Rambler's Top100 Подводная лодка К-228. Проект 667А, 667АУ

К-228
проект 667А, 667АУ




фотография:


Подводный крейсер K-228

РПКСН К-228 проекта 667АУ в бухте Ягельная губы Сайда
Возможно на фотографии РПКСН К-245. Буду благодарен за уточнение идентификации.
Фотография из архива Баранова В.




историческая справка:


1970 год 9 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1970 год 17 августа
Сформирован первый экипаж;

1970 год август
Первый экипаж отправлен на обучение в УЦ г.Палдиски (Эстонская ССР). После обучения вошел в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1970 год 4 сентября
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667А;

1971 год
В начале 1971 года было принято решение о строительстве КрПЛ К-228 по модернизированному проекту 667АУ с установкой новых комплексов – ракетного Д-5У и навигационного «Тобол». По сути корабль стал головным кораблем нового проекта, на котором в дальнейше и производилась отработка нового ракетного комплекса;

1972 год 3 мая
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода;

1972 год 26 июля
Подъем военно-морского флага и первый выход в море на заводские испытания;

1972 год сентябрь
Сформирован второй экипаж;

1972 год 30 сентября
Вступила в строй без подписания приемного акта ввиду неполного завершения испытаний нового РК;

1972 год 31 октября
Включена в состав Краснознаменного Северного флота;

1972 год 11 декабря
Вошла в состав 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная (Мурманск-130, Гаджиево);

1972 год декабрь - 1973 год январь
Для отработки экипажа с целью допуска к самостоятельному плаванию, КрПЛ К-228 была передана второму экипажу К-214 под командованием кап.1р. Алексеева В.П. Начался очень тяжёлый период – на корабле практически постоянно находилось два экипажа одновременно, кроме того, присутствовали специалисты КБ и промышленности, участвующие в испытаниях комплексов. К февралю 1973 г. первый экипаж К-228, успешно сдав все курсовые задачи, принял корабль, приступил к испытаниям и контрольно-боевым стрельбам;

1973 год январь
Второй экипаж отправлен на обучение в УЦ г.Палдиски (Эстонская ССР). После обучения вошел в состав 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ;

1973 год февраль - август
Проведены лётные испытания (командир - кап.1р. Косинцев Г.В.) первого отечественного морского ракетного комплекса Д-5У с баллистической ракетой Р-27У (изделие 3М-20), оснащённой разделяющейся головной частью. КрПЛ К-228 практически еженедельно выходила в море, возвращаясь в базу для пополнения запасов, перегрузки ракет, смены представителей КБ, промышленности и штаба дивизии. Было сделано около 25 выходов общей продолжительностью 57 суток. Экипаж успешно осуществил 18 ракетных пусков (в одном пуске ракета улетела на полную дальность, пока не выработалось топливо, из-за неисправности сравнивающего устройства, отвечающего за установленную дальность). Баллистические ракеты испытывались как одиночно, так и в залпе. Комплекс был успешно принят на вооружение. По результатам испытаний многие офицеры, мичманы и матросы корабля были отмечены правительственными наградами и поощрены Министром обороны;

1973 год август
Последние два испытательных пуска проводились на максимальную дальность из района боевого патрулирования в конце боевой службы (командир - кап.1р. Косинцев Г.В.). 8 августа перед началом стрельбы БР, во время отстрела ВИПС произошло заклинивание сигнального патрона. При попытке извлечения, не сработал нижний стопор, и патрон вылетел в отсек в сторону насосов гидравлики рулей. По счастливой случайности не возник серьезный пожар и никто из личного состава не пострадал. Так как пожар возник во время выхода в ракетную атаку, то командир ПЛ принял решение аварийную тревогу не объявлять и закончить стрельбу. После производства старта ракет и объявления по кораблю аварийной тревоги КрПЛ всплыла, 9-й и 10-й отсеки были провентилированы в атмосферу;

1973 год август - октябрь
На период отпуска 1-го экипажа была передана 1-му экипажу КрПЛ К-249, под командованием кап.2р. Дмитриева В.И.;

1973 год 11 декабря
Принята в состав ВМФ после завершения испытаний и подписания приемного акта. Комплекс Д-5У был принят на вооружение 04.01.1974;

1974 год 12 марта - июнь
Выполнила задачи БС с первым экипажем (командир – кап.3р. Тишаков И.И., старший на борту – ЗКД 19 ДиПЛ кап.1р. Косинцев Г.В.);

1974 год декабрь – 1975 год февраль
Выполнила задачи БС с первым экипажем (командир – кап.3р. Тишаков И.И.);

1975 год август - ноябрь
Выполнила задачи БС со 2-м экипажем (командир - кап.1р. Савин А.П.) в Атлантике в течении 92 суток. Развертывание производилось по маршруту вокруг архипелага Шпицберген и форсирования Датского пролива. При форсирования Датского пролива провела подо льдом 8 суток. Во время нахождения по-до льдами были повреждены выдвижные устройства;

1976 год апрель - июнь
Выполнила задачи БС с первым экипажем (командир – кап.2р. Ртищев В.Б., старший на борту – командир КрПЛ К-418 кап.1р. Бахминов Е.П.);

1976 год - 1977 год
Выполнила задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Савин А.П.). Имела касание грунта носовой частью;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1977 год июль - сентябрь
Выполнил задачи БС с первым экипажем (командир – кап.2р. Ртищев В.Б.);

1977 год
Прошел межпоходовый ремонт в г.Северодвинск;

