Rambler's Top100 Ракетный подводный крейсер К-389. Проект 667А

К-389
проект 667А




фотография:


Ракетный подводный крейсер К-389

РПКСН К-389 проекта 667А в базе.




историческая справка:


1969 год 31 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1969 год
Сформирован 1-й экипаж и оправлен на обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР). 1-й экипаж после обучения убыл в г.Комсомольск-на-Амуре и был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;

1970 год 26 июля
Заложена на стапеле цеха судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;

1971 год 27 июня
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода. В дальнейшем для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень), 1-й экипаж подчинен командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1971 год (предположительно)
Сформирован 2-й экипаж и отправлен на обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1971 год 25 ноября
Вступила в строй;

1971 год 13 декабря
Включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Зачислена с 1-м и 2-м экипажами в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КВФл (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1972 год 7 января
Прибыла с 1-м экипажем к месту постоянного базирования в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КВФл (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ;

1972 год 8 апреля
2-й экипаж КрПЛ К-389 переименован во 2-й экипаж КрПЛ К-252;

1972 год 15 мая - 31 июля
Выполнила задачи автономной БС со 2-м экипажем КрПЛ К-434 (командир - кап.2р. Казак) на борту;

1972 год
Имел место факт радиационной аварии на ядерной энергетической установке. Непосредственными участниками ликвидации последствий аварии признаны экипажи КрПЛ К-389 и КрПЛ К-434;

1972 год (предположительно)
Повторно сформирован 2-й экипаж и оправлен на обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1972 год
1-й экипаж выполнил ракетную стрельбу на КрПЛ К-236;

1973 год
Выполнила ракетную стрельбу с 1-м экипажем на борту;

1973 год 10 июля
2-й экипаж КрПЛ К-389 переименован во 2-й экипаж КрПЛ К-258, а 2-й экипаж КрПЛ К-258 - во 2-й экипаж КрПЛ К-389;

1973 год
Выполнила задачи двух автономных БС;

1973 год 1 сентября
2-й экипаж переведен на другой штат (предположительно со штата проекта 667АУ на штат проекта 667А);

1973 год 26 ноября
2-й экипаж прибыл в состав 8-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с дислокацией на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1974 год 1 января
1-й экипаж находился в первой линии по боеготовности;

1974 год
Выполнила задачи автономной БС;

1975 год
Выполнила задачи двух автономных БС;

1976 год 1 июня
2-й экипаж расформирован;

1976 год
Выполнила задачи автономной БС;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1977 год
Выполнила задачи автономной БС;

1979 год 20 июня - 1980 год 23 марта
На ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края прошел средний ремонт. На время ремонта экипаж был подчинен командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1981 год
Второй экипаж РПК К-451(командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно на К-389);

1982 год июль - осень
Выполнила задачи БС с первым экипажем (командир - кап.2р Харин В.А.) в Тихом океане. В 14.27 (мск) 5 августа в подводном положении на глубине 41 метр произошел пожар в 8 отсеке. Причиной пожара стало самопроизвольное возгорание щита постоянного тока ЩПР-501-2а 8-го отсека, при этом обесточились щит постоянного тока левого борта и секция неотключаемой нагрузки. В отсеке находились шесть человек. Командир электротехнической группы кап-л-т Ревазов возглавил борьбу за живучесть в отсеке. Отсек был загерметизирован, личный состав включился в средства индивидуальной защиты ПДУ, ИДА-59, ИП-46. Пожар тушился с использованием огнетушителей и станции ВПЛ. Первичные действия личного состава по тушению пожара были правильными, но недостаточно эффективными для больших масштабов пожара (в результате короткого замыкания электрооборудования под большим напряжением и пожара металлические конструкции электрощита и ближайшего оборудования испарились и сосульками свисали с оголенных шпангоутов прочного корпуса). После доклада из аварийного отсека по приказанию ГКП в 8-й отсек был подан фреон со станции ЛОХ 9-го отсека. Пожар был потушен. В 15.01 из 9-го отсека поступил доклад о том, что личный состав аварийного 8-го отсека начал терять сознание. По приказанию ГКП личный состав стали эвакуировать в смежный отсек. В 15.15 РПК всплыл в надводное положение, в 15.21 начали вентилирование отсека и ликвидацию последствий аварии. Личный состав РПК во время аварии проявил мужество, случаев паники и трусости не было. В ходе борьбы за живучесть погибли матрос Оберткин Александр Михайлович и мичман Шошин Иван Иванович. Турбинист 8-го отсека матрос Оберткин А.М. с началом пожара включился в ПДУ и в 14.30 был направлен в нижнее помещение и трюм для осмотра состояния механизмов. При выходе из трюма сорвал с себя ПДУ и потерял сознание, усилиями товарищей был включен в новый аппарат дыхания и в 15.30 доставлен на ПМП в состоянии клинической смерти. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и другие медицинские действия результатов не дали, матрос умер. У Оберткина А.М. этот поход на боевую службу был вторым и последним. Старший моторист мичман Шошин И.И. включился в ИП-46 и по приказанию в 15.03 в составе спасательной группы вошел в аварийный отсек для участия в эвакуации личного состава и лично вынес матроса Оберткина, потерявшего сознание. В 15.45, после команды с ГКП о выходе группы из аварийного отсека, кинулся на поиски остальных подводников. Следующая спасательная группа в 15.55 вынесла мичмана Шошина И.И. из аварийного отсека в тяжелом состоянии. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, он погиб. После вентилирования отсеков и частичной ликвидации последствий аварии, РПК погрузился и самостоятельно перешел в подводном положении в базу. Ремонт РПК в заводских условиях был выполнен в течении 15 суток, в кратчайшие сроки восстановлена боеготовность экипажа и 26 августа подводный крейсер под командованием кап.2р. Харина В.А. вышел в океан для продолжения боевой службы;

