К-451, "60 лет ВЛКСМ"
проект 667А, 667АУ
фотография:
РПКСН К-451 проекта 667АУ
Фотография с сайта http://k-451-2.narod.ru
историческая справка:
1971 год 5 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1972 год 23 февраля
Заложена на стапеле цеха судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667А, достраивалась
по проекту 667АУ;
1972 год 7 марта
Первый экипаж КрПЛ К-451 переформирован во второй экипаж КрПЛ К-451. Второй экипаж КрПЛ К-408 переформирован в первый экипаж КрПЛ К-451;
1973 год 15 марта
Второй экипаж включен в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) с дислокацией на б.Крашенинникова (г.Вилючинск;
1973 год 29 апреля
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода, подчинена командованию 80-й ОБрСПЛ КТОФ;
1973 год май
Для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) и подчинена командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1973 год 14 июня
В заливе Чихачева поднят Военно-морской флаг. День объявлен днем рождения корабля;
1973 год 7 сентября
Вступила в строй, подисан приемный акт;
1973 год 27 сентября
Включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Вошла в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) с базированием на б.Крашенинникова (г.Вилючинск);
1973 год октябрь – декабрь
Второй экипаж (командир - кап.2р. Ерофеев О.А.) выполнил задачи автономной БС на борту одной из КрПЛ соединения;
1973 год
Выполнена ракетная стрельба на маршруте боевого патрулирования в кратчайший срок по приказанию КП;
1973 год 1 декабря
Перечислена со вторым экипажем в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на б.Крашенинникова (г.Вилючинск);
1974 годя 1 января
Второй экипаж в 1-й линии. Первый экипаж в резерве;
1974 год 5 февраля
Первый экипаж включен в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с дислокацией на б.Крашенинникова (г.Вилючинск;
1974 год 24 мая – 12 августа
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Парамонов Э.Н.);
1974 год декабрь – 1975 год февраль
Выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Казаков А.К.);
1975 год 3 мая – 21 июля
Первый экипаж (командир - кап.2р. Парамонов Э.Н.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-436;
1975 год июнь – сентябрь
Выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Казаков А.К.);
1975 год 18 ноября
Отнесена к проекту 667АУ;
1975 год
2-й экипаж (командир - кап.2р. Казаков А.К.) получил звание "Отличный";
1976 год 18 января – 5 апреля
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Фролов В.Н., старший на борту - кап.1р. Парамонов Э.Н.);
1976 год август – октябрь
Выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Казаков А.К.);
1976 год 1 сентября
Перечислена с первым и вторым экипажами в состав 8-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с дислокацией на б.Крашенинникова (г.Вилючинск);
1976 год
Являлась лучшем кораблем (командир - кап.2р. Фролов В.Н.) Флотилии по разведывательной подготовке (в числе семи кораблей);
1976 год
2-й экипаж (командир - кап.1р. Казаков А.К.) занял 1-е место на Флотилии;
1976 год
Второму экипажу (командир - кап.1р. Казаков А.К.) присуждено переходящее Красное Знамя Камчатского обкома КПСС;
1977 год 20 апреля - 7 июля
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Фролов В.Н.);
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1977 год осень
Выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Казаков А.К.);
1977 год
2-й экипаж (командир - кап.1р. Казаков А.К.) занял 1-е место на Флотилии. РПК объявлен лучшим на КТОФ (награжден вымпелом Военного Совета ТОФ "Лучшей подводной лодке ТОФ"). Экипаж получил звание "Отличный";
1977 год 22 декабря – 1978 год 10 марта
Первый экипаж (командир - кап.2р. Фролов В.Н.) выполнил задачи автономной БС на борту К-252;
1978 год март
Лучшая на Военно–Морском флоте стрельба одной ракетой, выполненная первым экипажем под командованием кап.2р. Фролова В.Н.;
1978 год сентябрь
При выполнении задач БП в Тихом океане 2.9 произошло возгорание щита автономного турбогенератора в 8-ом отсеке, пожар ликвидирован, жертв не было. По приходу в бухту Крашенинникова, во время стоянки у пирса,
совместно с базовыми гражданскими специалистами личный состав 2-го дивизиона БЧ-5 провел ремонт щита АТГ. Однако позже, на выходе в море по плану БП, повторно произошло возгорание
щита автономного турбогенератора в 8-ом отсеке, при ликвидации которого погиб старшина команды электриков мичман Фисюк В.З. После этого в бухте Сельдевой щит АТГ был заменен;
1978 год 29 октября
Решением ВС ВМФ второй экипаж утвердили инициатором социалистического соревнованияв честь 60-летия ВЛКСМ. Приказом МО СССР было присвоено почетное наименование "60 лет ВЛКСМ" и эта дата была объявлена
годовым праздником корабля. Был выпущен, утвержденный МО СССР нагрудный знак "60 лет ВЛКСМ". Знак вручался морякам обоих экипажей, находившимся в списках
на тот момент и сделавшим хотя бы один выход в море на корабле. Личному составу срочной службы вручение знака отмечалось в военных билетах в графе "Награждения";
1978 год
2-й экипаж (командир - кап.1р. Казаков А.К.) занял 1-е место на соединении;
1978 год 18 октября – 1979 год 4 января
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Фролов В.Н.);
1979 год апрель - май
Выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.3р. Гончар В.И., старший - ЗКД Кайсин Ю.А.) в Охотском море;
1979 год 11 октября – 29 декабря
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Фролов В.Н.). 24.11.1979 произошла авария на ядерной энергетической установке с распространением радиоактивных веществ, образовавшихся вследствие указанной аварии,
по отсекам и боевым постам корабля. Авария и ее последствия ликвидированы силами специалистов и личного состава отделения по дегазации и дезактивации.;
1980 год 19 апреля
