К-171
проект 667Б
фотография:
Фотография с сайта "Русский Подплав".
историческая справка:
1973 год 24 января
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами;
1973 год 6 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Начато формирование первого и второго экипажей на базе 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ;
1973 год октябрь
К 01.11.1973 окончено формирование 1-го экипажа. 2-й экипаж предположительно был сформирован к концу года;
1974 год 4 августа
Спущена на воду (выведена из цеха). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся подводных лодок БелВМБ;
1974 год 10 октября
Поднят Военно-морской флаг;
1974 год 10 октября - 12 ноября
Выполнила программу заводских ходовых испытаний;
1974 год 12 ноября
Второй экипаж КрПЛ К-171 исключен из состава 2-й ФлПЛ КТОФ и убыл на Северный флот (директива ГШ ВМФ №730/1/001231 от 12.11.1974), где был переформирован во второй экипаж КрПЛ К-475;
1974 год 13 ноября - 28 декабря
Выполнила программу государственных ходовых испытаний;
1974 год 29 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй. Ответственный сдатчик - Головцов В.В., сдаточный механик - Кондрашов Ю.В.;
1975 год 23 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 41-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ Краснознаменного Северного флота с базированием на Гремиху (пос.Островной);
1976 год январь - апрель
Группа подводных лодок в составе КрПЛ К-171 под командованием кап.1р. Ломова Э.Д. и КрПЛ К-469 (проект 671, командир -
кап.2р. Урезченко В.С., старший на борту - кап.1р. Соколов В.Е.) под общим командованием контр-адмирала Коробова В.К совершла межфлотский переход (21754 мили) с
Северного на Тихоокеанский флот южным морским путём через три океана. В Атлантическом океане ПЛ шли в подводном положении на удалении 18 кбт. друг от друга. После
пересечения экватора ПЛ разошлись и далее следовали на Камчатку самостоятельно. За успешное выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и отвагу
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.05.1976 года кап.1р. Ломову Э.Д. и командиру БЧ-5 инженер-кап.3р. Таптунову Ю.И. присвоены звания Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда";
1976 год 2 апреля
Прибыла к новому постоянному месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1976 год 5 апреля
Зачислена с 1-м экипажем в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ;
1976 год 7 апреля
2-й экипаж РПК К-447 СФ переименован во 2-й экипаж РПК К-171;
1976 год 6 мая
Перечслена в состав КТОФ (директива ГШ ВМФ № 730/1/00383 от 06.05.1976; директива штаба ТОФ №13/1/00383 от 26.05.1976);
1976 год лето
Со 2-м экипажем КрПЛ К-366 (командир - кап.1р. Береговой Н.Н.) на борту выполнила задачи БД в базе в течении 78 суток;
1976 год 31 августа
2-й экипаж прибыл к месту постоянной дислокации и включен в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ;
1976 год осень
Предположительно выполнила задачи БС;
1976 год 12 декабря
1-й экипаж (командир - кап.1р. Ломова Э.Д.) награжден Вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть". Объявлена лучшей ПЛ 2-й ФлПЛ;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1977 год сентябрь
В начале сентября 2-й экипаж РПК К-171 (командир - кап.1р. Брычков А.Р.) на РПК К-477 успешно выполнил ракетную стрельбу из шахты №12. С возвращением в
базу началась погрузка ракеты с ядерной боеголовкой в свободную шахту №12. На борту РПК К-477 находился КД 25-й ДиПЛ контр-адм. Привалов В. В процессе регламентных работ с
материальной частью в БЧ-2 были допущены ошибки (человеческий фактор), которые привели к разгерметизация баков ракеты с топливом и окислителем. Создалась угроза взрыва ракеты с ядерной боеголовкой
в шахте или ее несанкционированного пуска. Причина - пролив двух компонентов ракетного топлива. Личный состав вывели из отсека. Шахту №12 заполнили забортной водой, но пожар все-таки начался и
