Rambler's Top100 Подводная лодка К-140. Проект 667А, 667АМ

К-140
проект 667А, 667АМ
139-й экипаж




фотография:


Подводный крейсер К-140




историческая справка:


1965 год 21 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1965 год 19 сентября
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;

1967 год 23 августа
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся, учебных и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ;

1967 год 30 декабря
Вступила в строй;

1968 год 11 января
Зачислена в состав Краснознаменного Северного флота. Включена в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

1968 год
Сформирован 139-й экипаж КрПЛ (с 1971 года - 2-й экипаж);

1968 год 27 августа
При нахождении на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск при производстве работ с оборудованием ГЭУ произошет несанкционированный и безконтрольный выход ядерного реактора одного борта на запредельную мощность, в результате чего паропроизводящая установка одного борта вышла из строя. Из-за неправильного монтажа сети резервного питания компенсирующих органов реактора левого борта (перепутывание фаз) при подаче питания начался их самопроизвольный подъём. Освободилось до 12% реактивности. Поскольку все приборы на пульте управления реакторами были отключены, дежурная служба не обнаружила никаких внешних признаков аварии, хотя мощность, как показывают расчёты, в это время была почти в 20 раз выше номинальной, а давление в первом контуре доходило до 800 кг на кубический сантиметр. К счастью разгерметизации первого контура не последовало, что свидетельствует о прочности материала, хорошей технологии и сварки. И хотя радиационная обстановка в реакторном отсеке ухудшилась, никто из обслуживающего персонала не пострадал. Паропроизводительная установка одного борта была выведена из строя;

1969 год ноябрь
В составе соединения вошла в состав 3-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1969 год 19 (20?) декабря
Первый экипаж (командир - кап.2р. Бекетов Ю.Ф.) на КрПЛ К-32 впервые в мире выполнил стрельбу 8-ю БР в одном залпе;

1969 год
Присвоено звание "отличный корабль". Завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

1971 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Бекетов Ю.Ф.) на КрПЛ К-395 выполнил задачи БС;

1971 год 14 ноября
Прибыла на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) для капитального ремонта из-за аварии на реакторе левого борта. Реакторный отсек не вырезался, но реактор был заменен на новый. Аварийный реактор с ОЯТ был затоплен в Карском море в 1972 году (по другим данным в 1974 году в Новоземельской впадине на глубине около 300 метров);

1972 год 4 ноября
Поставлена на стапель цеха №10 СРЗ "Звездочка" для перевооружения и модернизации по проекту 667АМ. Перечислена в состоав 203-й БрРПЛ БелВМБ;

1976 год 14 сентября - 8 октября
Выход на заводские испытания. На борту кроме экипажа находились сдаточная команда, ведущие специалисты, конструкторы всех систем во главе с первым заместителем главного конструктора Горигледжаном Е.А. Всего - более 400 человек;

1976 год октябрь - декабрь
Доработка ракетного комплекса и подготовка его к первому пуску твердотопливной ракеты с "сухим" стартом из подводного положения;

1976 год 21 декабря
Первый пуск ракеты Р-31 из акватории Белого моря (Кандалакшский залив, глубина 50 метров, скорость ход 5 узлов). Стрельба прошла успешно. По ее результатам экипажу была объявлена благодарность командующего КСФ;

1977 год
Окончание ремонта и модернизации на СРЗ "Звездочка". Ответственный сдатчик - Тихонов А.И., сдаточный механик - Воронин И.Е.;

1977 год
Продолжение испытаний РК. Было произведено 6 пусков, но только один - успешно. На СМП постоянно проводились доработки и усовершенствования (по данным "Севмашпредприятия" доработка по проекту 667АМ производилась с 21.06.1977 по 02.02.1978);

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1977 год 26 декабря
Завершение государственных испытаний, с рядом замечаний по системам РК;

1977 год 28 декабря
Отправлен к месту постоянного базирования в бухту Ягельная. Переяислен в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

1978 год
В ходе продолжения испытаний РК были проведены пуски 7 ракет, почти все успешно;

1979 год лето
На СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в течение трех месяцев устранялись замечания и недоработки;

1979 год сентябрь
После доработки системы амортизации ракет СЛИ были успешно завершены государственные испытания, включая два пуска ракет от северной оконечности Новой Земли на максимальную дальность по боевому полю, расположенному на полуострове Камчатка, перешла в бухту Ягельную;

1980 год 14 сентября - 2 декабря
Выполнил задачи автономной БС в Атлантическом океане с первым экипажем (командир - кап.1р. Головкин А.П.);

1981 год 2 апреля - 17 июня
Выполнил задачи автономной БС в Атлантическом океане с первым экипажем (командир - кап.1р. Головкин А.П.);

1984 год 22 октября
Во время контрольного выхода с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Макаров Ю.Н.) при следовании в надводном положении в Мотовском заливе в условиях плохой видимости столкнулся с АПЛ К-373 проекта 705К. Периодически, из-за снежных зарядов видимость ухудшалась с 20-50 кабельтовых до 2-3 кабельтовых, волнение моря достигало 4-5 баллов, скорость ветра (45°) - до 14-17 м/сек. В 22 часа 16 минут на РПК обнаружили периодически исчезающий белый огонь, принятый на мостике за топовый огонь гражданского судна. Должного наблюдения за огнем организовано не было и РПК продолжал следовать курсом 270° и через две минуты лег на новый курс 288°. Встречным судном оказалась АПЛ К-373, следующая также в надводном положении курсом 108° со скоростью 9 узлов. В 22 чала 21 минуту на лодках взаимно визуально обнаружили бортовые огни друг друга. Командир АПЛ К-373 с запозданием дал команду: «Право руля! Турбине - реверс! Самый полный задний ход!». В этот же момент, на дистанции менее 4 кабельтовых, командир РПК растерялся, скомандовал сначала: «Полный - назад!» и через 30 секунд: «Полный - вперед! Лево на борт!» Этим он подставил под удар свой правый борт и в 22 часа 24 минуты произошло столкновение. В результате удара на РПК была повреждена обшивка легкого корпуса, а на АПЛ К-373 - обтекатель гидролокатора и носовая часть обшивки. Командир РПК был снят с должности;