Ошибочные действия командира группы КИП ОКС второго экипажа в центральном посту и неправильные действия личного состава 10-го отсека во втором экипаже привели к гибели двух моряков, прикомандированных из первого экипажа
(матросов Лихоманова Александра и Гарбарчука Николая). В 10-м отсеке создалось высокое избыточное давление, при попытке покинуть аварийный отсек через люк, который был закрыт только на защелку, а не
на кремальеру, потоком воздуха матросы были выброшены из него;
1980 год лето - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.3р. Гончар В.И.);
1980 год октябрь – 1982 год ноябрь
На ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края прошел средний ремонт (по данным Бережного С.С. с 20.03.1981 по 28.02.1983). Экипаж подчинен командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1981 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно К-389);
1981 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) получил звание "Отличный";
1982 год февраль – апрель
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-408;
1982 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) занял 1-е место на соединении;
1982 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) получил звание "Отличный";
1982 год 23 ноября – 1983 год февраль
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-389;
1983 год 27 апреля – 14 июля
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Фролов В.Н.);
1983 год 5 декабря – 1984 год 21 февраля
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Фролов В.Н.);
1984 год январь – март
Второй экипаж (командир - кап.2р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно К-389);
1984 год 15 сентября – 2 декабря
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Фролов В.Н.). 22 сентября при проходе проливом Дианы из Японского моря в районе о-ва Симушир (Курильские о-ва) в подводном положении из-за
невязки в счислении РПК коснулся носовой частью каменистого грунта на глубине 68 метров, получив повреждения легкого корпуса и обтекателя ГАК;
1984 год ноябрь – 1985 год январь
Второй экипаж (командир - кап.1р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-446;
1985 год апрель – июнь
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем РПК К-252 на борту (командир - кап.1р. Есенеев Т.Б.-М.);
1985 год лето
Второй экипаж (командир - кап.1р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту одного из РПК соединения (возможно К-389);
1985 год 8 сентября – 28 ноября
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Фролов В.Н.);
1986 год февраль – 12 мая
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Гончар В.И.);
1986 год лето
Выполнил задачи автономной БС с экипажем РПКСН К-389 (командир - кап.1р. Харин В.А.);
1986 год 15 октября – 23 декабря
Первый экипаж (командир - кап.1р. Дунаев Г.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-389;
1986 год 22 декабря - 1987 год 8 марта
Второй экипаж (командир - кап.1р. Гончар В.И.) выполнил задачи автономной БС на борту РПК К-446;
1987 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Дунаев Г.И.);
1987 год осень – зима
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Гончар В.И.);
1987 год
На перископной глубине столкнулся с крупной льдиной, встал в аварийный ремонт;
1988 год 1 сентября - 15 ноября
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Савин С.Г., старший на борту - ЗКД Евсеев А.С.);
1988 год сентябрь – ноябрь
Первый экипаж (командир - кап.3р. Вощейкин Л.Н.) выполнил задачи автономной БС на РПК К-389. Всплытие в Приморье;
1989 год 18 мая - 4 августа
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Вощейкин Л.Н.);
1989 год
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Савин С.Г.) информация требует уточнения;
1990 год 6 марта - 21 (24?) мая
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Вощейкин Л.Н.);
1991 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Вощейкин Л.Н.). Всплытие в Приморье. Передан в состав 21-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского;
1991 год 16 июня
Выведен из состава МСЯС, исключен из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ. После вырезки ракетных отсеков поставлен в б.Чажма (пос.Дунай) на прикол. Вошел в состав 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ТОФ);
1991 год сентябрь
Второй экипаж расформирован;
1992 год 15 февраля
Упразднено наименование "60 лет ВЛКСМ";
1998 год 1 мая
Расформирован экипаж;
1998 год июль - 1999 год ноябрь
После вырезки реакторного отсека на ДВЗ "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края разделан на металл. В дальнейшем ректорный блок поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник;
2010 год - 2020 год
Реакторный блок должен был быть разделан до одноотсечной секции и установлен для долговременного хранения на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный";
2022 год
Предположительно реакторный отсек уже установлен на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный" для долговременного хранения.
командиры первого экипажа (в/ч 39143):
1. Ерофеев О.А. (14.09.1971-17.04.1972)
2. Гаврильченко А.С. (04.1972?-06.1972)
3. Парамонов Э.Н. (06.1972-11.1975)
4. Фролов В.Н. (11.1975-09.1986)
5. Дунаев Г.И. (09.1986-1988)
6. Вощейкин Л.Н. (1988-1993)
командиры второго экипажа (в/ч 39143-А):
1. Ерофеев О.А. (17.04.1972-01.10.1974)
2. Казаков А.К. (1974-1978)
3. Гончар В.И. (1978-1987)
4. Савин С.Г. (1987-1989)
5. Жандаров С.А. (1989-07.1990)
6. Ковтуненко В.С. (05.1991-09.1991)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-451:
1. Есенеев Т.Б.-М. (1985) командир первого экипажа РПК К-252
2. Харин В.А. (1986) командир РПК К-389
дополнительная информация:
1. Экипажный сайт РПКСН К-451
2. Экипажный сайт РПКСН К-451-2
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Информация от Кутнякова В.В.
7. Информация и фотография с сайта http://k-451-2.narod.ru
8. Информация с сайта http://k-451.ru
9. Буклет "35-лет дивизии РПКСН КТОФ"
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.