продолжался с нарастающей силой. Постоянно проводилась прокачка воды. Из Владивостока на Камчатку срочно вылетел первый заместитель командующего КТОФ вице-адм. Спиридонов Э.Н., с прибытием которого
на борт аварийный РПК вышел из бухты Крашенинникова и маневрировал в море пытаясь погасить пожар. Маневрирование производилась в Авачинской губе на глубинах 50-60 м. Было очень опасно - мог
произойти ядерный взрыв. Пожар продолжался. Продолжалось и напряжение в штабах соединений и объединений Тихоокеанского флота, Главном штабе ВМФ, Генштабе МО СССР, в ЦК КПСС, а также был
проинформирован Пентагон на всякий случай. Около суток личный состав боролся за живучесть РПК К-477. 8 сентября взрыв все-таки произошел - взорвалась горящая ракета, а головная
часть была взрывом выброшена в море и затонула на глубине 50 м. Ступени предохранения сработали. Место падения ядерной боеголовки было отмечено буйком. РПК К-477 без особых повреждений
вернулся в базу. Несколько дней и ночей вице-адм. Спиридонов Э.Н. руководил поиском, подъемом, транспортировкой и захоронением головной части ракеты в спецмогильнике в сопках Камчатки. В поисках и
подъеме участвовала СПЛ БС-486 проекта 940 с АПС АС-2 проекта 1837;
1978 год 29 июля
Вечером при обеспечении (старший на борту - командир 25-й ДиПЛ контр-адмирал Привалов) глубоководного погружения РПК К-477 (старший - ЗКФл контр-адмирал Луцкий А.Н.) столкнулась с
обеспечиваемой ПЛ. Перед всплытием обе подводные лодки допустили нарушения, которые способствовали их столкновению. РПК К-477 ударился носовой частью о днище РПК К-171
(в район прочно-балластных цистерн), в результате чего обе получили различные повреждения, которые были устранены после постановки в док;
1978 год 27 - 30 декабря
27.12 вышел в море с 1-м экипажем (командир - кап.2р. Бондарчук В, на борту - командующий 2-й ФлПЛ вице-адмирал Громов Б. и НШ 25-й ДиПЛ кап.1р. Ерофеев О.) для производства практической ракетной стрельбы.
На выходе из базы, в одном из районов БП, произвели дифферентовку и в надводном положении проследовали в район проведения ракетной стрельбы у о-ва Симушир гряды Курильских островов. 29.12 прибыли в район
ракетной стрельбы, произвели повторную дифферентовку, начали готовиться к погружению. В этот момент командованию поступил устный доклад об аварийном происшествии в 7 отсеке , приведшему к гибели троих человек.
Выяснилось, что в период приготовления корабля к бою и походу по окончанию пополнения запаса питательной воды с берега старшина команды спецтрюмных м-н Кащук А. не проверил закрытие клапана приёма питательной
воды с берега. В результате, при проведении первой дифферентовки забортная вода через открытый клапан поступила в подпиточную ёмкость и раздавила её. Несколько тонн забортной воды поступило в кормовую
аппаратную выгородку с неработающим реактором. Пытаясь скрыть происшедшее, командир БЧ-5 Герой Советского Союза кап.2р. Таптунов Ю.И. не доложил командованию корабля о сложившейся ситуации. Находившийся на
борту старший от ЭМС 25-й ДиПЛ заместитель начальника ЭМС по живучести кап.3р. Шаров А. вошёл в преступный сговор с командиром БЧ-5 и также не доложил старшим на борту о случившемся. Под руководством командира
БЧ-5 личный состав кормовых отсеков вёдрами осушал аппаратную выгородку от забортной воды, передавая их по цепочке в нижнее помещение 8 отсека с последующей откачкой воды за борт. Когда вёдрами уже невозможно
было осушить труднодоступные места вокруг ядерного реактора, командир БЧ-5 приказал отключить сигнализацию и запустить реактор на неконтролируемый разогрев для выпаривания воды. В какой-то момент командиру
БЧ-5 показалось, что испарение идет слишком медленно. Чтобы лично оценить обстановку в аппаратной выгородке остались командир БЧ-5 кап.2р. Таптунов Ю., заместитель НЭМС 25-й ДиПЛ по живучести кап.3р. Шаров А.