1977 год - 1978 год
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Савин А.П.). Во время выполнения задач БС выполнил отрыв от авианосца "Нимитц" (USS Nimitz, CVN-68). На РПКСН неоднократно срабатывала АЗ 1 рода из-за нестабильной работы реактора;

1978 год май - август
Прошел ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;

1980 год
Второй экипаж переформирован в первый экипаж РПК К-214, первый экипаж РПК К-214 переформирован во второй экипаж РПК К-228. Требуется уточнение - возможно, второй экипаж РПК К-228 был расформирован;

1982 год февраль - 1984 год
Прошел средний ремонт на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск. Ремонт обеспечивал первый экипаж РПК К-214. За период с марта 1974 года по февраль 1982 года. РПК К-228 выполнил 13 боевых служб;

1984 год ноябрь - 1985 год февраль
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем РПК К-214 под командованием Васильева А.Н. в Саргасовом море. Был обнаружен ПЛА противника, но смог уйти от преследования в течении длительного отрыва на большой скорости;

1985 год 25 октября - 1986 год 24 января
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир – кап.2р. Смотров А.М.);

1986 год июнь
Второй экипаж вновь сформирован или переформирован из другого экипажа. Требуется уточнение - возможно, второй экипаж РПК К-228 не был расформирован;

1986 год 25 октября
Был направлен с 1-м экипажем на борту (командир - Сергадеев Л.В.) на БС практически на месяц раньше планового срока для замены выбывшего РПК К-219. В районе БП отмечалась повышенная активность ПЛС ВМС США, однако обнаружения силами "вероятного противника" зафиксировано не было ни собственными средствами, ни при выполнении ПОС приданными ПЛ;

1988 год
Выполнил задачи БС с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Сергадеев Л.В.);

1990 год - 1991 год
При выполнении задач в полигонах боевой подготовки со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Никитин А.А., старший - НШ 19-й ДиПЛ кап.1р. Лазарев О.Н.) для отрыва от фрегата ВМС Великобритании "London" был произведен маневр экстренного погружения на скорости в 15 узлов с одновременным заполнением всех ЦГБ. В течении полуминуты РПК был на глубине 50 метров. В книге Н.Черкашина "Возмутители глубин" в описание этого случая указывается данные о погружении за 8 секунд;

1992 год (предположительно)
Выполнил задачи последней БС;

1992 год
Из-за расформирования 19-й ДиПЛ переформирован в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1992 год 3 июня
Переклассифицирован в крейсерскую подводную лодку;

1992 год осень
Перешла в Оленью губу;

1992 год декабрь
Расформирован 2-й экипаж;

1992 год осень - 1993 год осень
Находилась в бухте Кут. Произведена выгрузка ОЯТ на СРЗ "Нерпа" (пос.Вьюжный);

1993 год октябрь
Отбуксирована в г.Северодвинск (по другим данным - в губу Ягельная);

1994 год 3 сентября
Исключена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и в г.Северодвинск (по другим данным - в губе Ягельная, а оттуда летом 1997 отбуксирована в г.Северодвинск) поставлена на прикол в ожидании утилизации. За 22 года службы АПК выполнил: не менее 19 боевых служб, 27 ракетных стрельб (включая контрольно-испытательные стрельбы 1973 года), более 50 торпедных стрельб;

1997 год 1 июля
Расформирован экипаж;

1997 год сентябрь - 1998 год октябрь
На ГМП "Звездочка" (г.Северодвинск) после вырезки реакторного отсека разделана на металл;

2009? год
Плавующий трехотсечный блок доставлен в Пункт Временного Хранения в губу Сайда. Позже, из ПВХ Сайда в целях освобождения причального фронта, многоотсечный плавующий блок был переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск) для переработки в одноотсечный, и его последующего размещения на твердом основании (стапельном месте) на территории завода;

2011 год
Проведен конкурс на проведение работ по транспортировке из Головного филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» (г.Снежногорск) и размещению на долговременное хранение одноотсечного блока реакторного отсека утилизированной АПЛ на стапельной плите пункта долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО «Сайда», Мурманская обл.);

2015 год
Одноотсечный блок реакторного отсека находился на хранении на стапельной плите пункта долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО «Сайда», Мурманская обл.).




командиры первого экипажа (в/ч 40607):


1. Косинцев Г.В. (06.1970-12.1973)
2. Тишаков И.И. (12.1973-11.1975)
3. Ртищев В.Б. (11.1975-10.1979)
4. Малов Н.Н. (12.1979-11.1981)
5. Макаров В.П. (11.1981-10.1984)
6. Смотров А.М. (10.1984-03.1986)
7. Сергадеев Л.В. (03.1986-04.1989)
8. Середа С.А. (04.1989-09.1990)
9. Хорцев Н.И. (09.1990-02.1994)


командиры второго экипажа (в/ч 40607-А):


1. Савин А.П. (09.1972-05.1978)
2. Стрельцов А.С. (05.1978-1980)
3. Митюшкин Л.В. (1980-06.1986) требуется уточнение, возможно командовал другим экипажем после переформирования (или расформирования) экипажа К-228-2
4. Никитин А.А. (06.1986-10.1991)
5. Перминов Г.С. (06.1991-06.1992)
6. Смирнов Л.Л. (06.1992-12.1992)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПК К-228:

1. Алексеев В.П. (1972-1973) 2-й экипаж К-214
2. Дмитриев В.И. (1973) 1-й экипаж РПК К-249
3. Стрельцов А.С. (1982-1984) 1-й экипаж РПК К-214
4. Васильев А.Н. (1984-1985) 1-й экипаж РПК К-214



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные ПЛ. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Воспоминания членов экипажа.
8. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»