К-389
проект 667А
фотография:
РПКСН К-389 проекта 667А в базе.
историческая справка:
1969 год 31 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1969 год
Сформирован 1-й экипаж и оправлен на обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР). 1-й экипаж после обучения убыл в г.Комсомольск-на-Амуре и был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;
1970 год 26 июля
Заложена на стапеле цеха судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;
1971 год 27 июня
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода. В дальнейшем для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень), 1-й экипаж подчинен
командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1971 год (предположительно)
Сформирован 2-й экипаж и отправлен на обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);
1971 год 25 ноября
Вступила в строй;
1971 год 13 декабря
Включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Зачислена с 1-м и 2-м экипажами в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КВФл (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1972 год 7 января
Прибыла с 1-м экипажем к месту постоянного базирования в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КВФл (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ;
1972 год 8 апреля
2-й экипаж КрПЛ К-389 переименован во 2-й экипаж КрПЛ К-252;
1972 год 15 мая - 31 июля
Выполнила задачи автономной БС со 2-м экипажем КрПЛ К-434 (командир - кап.2р. Казак) на борту;
1972 год
Имел место факт радиационной аварии на ядерной энергетической установке. Непосредственными участниками ликвидации последствий аварии признаны экипажи КрПЛ К-389 и КрПЛ К-434;
1972 год (предположительно)
Повторно сформирован 2-й экипаж и оправлен на обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);
1972 год
1-й экипаж выполнил ракетную стрельбу на КрПЛ К-236;
1973 год
Выполнила ракетную стрельбу с 1-м экипажем на борту;
1973 год 10 июля
2-й экипаж КрПЛ К-389 переименован во 2-й экипаж КрПЛ К-258, а 2-й экипаж КрПЛ К-258 - во 2-й экипаж КрПЛ К-389;
1973 год
Выполнила задачи двух автономных БС;
1973 год 1 сентября
2-й экипаж переведен на другой штат (предположительно со штата проекта 667АУ на штат проекта 667А);
1973 год 26 ноября
2-й экипаж прибыл в состав 8-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с дислокацией на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1974 год 1 января
1-й экипаж находился в первой линии по боеготовности;
1974 год
Выполнила задачи автономной БС;
1975 год
Выполнила задачи двух автономных БС;
1976 год 1 июня
2-й экипаж расформирован;
1976 год
Выполнила задачи автономной БС;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1977 год
Выполнила задачи автономной БС;
1979 год 20 июня - 1980 год 23 марта
На ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края прошел средний ремонт. На время ремонта экипаж был подчинен командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1981 год
Второй экипаж РПК К-451(командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно на К-389);
1982 год июль - осень
Выполнила задачи БС с первым экипажем (командир - кап.2р Харин В.А.) в Тихом океане. В 14.27 (мск) 5 августа в подводном положении на глубине 41 метр произошел пожар в 8 отсеке. Причиной пожара стало
самопроизвольное возгорание щита постоянного тока ЩПР-501-2а 8-го отсека, при этом обесточились щит постоянного тока левого борта и секция неотключаемой нагрузки. В отсеке находились шесть человек.
Командир электротехнической группы кап-л-т Ревазов возглавил борьбу за живучесть в отсеке. Отсек был загерметизирован, личный состав включился в средства индивидуальной защиты ПДУ, ИДА-59, ИП-46. Пожар
тушился с использованием огнетушителей и станции ВПЛ. Первичные действия личного состава по тушению пожара были правильными, но недостаточно эффективными для больших масштабов пожара (в результате короткого
замыкания электрооборудования под большим напряжением и пожара металлические конструкции электрощита и ближайшего оборудования испарились и сосульками свисали с оголенных шпангоутов прочного корпуса).
После доклада из аварийного отсека по приказанию ГКП в 8-й отсек был подан фреон со станции ЛОХ 9-го отсека. Пожар был потушен. В 15.01 из 9-го отсека поступил доклад о том, что личный состав аварийного
8-го отсека начал терять сознание. По приказанию ГКП личный состав стали эвакуировать в смежный отсек. В 15.15 РПК всплыл в надводное положение, в 15.21 начали вентилирование отсека и ликвидацию
последствий аварии. Личный состав РПК во время аварии проявил мужество, случаев паники и трусости не было. В ходе борьбы за живучесть погибли матрос Оберткин Александр Михайлович и мичман Шошин Иван Иванович.