и старшина команды спецтрюмных м-н Кащук А., задраив за собой переборочную дверь аппаратной выгородки. В этот момент вода в кессонах вокруг реактора вскипела - произошёл эффект скороварки. Из-за резко возросшего
давлением внутри аппаратной выгородки её уже не смогли открыть. Ни вручную, ни ломом снаружи переборочную дверь аппаратной выгородки открыть тоже не смогли, пока командир 7 отсека ст. л-т Черных В. не догадался
открыть клинкет сравнивания давления между аппаратной выгородкой и отсеком. Но было поздно. Когда открыли аппаратную выгородку, все трое уже погибли. Только тогда прошёл доклад командиру корабля и вышестоящим
начальникам. После доклада на флот и в Москву, ракетную стрельбу отменили. 30.12 крейсер с приспущенным флагом вернулся в базу;
1979 год декабрь - 1980 год январь
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем. В последних числах декабря сложилась аварийная ситуация - до критической отметки упал уровень питательной воды.
Причину выясняли три дня всем экипажем. Оказалось, что испаритель работал по замкнутому циклу. Дальнейший поход прошёл без замечаний. По возвращении с боевой
службы экипаж сразу попал на флотские учения с практической ракетной стрельбой. По невыясненной причине ракета самоликвидировалась на 54 секунде полёта;
1980 год июль
Участвовал в межфлотских учениях "Север-Восток" с первым экипажем на борту (командир - кап.2р. Бондарчук В.М.). Ракетные подводные крейсера КСФ и КТОФ должны были
произвести одновременные пуски ракет соответственно по боевым полям Кура и Халмер-Ю. Ракетная стрельба на КТОФ выполнена на "отлично". РПК КСФ ракетную стрельбу
выполнить не смог. На подведении итогов учения Начальник Генеральной Инспекции МО СССР - Заместитель Министра Обороны Маршал Советского Союза Москаленко К.С. лично
наградил командира РПК ценным подарком - японским спиннингом с дарственной гравировкой;
1981 год январь - март
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем. В середине декабря сложилась аварийная ситуация - до критической отметки упал уровень питательной воды.
Причина - испарители 8-го и 9-го отсека изношены и работали только в ручном режиме и очень низкой производительностью, помпа высокого давления испарителя
8-го отсека выработала свой ресурс и чтобы хоть как-то работала, приходилось её разбирать-собирать по несколько раз в день. В последний день перед выходом
на БС помпа была заменена. Крейсер вышел в автономное плавание. При отходе от пирса произошол пожар в десятом отсеке, погорел щит гребного электродвигателя
и с этой нисправностью корабль ушел в море. На 21-ые сутки БС - 06.02.1981, произошла разгерметизация работающего реактора (разрыв 1-го контура) и была сыграна аварийная тревога "Радиоционная
опасность". Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков были отсечены от всего экипажа реакторным отсеком из-за повышенной радиации в виде аэрозолей. Был введен
в работу резервный реактор, аварийный выведен из работы. Повезло, что в аварийных провизионках оказались несколько банок с сухой простоквашей. На шестые сутки
в кормовые отсеки была переправлена провизия в дуковских мешках. После введения в работу резервного реактора корабль находился в автономной БС еще больше месяца.
