Rambler's Top100 Подводная лодка К-171. Проект 667Б

К-171
проект 667Б




фотография:


Подводная лодка К-171

Фотография с сайта "Русский Подплав".




историческая справка:


1973 год 24 января
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами;

1973 год 6 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Начато формирование первого и второго экипажей на базе 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ;

1973 год октябрь
К 01.11.1973 окончено формирование 1-го экипажа. 2-й экипаж предположительно был сформирован к концу года;

1974 год 4 августа
Спущена на воду (выведена из цеха). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся подводных лодок БелВМБ;

1974 год 10 октября
Поднят Военно-морской флаг;

1974 год 10 октября - 12 ноября
Выполнила программу заводских ходовых испытаний;

1974 год 12 ноября
Второй экипаж КрПЛ К-171 исключен из состава 2-й ФлПЛ КТОФ и убыл на Северный флот (директива ГШ ВМФ №730/1/001231 от 12.11.1974), где был переформирован во второй экипаж КрПЛ К-475;

1974 год 13 ноября - 28 декабря
Выполнила программу государственных ходовых испытаний;

1974 год 29 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй. Ответственный сдатчик - Головцов В.В., сдаточный механик - Кондрашов Ю.В.;

1975 год 23 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 41-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ Краснознаменного Северного флота с базированием на Гремиху (пос.Островной);

1976 год январь - апрель
Группа подводных лодок в составе КрПЛ К-171 под командованием кап.1р. Ломова Э.Д. и КрПЛ К-469 (проект 671, командир - кап.2р. Урезченко В.С., старший на борту - кап.1р. Соколов В.Е.) под общим командованием контр-адмирала Коробова В.К совершла межфлотский переход (21754 мили) с Северного на Тихоокеанский флот южным морским путём через три океана. В Атлантическом океане ПЛ шли в подводном положении на удалении 18 кбт. друг от друга. После пересечения экватора ПЛ разошлись и далее следовали на Камчатку самостоятельно. За успешное выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.05.1976 года кап.1р. Ломову Э.Д. и командиру БЧ-5 инженер-кап.3р. Таптунову Ю.И. присвоены звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда";

1976 год 2 апреля
Прибыла к новому постоянному месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1976 год 5 апреля
Зачислена с 1-м экипажем в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ;

1976 год 7 апреля
2-й экипаж РПК К-447 СФ переименован во 2-й экипаж РПК К-171;

1976 год 6 мая
Перечслена в состав КТОФ (директива ГШ ВМФ № 730/1/00383 от 06.05.1976; директива штаба ТОФ №13/1/00383 от 26.05.1976);

1976 год лето
Со 2-м экипажем КрПЛ К-366 (командир - кап.1р. Береговой Н.Н.) на борту выполнила задачи БД в базе в течении 78 суток;

1976 год 31 августа
2-й экипаж прибыл к месту постоянной дислокации и включен в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ;

1976 год осень
Предположительно выполнила задачи БС;

