Rambler's Top100 Ракетный подводный крейсер К-252. Проект 667А, 667АУ

К-252
проект 667А, 667АУ




фотография:


Ракетный подводный крейсер К-252

РПК К-252 проекта 667АУ в полигоне БП.




историческая справка:


1970 год 9 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1970 год - 1971 год
1-й экипаж после формирования прошел обучение в УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР), по окончании - убыл в г.Комсомольск-на-Амуре и был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;

1970 год 25 декабря
Заложена на стапеле цеха судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667А. В некоторых источниках указывается, что достраивалась по проекту 667АУ (скорее всего ошибочно, т.к. в 1975 году АПЛ проходила модернизацию ракетного комплекса, но была первым кораблем, на котором на ССЗ им. Ленинского комсомола был установлен НК "Тобол");

1971 год 12 сентября
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода. В дальнейшем для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) и подчинена командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1971 год (приблизительно)
Сформирован 2-й экипаж. После формирования прошел обучение в УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР), по окончании - убыл на Камчатку;

1971 год 31 декабря
Вступила в строй;

1972 год 8 февраля
Включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Вошла в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Петропавловск-Камчатский-53);

1972 год 15 июля
Прибыла к постоянному месту базирования;

1972 год
Выполнила задачи автономной БС с 1-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Сердюков В.А.);

1973 год
В бухте Саранная во время дифферентовки был потерян аварийный буй. При всплытии буй был подобран и силами экипажа водружен на корпус АПЛ;

1973 год
Выполнила задачи автономной БС с 1-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Сердюков В.А.);

1973 год
Выполнила задачи автономной БС со 2-м экипажем на борту;

1973 год 23 октября
Перечислена в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с прежним местом базирования;

1974 год май - лето
Выполнил задачи автономной БС с экипажем РПК К-258 (командир - кап.1р. Луцкий А.Н.) на борту. Первая БС нового соединения. Итоги БС были высоко оценены командованием флота;

1974 год декабрь - 1975 год весна
Выполнила задачи автономной БС со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Иванов В.Д.);

1975 год апрель
По плану учения "Океан-75", 1-й экипаж (командир - кап.2р. Ходырев В.Г.) выполнил ракетную стрельбу из удалённого района Тихого океана по морскому боевому полю с оценкой "отлично";

1975 год октябрь - 1977 год июнь
Проходила модернизацию ракетного комплекса по проекту 667АУ на СРЗ "Восток" (пос.Большой камень, Приморский край). На время модернизации входила в состав 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1975 год 18 ноября
Отнесена к проекту 667АУ;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1977 год июль
Совершил переход (командир на время перехода - кап.2р. Грицук В.Н., старший на борту - контр.адм. Привалова В.В.). На вторые сутки в дизельном отсеке после 00.00 произошел пожар - сгорел преобразователь. РПК аварийно всплыл, пожар был потушен, пострадавших не было;

1977 год декабрь - 1978 год зима
2-й экипаж (командир - кап.2р. Кудряшов К.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-430;

1977 год 22 декабря – 1978 год 10 марта
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем РПК К-451 (командир - кап.2р. Фролов В.Н.) на борту;

1978 год - 1980 год
На ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края прошел средний ремонт. На время ремонта входил в состав 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1978 год декабрь - 1979 год зима
2-й экипаж (командир - кап.1р. Кудряшов К.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-430;

1979 год
2-й экипаж занял 1-е место на соединении;

1979 год октябрь
Перечислена в состав 8-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с прежним местом базирования;

1979 год декабрь - 1980 год зима
2-й экипаж (командир - кап.2р. Белопольский В.М.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-430;

1980 год июль
2-й экипаж на т/х "Ильич" прибыл с Камчатки в Большой Камень забирать крейсер из среднего ремонта;

1980 год сентябрь
1-й экипаж РПКСН К-252 расформирован. 2-й экипаж РПКСН К-252 переименован в 1-й экипаж РПКСН К-252. 1-й экипаж РПКСН К-399 переименован во 2-й экипаж РПКСН К-252;

1980 год октябрь
Переход из Большого Камня на Камчатку;

