К-279
проект 667Б
фотография:
РПК "К-279" проекта 667Б (стоит правым бортом к пирсу) в Гремихе.
историческая справка:
1970 год 6 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1970 год 30 марта
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами. Головной корабль проекта;
1971 год 20 декабря
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода;
1972 год 27 декабря
Вступила в строй. За испытания этой лодки впервые в истории подводного флота командиру действующего корабля В.Н. Фролову было присвоено звание контр-адмирала и вручен орден Ленина;
1973 год 22 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Включена в состав 41-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево, Мурманская область). Участвовала в испытаниях комплекса
Д-9, осуществила 6 эксперементальных пусков ракет Р-29;
1973 год
Выполнила задачи первой автономной боевой службы;
1974 год май
В составе дивизии передислоцирована в пос.Островной (Гремиха), вошла в состав 11-й ФлПЛ КСФ;
1974 год
Выполнила задачи боевого дежурства в базе. Стояла с введенной ГЭУ, т.к. в базе еще не было нормального электроснабжения. ЛЭП от Серебрянской ГЭС была введена только весной 1975 года;
1974 год
По итогам года была признана "отличным" кораблём;
1975 год февраль - 2 мая
Выполнила задачи автономной БС со вторым экпажем (командир - кап.1р. Холод В.В.);
1976 год 5 марта - 22 мая
Выполнила задачи автономной БС в Южной Атлантике с первым экпажем (командир - кап.1р. Фролов В.П.);
1976 год
Проходила доковый ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный. Незадолго до этого, герметичность ЦГБ была нарушена. При осмотре в сухом доке выяснилось, что цистерну № 3 продували
при закрытых кингстонах. Автоматика не сработала, и произошёл воздушный взрыв с разрывом лёгкого корпуса;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1977 год июль
Во время инспекции Министерством обороны при выполнении ракетной стрельбы произошел взрыв ракеты. Вины экипажа небыло, это был заводской деффект;
1979 год
Перешел на ГМП "Звёздочка" в г.Северодвинск для среднего ремонта;
1980 год 27 мая - 1982 год 2 февраля
На ГМП "Звёздочка" прошел средний ремонт (ответственный сдатчик Л.Д. Абрамов) и испытания;
1982 год
Экипаж ПЛ выступил инициатором соцсоревнования в ВМФ под девизом "Мирному труду советского народа - надёжную защиту";
1982 год
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Голенков Ю.А.). Находился подо льдом 17 суток;
1982 год 10 ноября
Занесён на Доску Почёта передовых частей и кораблей Министерства обороны СССР;
1982 год 18 декабря - 1983 год 30 мая
Был введен в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы. В замкнутом ледовом пространстве крейсер находился 164 суток, до начала
таяния льдов весной. Смена экипажа была проведена с ледоколов "Пересвет" и "Капитан Николаев" в период с 4 по 7 марта. Первый экипаж (командир - кап.1р.
Журавлев В.А.) провел подо льдом 48 суток, второй экипаж (командир - кап.1р. Голенков Ю.А.) - 61 сутки;
1983 год 19 августа - 20 октября
Выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Журавлев В.А.) в центре моря Баффина. 13.09.1983 в 21.13 на глубине 197 метров при скорости 7 узлов столкнулся с айсбергом,
и с дифферентом 20(45?)гр. на нос провалился на глубину 287 метров. На тот момент ни один навигационный гидрографический справочник мира не давал глубину самых крупных
айсбергов более чем в 160 метров. Повреждение получил торпедный аппарат с ЯБП, торпеда была извлечена и закреплена на палубе в 1 отсеке. Пострадавших не было. РПК
успешно возвратился на базу. Подо льдом находился 47 суток;
1983 год ноябрь - декабрь
Прошел аварийный ремонт с заменой винта на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск;
1984 год май
На погружении погиб матрос (на выходе в море 14-18 мая). Он был из молодого пополнения, вновь прибывшего на корабль, поскольку специальность не знал - был на время
выхода в море поставлен подсобным рабочим на камбуз, и перед погружением выносил пищевые отходы и выбрасывал их через лючок под ракетной палубой. При проверке
надстройки перед погружением старший помощник командира не стал заглядывать к лючку, а только крикнул в надстройку "Все вниз, через 5 минут погружение!",
а матрос (узбек по национальности, плохо говорил по русски) видимо испугался и спрятался. Командир отсека кап.-л-т Савин С.Г. прибыл в отсек с вахты по тревоге чуть
позже, когда крейсер уже начал погружение, доклад о готовности к погружению производил старшина отсека, который думал, что молодой матрос остался на камбузе.