1976 год 12 декабря
1-й экипаж (командир - кап.1р. Ломова Э.Д.) награжден Вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть". Объявлена лучшей ПЛ 2-й ФлПЛ;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1977 год сентябрь
В начале сентября 2-й экипаж РПК К-171 (командир - кап.1р. Брычков А.Р.) на РПК К-477 успешно выполнил ракетную стрельбу из шахты №12. С возвращением в базу началась погрузка ракеты с ядерной боеголовкой в свободную шахту №12. На борту РПК К-477 находился КД 25-й ДиПЛ контр-адм. Привалов В. В процессе регламентных работ с материальной частью в БЧ-2 были допущены ошибки (человеческий фактор), которые привели к разгерметизация баков ракеты с топливом и окислителем. Создалась угроза взрыва ракеты с ядерной боеголовкой в шахте или ее несанкционированного пуска. Причина - пролив двух компонентов ракетного топлива. Личный состав вывели из отсека. Шахту №12 заполнили забортной водой, но пожар все-таки начался и продолжался с нарастающей силой. Постоянно проводилась прокачка воды. Из Владивостока на Камчатку срочно вылетел первый заместитель командующего КТОФ вице-адм. Спиридонов Э.Н., с прибытием которого на борт аварийный РПК вышел из бухты Крашенинникова и маневрировал в море пытаясь погасить пожар. Маневрирование производилась в Авачинской губе на глубинах 50-60 м. Было очень опасно - мог произойти ядерный взрыв. Пожар продолжался. Продолжалось и напряжение в штабах соединений и объединений Тихоокеанского флота, Главном штабе ВМФ, Генштабе МО СССР, в ЦК КПСС, а также был проинформирован Пентагон на всякий случай. Около суток личный состав боролся за живучесть РПК К-477. 8 сентября взрыв все-таки произошел - взорвалась горящая ракета, а головная часть была взрывом выброшена в море и затонула на глубине 50 м. Ступени предохранения сработали. Место падения ядерной боеголовки было отмечено буйком. РПК К-477 без особых повреждений вернулся в базу. Несколько дней и ночей вице-адм. Спиридонов Э.Н. руководил поиском, подъемом, транспортировкой и захоронением головной части ракеты в спецмогильнике в сопках Камчатки. В поисках и подъеме участвовала СПЛ БС-486 проекта 940 с АПС АС-2 проекта 1837;

1978 год 29 июля
Вечером при обеспечении (старший на борту - командир 25-й ДиПЛ контр-адмирал Привалов) глубоководного погружения РПК К-477 (старший - ЗКФл контр-адмирал Луцкий А.Н.) столкнулась с обеспечиваемой ПЛ. Перед всплытием обе подводные лодки допустили нарушения, которые способствовали их столкновению. РПК К-477 ударился носовой частью о днище РПК К-171 (в район прочно-балластных цистерн), в результате чего обе получили различные повреждения, которые были устранены после постановки в док;

1978 год 27 - 30 декабря
27.12 вышел в море с 1-м экипажем (командир - кап.2р. Бондарчук В, на борту - командующий 2-й ФлПЛ вице-адмирал Громов Б. и НШ 25-й ДиПЛ кап.1р. Ерофеев О.) для производства практической ракетной стрельбы. На выходе из базы, в одном из районов БП, произвели дифферентовку и в надводном положении проследовали в район проведения ракетной стрельбы у о-ва Симушир гряды Курильских островов. 29.12 прибыли в район ракетной стрельбы, произвели повторную дифферентовку, начали готовиться к погружению. В этот момент командованию поступил устный доклад об аварийном происшествии в 7 отсеке , приведшему к гибели троих человек. Выяснилось, что в период приготовления корабля к бою и походу по окончанию пополнения запаса питательной воды с берега старшина команды спецтрюмных м-н Кащук А. не проверил закрытие клапана приёма питательной воды с берега. В результате, при проведении первой дифферентовки забортная вода через открытый клапан поступила в подпиточную ёмкость и раздавила её. Несколько тонн забортной воды поступило в кормовую аппаратную выгородку с неработающим реактором. Пытаясь скрыть происшедшее, командир БЧ-5 Герой Советского Союза кап.2р. Таптунов Ю.И. не доложил командованию корабля о сложившейся ситуации. Находившийся на борту старший от ЭМС 25-й ДиПЛ заместитель начальника ЭМС по живучести кап.3р. Шаров А. вошёл в преступный сговор с командиром БЧ-5 и также не доложил старшим на борту о случившемся. Под руководством командира БЧ-5 личный состав кормовых отсеков вёдрами осушал аппаратную выгородку от забортной воды, передавая их по цепочке в нижнее помещение 8 отсека с последующей откачкой воды за борт. Когда вёдрами уже невозможно было осушить труднодоступные места вокруг ядерного реактора, командир БЧ-5 приказал отключить сигнализацию и запустить реактор на неконтролируемый разогрев для выпаривания воды. В какой-то момент командиру БЧ-5 показалось, что испарение идет слишком медленно. Чтобы лично оценить обстановку в аппаратной выгородке остались командир БЧ-5 кап.2р. Таптунов Ю., заместитель НЭМС 25-й ДиПЛ по живучести кап.3р. Шаров А. и старшина команды спецтрюмных м-н Кащук А., задраив за собой переборочную дверь аппаратной выгородки. В этот момент вода в кессонах вокруг реактора вскипела - произошёл эффект скороварки. Из-за резко возросшего давлением внутри аппаратной выгородки её уже не смогли открыть. Ни вручную, ни ломом снаружи переборочную дверь аппаратной выгородки открыть тоже не смогли, пока командир 7 отсека ст. л-т Черных В. не догадался открыть клинкет сравнивания давления между аппаратной выгородкой и отсеком. Но было поздно. Когда открыли аппаратную выгородку, все трое уже погибли. Только тогда прошёл доклад командиру корабля и вышестоящим начальникам. После доклада на флот и в Москву, ракетную стрельбу отменили. 30.12 крейсер с приспущенным флагом вернулся в базу;