1982 год 23 ноября – 1983 год февраль
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем РПК К-451 (командир - кап.2р. Гончар В.И.) на борту;

1984 год январь – март
Второй экипаж РПК К-451 (командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно на К-389);

1985 год лето
Второй экипаж РПК К-451 (командир - кап.1р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно на К-389);

1986 год 15 октября – 23 декабря
С первым экипажем РПКСН К-451 на борту выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Дунаев Г.И.);

1987 год зима-весна
Экипаж (командир - кап.1р. Харин В.А.) выполнил задачи автономной БС на борту РПКСН К-430;

1988 год 26 февраля
Экипаж (командир - кап.2р. Пицын Г.И.) на РПК К-430 участвовал в спасении экипажа ТУ-16РМ 266-го ОДРАЭ КТОФ, упавшего в Авачинском заливе. Удалось поднять живым командира ТУ-16РМ Ефремова К., который продержался на ЛАС-5 при температуре воздуха -20 гр. и воды +4 гр., всю ночь с 17.30 25.2 до 08.00 26.2. Остальные пять членов эипажа ТУ-16РМ погибли. Из воды были также подняты тела помощника командира и штурмана;

1988 год весна
Экипаж (командир - кап.2р. Пицын Г.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПКСН К-430;

1988 год сентябрь – ноябрь
С первым экипажем РПКСН К-451 на борту выполнил задачи автономной БС (командир - кап.3р. Вощейкин Л.Н., старший на борту - Евсеев А.С.). По ходу БС перешел в надводном положении через пролив Лаперуза и продолжил выполнение поставленных задач ы Японском море. Возвратился с БС в бухту Павловского в Приморье. Передан в состав 21-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского. Корабль принял основной экипаж (командир - Пицын Г.И.);

1990 год 19 апреля
Выведен из состава МСЯС, исключен из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ. Поставлен в бухте Чажма (пос.Дунай) на прикол. Вошел в состав 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ТОФ);

1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1994 год - 1995 год
На ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края разделан на металл с формированием реакторного блока. В дальнейшем ректорный блок поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник;

2010 год - 2020 год
Реакторный блок должен был быть разделан до одноотсечной секции и установлен для долговременного хранения на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный";

2022 год
Предположительно реакторный отсек уже установлен на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный" для долговременного хранения.




командиры основного экипажа (в/ч 31221):


1. Манаков И.М. (10.1969-1973)
2. Герасимов И?Н? (1973-1979-12.1980?)
3. Харин В.А. (12.1980-1987)
4. Пицын Г.И. (1987-1988-1989?)
5. Баутин В.В. (1988?-1989-1990)
6. Гнездило В.М. (1990-1992-1994?)


командиры второго экипажа(в/ч 31221-А):


1. Иванов В.Д. (1971?-1972?)
2. Смирнов Е.И. (1972?-1973)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПК К-389:


1. Казак (1972) 2-й экипаж КрПЛ К-434
2. Гончар В.И. (1981, 1982-1983, 1984, 1985) 2-й экипаж РПК К-451
3. Дунаев Г.И. (1986-1987) 1-й экипаж РПК К-451
4. Вощейкин Л.Н. (1988) 1-й экипаж РПК К-451




дополнительная информация:


1. Фотография ракетной палубы РПК К-389 проекта 667А.



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Воспоминания членов экипажа.
7. Информация с сайта "Штурманская книжка.RU".



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»