Турбинист 8-го отсека матрос Оберткин А.М. с началом пожара включился в ПДУ и в 14.30 был направлен в нижнее помещение и трюм для осмотра состояния механизмов. При выходе из трюма сорвал с себя ПДУ и потерял
сознание, усилиями товарищей был включен в новый аппарат дыхания и в 15.30 доставлен на ПМП в состоянии клинической смерти. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и другие медицинские действия
результатов не дали, матрос умер. У Оберткина А.М. этот поход на боевую службу был вторым и последним. Старший моторист мичман Шошин И.И. включился в ИП-46 и по приказанию в 15.03 в составе спасательной
группы вошел в аварийный отсек для участия в эвакуации личного состава и лично вынес матроса Оберткина, потерявшего сознание. В 15.45, после команды с ГКП о выходе группы из аварийного отсека, кинулся на
поиски остальных подводников. Следующая спасательная группа в 15.55 вынесла мичмана Шошина И.И. из аварийного отсека в тяжелом состоянии. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, он погиб. После
вентилирования отсеков и частичной ликвидации последствий аварии, РПК погрузился и самостоятельно перешел в подводном положении в базу. Ремонт РПК в заводских условиях был выполнен в течении 15 суток,
в кратчайшие сроки восстановлена боеготовность экипажа и 26 августа подводный крейсер под командованием кап.2р. Харина В.А. вышел в океан для продолжения боевой службы;
1982 год 23 ноября – 1983 год февраль
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем РПК К-451 (командир - кап.2р. Гончар В.И.) на борту;
1984 год январь – март
Второй экипаж РПК К-451 (командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно на К-389);
1985 год лето
Второй экипаж РПК К-451 (командир - кап.1р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно на К-389);
1986 год 15 октября – 23 декабря
С первым экипажем РПКСН К-451 на борту выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Дунаев Г.И.);
1987 год зима-весна
Экипаж (командир - кап.1р. Харин В.А.) выполнил задачи автономной БС на борту РПКСН К-430;
1988 год 26 февраля
Экипаж (командир - кап.2р. Пицын Г.И.) на РПК К-430 участвовал в спасении экипажа ТУ-16РМ 266-го ОДРАЭ КТОФ, упавшего в Авачинском заливе. Удалось поднять живым командира
ТУ-16РМ Ефремова К., который продержался на ЛАС-5 при температуре воздуха -20 гр. и воды +4 гр., всю ночь с 17.30 25.2 до 08.00 26.2. Остальные пять членов эипажа ТУ-16РМ погибли. Из воды были также подняты тела
помощника командира и штурмана;
1988 год весна
Экипаж (командир - кап.2р. Пицын Г.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПКСН К-430;
1988 год сентябрь – ноябрь
С первым экипажем РПКСН К-451 на борту выполнил задачи автономной БС (командир - кап.3р. Вощейкин Л.Н., старший на борту - Евсеев А.С.). По ходу БС перешел в надводном положении через пролив Лаперуза
и продолжил выполнение поставленных задач ы Японском море. Возвратился с БС в бухту Павловского в Приморье. Передан в состав 21-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского. Корабль принял основной экипаж
(командир - Пицын Г.И.);
1990 год 19 апреля
Выведен из состава МСЯС, исключен из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ. Поставлен в бухте Чажма (пос.Дунай) на прикол. Вошел в состав 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ТОФ);
1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж;
1994 год - 1995 год
На ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края разделан на металл с формированием реакторного блока. В дальнейшем ректорный блок поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник;
2010 год - 2020 год
Реакторный блок должен был быть разделан до одноотсечной секции и установлен для долговременного хранения на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный";
2022 год
Предположительно реакторный отсек уже установлен на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный" для долговременного хранения.
командиры основного экипажа (в/ч 31221):
1. Манаков И.М. (10.1969-1973)
2. Герасимов И?Н? (1973-1979-12.1980?)
3. Харин В.А. (12.1980-1987)
4. Пицын Г.И. (1987-1988-1989?)
5. Баутин В.В. (1988?-1989-1990)
6. Гнездило В.М. (1990-1992-1994?)
командиры второго экипажа(в/ч 31221-А):
1. Иванов В.Д. (1971?-1972?)
2. Смирнов Е.И. (1972?-1973)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПК К-389:
1. Казак (1972) 2-й экипаж КрПЛ К-434
2. Гончар В.И. (1981, 1982-1983, 1984, 1985) 2-й экипаж РПК К-451
3. Дунаев Г.И. (1986-1987) 1-й экипаж РПК К-451
4. Вощейкин Л.Н. (1988) 1-й экипаж РПК К-451
дополнительная информация:
1. Фотография ракетной палубы РПК К-389 проекта 667А.
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Воспоминания членов экипажа.
7. Информация с сайта "Штурманская книжка.RU".
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2022 Design by
Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.