1979 год декабрь - 1980 год январь
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем. В последних числах декабря сложилась аварийная ситуация - до критической отметки упал уровень питательной воды. Причину выясняли три дня всем экипажем. Оказалось, что испаритель работал по замкнутому циклу. Дальнейший поход прошёл без замечаний. По возвращении с боевой службы экипаж сразу попал на флотские учения с практической ракетной стрельбой. По невыясненной причине ракета самоликвидировалась на 54 секунде полёта;

1980 год июль
Участвовал в межфлотских учениях "Север-Восток" с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Бондарчук В.М.). Ракетные подводные крейсера КСФ и КТОФ должны были произвести одновременные пуски ракет соответственно по боевым полям Кура и Халмер-Ю. Ракетная стрельба на КТОФ выполнена на "отлично". РПК КСФ ракетную стрельбу выполнить не смог. На подведении итогов учения Начальник Генеральной Инспекции МО СССР - Заместитель Министра Обороны Маршал Советского Союза Москаленко К.С. лично наградил командира РПК ценным подарком - японским спиннингом с дарственной гравировкой;

1981 год январь - март
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем. В середине декабря сложилась аварийная ситуация - до критической отметки упал уровень питательной воды. Причина - испарители 8-го и 9-го отсека изношены и работали только в ручном режиме и очень низкой производительностью, помпа высокого давления испарителя 8-го отсека выработала свой ресурс и чтобы хоть как-то работала, приходилось её разбирать-собирать по несколько раз в день. В последний день перед выходом на БС помпа была заменена. Крейсер вышел в автономное плавание. При отходе от пирса произошол пожар в десятом отсеке, погорел щит гребного электродвигателя и с этой нисправностью корабль ушел в море. На 21-ые сутки БС - 06.02.1981, произошла разгерметизация работающего реактора (разрыв 1-го контура) и была сыграна аварийная тревога "Радиоционная опасность". Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков были отсечены от всего экипажа реакторным отсеком из-за повышенной радиации в виде аэрозолей. Был введен в работу резервный реактор, аварийный выведен из работы. Повезло, что в аварийных провизионках оказались несколько банок с сухой простоквашей. На шестые сутки в кормовые отсеки была переправлена провизия в дуковских мешках. После введения в работу резервного реактора корабль находился в автономной БС еще больше месяца. За время похода силами личного состава был полностью восстановлен щит гребного электродвигателя 10-го отсека. По приходу командованию было доложено о произошедших авриях. Командование дивизии и флотилии факт радиационной аварии скрыло, представив её как техническую поломку и на 4 года отправили РПК в ремонт, даже не произведя медобследования личного состава. Только в 1993 году факт радиационной аварии был признан;