1984 год октябрь - 3 ноября
Прошел аварийный ремонт на СРЗ-82;

1984 год декабрь - 1985 год февраль
Выполнил задачи автономной БС в Атлантическом океане с первым экпажем. Для командира это была третья БС в текущем году - будучи без отпуска, имея приказ о переводе в Москву, он был отправлен на боевую службу, так как никто кроме него не имел допуска к управлению кораблем этого проекта. Через неделю после выхода в море у командира корабля А.Н. Козлова произошел инфаркт миокарда, но он принял решение не сообщать об этом и продолжить БС. Командра ПЛ заменили - молодой командир, вышедший в море для отработки - капитан 2 ранга А.Г. Лашин, и старпом капитан 3 ранга С.Н. Егоров. Через месяц А.Н. Козлов вновь стал сам нести ходовую вахту, а к концу БС почти полностью выздоровел. Радио об инфаркте у командира было передано за двое суток до возвращения в базу, в связи с чем корабль вернули на сутки раньше. БС прошла успешно: командир кап.1р. Козлов А.Н. был представлен к ордену "Красной Звезды", начальник медицинской службы - к медали "За боевые заслуги";

1980 год - 1988 год
С первым экипажем совершено 8 дальних походов, в ходе которых решались задачи БС. Выполнено 5 ракетных стрельб по плану боевой подготовки. За время службы дважды завоевывала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

1989 год
Расформирован 2-ой экипаж;

1990 год 19 апреля
По условиям советско-американского договора «ОСВ-1» исключен из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1990 год 17 сентября - 30 ноября
Утилизация ракет Р-31 путем отстрела (четыре выхода в море). 17.09 произведен пуск первой ракеты, на следующий день - двухракетный залп, но одна ракета не вышла. 29.09 произведен пуск одной ракеты, 30.09 - еще двух, по одной в залпе. 01.10 - по плану трехракетный залп, впервые из 3-й, 2-й и 1-й шахт, однако при срабатывании ПАДа первой ракеты разорвало трубу наддува шахты, в отсек произошел выброс порохового газа, а затем, с выходом ракеты, и воды. Старт второй и третьей ракеты не прошел. 10-11.10 прозведен отстрел 5 ракет, одна не вышла. 30.11, после приведения в порядок отказавших ракет, отстрел еще 3 ракет (по одной отказ - неисправность). Из 16 ракет, предназначенных для утилизации, было успешно выпущено 10, а 6 из-за различных неисправностей были уничтожены на берегу;

1990 год 17 декабря
Убыл на НПО "Звездочка" (г.Северодвнск). Поставлен на прикол в г.Северодвинск;

1997 год 1 августа
Расформирован экипаж;

1997 год - 1998 год
Утилизирован на ПО СРЗ "Звездочка" с формированием реакторного блока. В музей СРЗ "Звездочка" передана закладная доска корабля, ее тактический номер, рында, гюйс и несколько пультов. В дальнейшем блок переведен для временного хранения на плаву в ПДХ "Сайда" (губа Сайда). В дальнейшем после разделки до отноотсечной секции установлен (предположительно) на ПДХ "Сайда (губа Сайда) для долговременного хранения;

2020 год 3 августа
Госкорпорация "Росатом" рассчитывает за восемь лет поднять со дна акватории арктической зоны РФ шесть наиболее радиационно-опасных объектов - затонувшие части ледокола, атомные подводные лодки К-27 и К-159, реакторы с отработанным ядерным топливом (К-11, К-19 и К-140).




командиры первого экипажа (в/ч 70063):


1. Матвеев А.П. (07.1965-09.1969)
2. Бекетов Ю.Ф. (1969-1971), (1971-1973)
3. Головкин А.П. (197?-04.1976-02.1984)
4. Макаров Ю.Н. (02.1984-10.1984)
5. Козлов А.Н. (10.1984-03.1985)
6. Трегубов О.А. (03.1985-01.1987)
7. Пекур А.В. (01.1987-1989)
8. Суднишников Б.В. (1989-1990-1997?)

командиры 139-го экипажа (в/ч .....) и второго экипажа (в/ч 70063-А):


1. Воронов Ю.А. (1968-1972) 139-й экипаж АПЛ (с 1971 - 2-й экипаж)
2. Турыгин В.И. (1972?-1976?)
3. Козлов А.Н. (1976?-1978-1982)
4. Егоров С.В. (198?-07.1988)
5. Курдин И.К. (07.1988-12.1988)
6. Суднишников Б.В. (12.1988-1989)



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Информация с сайта "Ядерные аварии, происшествия и поломки ГЭУ".
7. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Саморуков А.А. "Моя служба на РПКСН К-140", ВТА "Тайфун", №5, 1997г.
9. Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. "Атомная подводная эпопея".
10. Бобрецов А. "Старт государственного значения".
11. Воспоминания членов экипажа.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»