1980 год ноябрь - 1981 год январь
Выполнил задачи автономной БС с 1-ым экипажем на борту (командир - Белопольский В.М.). 28.01.1981 при возвращении из района боевого патрулирования в базу произошёл пожар в 8-м отсеке (задымление трансформатора расположенный возле ГРЩ левого борта). Вахтенный принял этот дым за возгорание ГРЩ и так и доложил и в ЦП и на ПУ Кама. На ПУ Кама произвели все переключения с точностью до наоборот от правильных - обесточили всё, кроме реактора и турбины. На скорости хода 11 узлов, рули прекратили управляться на качке на погружение. РПКСН уверенно пошел на погружение без основного освещения и без связи. На глубине около 360 м. командир дал команду продуть всё и РПКСН всплыл в позиционное положение;

1981 год - 1984 год
РПКСН интенсивно использовался для несения автономных БС. Практически по две в год. Примерно в 1983-1984 году во время ракетной стрельбы неполностью открылась крышка шахты №1 (осталась приоткрытой примерно на 45гр.). В таком положении крышки был прозведен пуск учебной ракеты из подводного положения с глубины 40 м. Вся ракета рассыпалась на выходе из шахты, однако корпус корабля серьезных поврежений не получил;

1983 год
Выполнил задачи БС с 1-м экипажем (командир - кап.2р. Галько Н.М.);

1984 год
1-й и 2-й экипажи получили звание "Отличный";

1985 год апрель – июнь
Первый экипаж (командир - кап.1р. Есенеев Т.Б.-М.) выполнил задачи автономной БС на РПК К-451;

1985 год - 1986 год
РПКСН выполнил задачи четырех автономных БС (1985 - БС с 1-м экипажем);

1986 год март
Второй экипаж (командир - кап.2р. Мануйлов С.Б.) перевел РПКСН К-430 из Приморья к месту постоянного базирования в бухту Крашенинникова (г. Вилючинск);

1987 год 10 мая
В ночь с 9.5 на 10.5 при подготовке к очередной БС после выхода в море (в котором был потерян аварийный буй), прямо посредине бухты Крашенинникова, произошла ядерная авария - разгерметизация ПГ левого борта. Арматура содержалась неправильно и не отсекла подачу радиоактивного пара в 8-й отсек. После этого РПКСН не использовался для несения БС;

1987 год - 1989 год
РПКСН интенсивно использовался для обеспечения боевой подготовки в полигонах КТОФ;

1988 год
2-й экипаж РПКСН К-252 переименован во 2-й экипаж К-430;

1989 год 17 марта
Выведен из состава МСЯС, исключен из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1989 год июнь
Осуществил переход с 1-м экипажем на борту в б. Павловского;

1989 год июль
Прибыл на утилизацию в ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень. Вошел в состав 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1989 год
При работе газорезательного оборудования в 5-ом отсеке при нахождении корабля в доке произошёл большой пожар - горели 4-й и 5-й отсеки. Для тушения пожара прибыл, почти десяток пожарных машин. Только совместными усилиями пожарников, заводчан и л.с. дока удалось потушить пожар;

1990 год - 1991 год
Утилизирован на ДВЗ "Звезда" с формированием трехотсечного реакторного блока;

1992 год март - апрель
Выгрузка активной зоны обоих реакторов из оставшегося от РПКСН трехотсечного блока на ДВЗ "Звезда". Реакторный блок поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник;

1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж. Возможно был расформирован до 1992 года.




командиры первого экипажа (в/ч 30886):


1. Сердюков В.А. (1970-1971)
2. Ходырев В.Г. (1971-02.1977)
3. Грицук В.Н. (07.1977-09.1977)
4. Пилипчук А.Ф. (1977-1980?)
5. Белопольский В.М. (09.1980-1981)
6. Галько Н.М. (1981-1984-1985?)
7. Есенеев Т. Б.-М. (1984?-1985-1989)
8. Павликов В.В. (1989-1991)
9. Бондин А.М. (1991-20.03.1992) ВРИО


командиры второго экипажа (в/ч 30886-2):


1. Иванов В.Д. (1971?-1974-1977)
2. Кудряшов К.И. (1977-1979)
3. Белопольский В.М. (1979-09.1980)
4. Самсон В.И. (1980-1984)
5. Мануйлов С.Б. (1984-1988)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПК К-252:


1. Луцкий А.Н. (1974) командир экипажа РПК К-258
2. Фролов В.Н. (1977-1978) командир 1-го экипажа РПК К-451




дополнительная информация:


1. Фотография предположительно РПК К-252 проекта 667АУ в бухте Крашенинникова.




список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Воспоминания членов экипажа.
7. Буклет "35-лет дивизии РПКСН КТОФ".



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»