1981 год 24 августа - 1984 год 29 декабря
Прошел аварийный и средний ремонт на ДВЗ "Звёзда" в пос. Большой Камень (Приморский край). Экипаж на время ремонта подчинен 72-й ОБрСРПЛ ТОФ;

1981 год ноябрь
Второй экипаж РПК К-171 стал вторым экипажем РПК К-530;

1984 год 29 декабря
Подписан приемный акт. Председатель госкомиссии – кап.1р. Лазарев;

1985 года апрель - май
После передачи ПЛ второму экипажу РПК К-512 выполнила отработку курса задач боевой подготовки;

1985 год июнь
Принят ракетный боезапас в бухте Конюшкова;

1985 год 12 июля - 1 октября
Выполнила задачи боевой службы со вторым экипажем РПК К-512 под командованием кап.1р. Сахарова Н.П. в Тихом океане в районе Гавайских островов с возвращением к постоянному месту базирования в бухту Крашенинникова;

1987 год 14 декабря - 1988 год 3 марта
Выполнил задачи БС со вторым экипажем РПК К-530 (командир - кап.1р. Бондарчук В.М.) в районах Тихого океана и в акватории Охотского моря;

1989 год (приблизительно)
Сформирован второй экипаж РПК К-171 (переформирован из другого экипажа?);

1992 год 28 апреля
Переклассифицирован в атомный подводный крейсер стратегического назначения;

1994 год 1 августа
Перечислен в состав 26-й ДиПЛ 3-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);

1995 год 13 февраля
Первый экипаж АПКСН К-171 переформирован во второй экипаж АПКСН К-506. Второй экипаж АПКСН К-171 переформирован в первый экипаж АПКСН К-171;

1995 год 28 марта
Исключен из боевого состава ВМФ. Передан в ОРВИ и в бухте Павловского (г.Фокино) поставлен на прикол в составе 26-й ДиПЛ 3-й ЭскПЛ ТОФ;

1996 год 1 ноября
Переформирован в состав 26-й ДиПЛ ПрФлРС ТОФ;

1999 год 6 октября
Отбуксирован на ФГУП ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень на утилизацию;

2001 год
Утилизирован на ФГУП ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень. 19.03.2001 в торжественной обстановке в музее ФГУП "Дальневосточный завод "Звезда" директору В. Маслакову была вручена закладная доска РПК. Ректорный блок доставлен в бухта Разбойник для временного хранения на плаву;

2014 год
Трехотсечный реакторный блок поднят из воды и доставлен к причалу разделки в бухте Разбойник. В дальнейшем блок разделан до одноотсечной секции и подготовлен к долговременному хранению;

2015 год весна
Реакторный блок установлен для долговременного хранения на стапельном основании в ПДХРО "Устричный" в бухте Разбойник.




командиры первого экипажа (в/ч 56105):


1. Ломов Э.Д. (07.03.1973-01.11.1978)
2. Бондарчук В.М. (01.11.1978-03.03.1987)
3. Гольдибаев В.В. (03.1987-1988)
4. Симинкович В.М. (1988-1995)
5. Исмагилов А.А. (1995-1996)
6. Комаров Ю.Г. (1996-1999)
7. Медведев Н.Г (1999–2001)

командиры второго экипажа (в/ч 56105-А):


1. Темирханов Р.Г. (18.09.1973–1974)
2. Брычков А.Р. (07.04.1976-10.1977)
3. Коротких В.В. (10.1977-11.1981)
4. Беленов С.Н. (1989-1995)

командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-171:


1. Береговой Н.Н. (1976) 2-й экипаж РПК К-366
2. Сахаров Н.П. (1985) 2-й экипаж РПК К-512
3. Бондарчук В.М. (1987-1988) 2-й экипаж РПК К-530



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Фотография с сайта "Русский Подплав".
7. Информация с сайта http://old.vladnews.ru/?current_magazin=948
8. Информация с сайта http://k-530.narod.ru/
9. Информация от ветеранов-подводников.
10. Буклет "35-лет дивизии РПКСН КТОФ".



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2008-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2008-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»