За время похода силами личного состава был полностью восстановлен щит гребного электродвигателя 10-го отсека. По приходу командованию было доложено о произошедших
авриях. Командование дивизии и флотилии факт радиационной аварии скрыло, представив её как техническую поломку и на 4 года отправили РПК в ремонт, даже не произведя
медобследования личного состава. Только в 1993 году факт радиационной аварии был признан;
1981 год 24 августа - 1984 год 29 декабря
Прошел аварийный и средний ремонт на ДВЗ "Звёзда" в пос. Большой Камень (Приморский край). Экипаж на время ремонта подчинен 72-й ОБрСРПЛ ТОФ;
1981 год ноябрь
Второй экипаж РПК К-171 стал вторым экипажем РПК К-530;
1984 год 29 декабря
Подписан приемный акт. Председатель госкомиссии – кап.1р. Лазарев;
1985 года апрель - май
После передачи ПЛ второму экипажу РПК К-512 выполнила отработку курса задач боевой подготовки;
1985 год июнь
Принят ракетный боезапас в бухте Конюшкова;
1985 год 12 июля - 1 октября
Выполнила задачи боевой службы со вторым экипажем РПК К-512 под командованием кап.1р. Сахарова Н.П. в Тихом океане в районе Гавайских островов с возвращением
к постоянному месту базирования в бухту Крашенинникова;
1987 год 14 декабря - 1988 год 3 марта
Выполнил задачи БС со вторым экипажем РПК К-530 (командир - кап.1р. Бондарчук В.М.) в районах Тихого океана и в акватории Охотского моря;
1989 год (приблизительно)
Сформирован второй экипаж РПК К-171 (переформирован из другого экипажа?);
1992 год 28 апреля
Переклассифицирован в атомный подводный крейсер стратегического назначения;
1994 год 1 августа
Перечислен в состав 26-й ДиПЛ 3-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);
1995 год 13 февраля
Первый экипаж АПКСН К-171 переформирован во второй экипаж АПКСН К-506. Второй экипаж АПКСН К-171 переформирован в первый экипаж АПКСН К-171;
1995 год 28 марта
Исключен из боевого состава ВМФ. Передан в ОРВИ и в бухте Павловского (г.Фокино) поставлен на прикол в составе 26-й ДиПЛ 3-й ЭскПЛ ТОФ;
1996 год 1 ноября
Переформирован в состав 26-й ДиПЛ ПрФлРС ТОФ;
1999 год 6 октября
Отбуксирован на ФГУП ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень на утилизацию;
2001 год
Утилизирован на ФГУП ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень. 19.03.2001 в торжественной обстановке в музее ФГУП "Дальневосточный завод
"Звезда" директору В. Маслакову была вручена закладная доска РПК. Ректорный блок доставлен в бухта Разбойник для временного хранения на плаву;
2014 год
Трехотсечный реакторный блок поднят из воды и доставлен к причалу разделки в бухте Разбойник. В дальнейшем блок разделан до одноотсечной секции и подготовлен к долговременному хранению;
2015 год весна
Реакторный блок установлен для долговременного хранения на стапельном основании в ПДХРО "Устричный" в бухте Разбойник.
командиры первого экипажа (в/ч 56105):
1. Ломов Э.Д. (07.03.1973-01.11.1978)
2. Бондарчук В.М. (01.11.1978-03.03.1987)
3. Гольдибаев В.В. (03.1987-1988)
4. Симинкович В.М. (1988-1995)
5. Исмагилов А.А. (1995-1996)
6. Комаров Ю.Г. (1996-1999)
7. Медведев Н.Г (1999–2001)
командиры второго экипажа (в/ч 56105-А):
1. Темирханов Р.Г. (18.09.1973–1974)
2. Брычков А.Р. (07.04.1976-10.1977)
3. Коротких В.В. (10.1977-11.1981)
4. Беленов С.Н. (1989-1995)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-171:
1. Береговой Н.Н. (1976) 2-й экипаж РПК К-366
2. Сахаров Н.П. (1985) 2-й экипаж РПК К-512
3. Бондарчук В.М. (1987-1988) 2-й экипаж РПК К-530
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Фотография с сайта "Русский Подплав".
7. Информация с сайта http://old.vladnews.ru/?current_magazin=948
8. Информация с сайта http://k-530.narod.ru/
9. Информация от ветеранов-подводников.
10. Буклет "35-лет дивизии РПКСН КТОФ".
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction
in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.