. дал команду личному составу на эвакуацию, а сам снял ИЗС и остался в отсеке (одна из версий, по другой - борода и усы помешали правильно одеть маску). Через 78 часов РПК затонул на ровном киле из-за поступления забортной воды через шахту № 6 в 4 отсек и распространении воды в другие отсеки. На РПК погибло 4 человека. В некоторых источниках указывается, что кап.3р. Марков В.П. и кап.л-т Корпачев В.Н. скончались после эвакуации с РПК от отравления парами ракетного топлива - это не соответствует действительности. Часто повторяемая во многих источниках версия о столкновении со следившей за К-219 американской ПЛА SSN 710 «Augusta» маловероятна. Официальными причинами (указаны в памятках подводникам) являются:
- Сокрытие аварийной ситуации с РО и проведение нештатных операций с РК, слабые знания личного состава материальной части, её состояния и использования;
- Неисполнительность и низкая подготовка по борьбе за живучесть корабля;
- Слабые знания личного состава мероприятий по герметизации отсеков;
- Слабая подготовка личного состава по оценке и прогнозированию обстановки на корабле;


1986 год ноябрь - декабрь
Первый экипаж переформирован в первый экипаж РПК К-241, второй экипаж переформирован во второй экипаж РПК К-245, первый экипаж РПК К-241 переформирован в экипаж РПК К-219;

1987 год 1 февраля
Исключен из состава ВМФ;

1987 год сентябрь (предположительно)
Экипаж РПК К-219 переформирован во второй экипаж РПК К-444.




командиры первого экипажа (в/ч 34205):

1. Иванов М.В. (1971-04.1977)
2. Сапожков Б.И. (04.1977-10.1980)
3. Онучин А.В. (11.1980-10.1983)
4. Колотыгин К.С. (11.1983-10.1986)
5. Хмыров В.Л. (10.1986-12.1986)
6. Британов И.А. (12.1986-06.1987)
7. Бакалдин Ю.А. (06?.1987-09.1987)

командиры второго экипажа (в/ч 34205-А):

1. Зеленцов Ю.И. (1972-1974)
2. Петелин А.А. (1974-09.1977)
3. Сафонов А.А. (09.1977-10.1984)
4. Соколов В.П. (10.1984-12.1986)

командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на РПК К-219:

1. Козлов А.Н. (1979) 2-й экипаж РПК К-140
2. Урбанович Е.А. (1981) 2-й экипаж РПК К-210
3. Стоянов В.А. (1984) 2-й экипаж РПК К-137
4. Васильев А.Н. (1985) 1-й экипаж РПК К-214
5. Британов И.А. (1986) 1-й экипаж РПК К-241



дополнительная информация:


1. Статья Аликова В.И. к 26-й годовщине гибели РПКСН К-219 (с сайта PRoAtom).



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация с сайта www.submarine.id.ru.
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Букань С.П. "По следам подводных катастроф", Гильдия мастеров, Русь, Москва, 1992г.
8. Ролин Л.Н., Руденко Ю.Г. "Опыт эксплуатации морского ракетного комплекса с ракетой РСМ-25" (http://makeyev.msk.ru/pub/msys/1994/RSM-25.html)
9. Воспоминания членов экипажа.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»