Савин С.Г. сразу доложил об отсутствии матроса, крейсер всплыл, но обнаружить матроса не удалось;
1984 год
Нарушена плотность парогенератора;
1986 год октябрь - декабрь
Второй экипаж (командир - кап.2р. Афанасенков Б.В.) выполнил задачи автономной БС на РПК К-457 . 30-31.10.1986 в Атлантике РПК столкнулся с АПЛ "Огаста" (USS "Augusta", SSN-710, тип "Лос-Анжелес") ВМС США. Предположительно повреждения
для РПК имели незначительный характер и позволили продолжить выполнение задач БС. Американская АПЛ была вынуждена вернуться в Гротон (Groton, США), где прошла ремонт стоимостью 2,7-3,0 миллиона долларов. В декабре РПК при движении в подводном
положении в малоизученном районе Гренландского моря коснулся дна. Повреждения также оказались незначительными. 10.12.1986 при возвращении с боевой службы в Баренцевом море РПК столкнулся с ПСРТ "Калининск" и, получив повреждения легкого корпуса,
встал в аварийный ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный);
1988 год
Второй экипаж (командир - кап.1р. Карамышев А.М.) выполнил задачи БС на РПК К-472. Находился подо льдом 9 суток;
1990 год май
Прибыл на ГП "Звёздочка" в г.Северодвинск для производства среднего ремонта;
1990 год лето
Передан первому экипажу РПК К-447 (командир - кап.1р. Скиба А.В.). Первый экипаж РПК К-447 переформирован в первый экипаж РПК К-279 и наоборот;
1991 год 19 июня
Начало среднего ремонта;
1992 год 14 марта
Из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ. Сдан в ОФИ и поставлен в отстой в акватории порта г.Северодвинск;
1992 год (предположительно)
2-й экипаж расформирован;
1993 год
После вырезки ракетных отсеков корпус перегнали в дивизион отстоя в ожидании дальнейшей утилизации;
2001 год 4 октября
Прошла церемония спуска Андреевского флага и гюйса передача корабля гражданскому экипажу ГМП "Звездочка";
2001 год декабрь - 2002 год
Утилизирован в плавдоке №52 ФГУП "МП "Звёздочка" с формированием трехотсечного реакторного блока, который в дальнейшем был переведен для временного хранения на плаву на ФГУП "СРЗ "Нерпа";
2004 год октябрь
3-х отсечный блок находился в ПД "Паллада". Предположительно разделывался до одноотсечной секции. В дальнейшем (предположительно) переведен в губу Сайда" и поставлен на ПДХ "Сайда" для долговременного хранения.
Экипаж К-279 был удостоен вымпела МО СССР - за мужество и воинскую доблесть при выполнении заданий правительства.
командиры первого экипажа (в/ч 42836):
1. Фролов В.П. (30.06.1970-17.11.1976)
2. Журавлев В.А. (17.11.1976-15.12.1987)
3. Федорин В.М. (11.1987-1990)
4. Крапивка Ю.П. (1990-06.1990)
5. Скиба А.В. (06.1990-1993-199?)
6. Ткачев А.В. (199?-199?)
командиры второго экипажа (в/ч 42836-А):
1. Холод В.В. (23.08.1971-13.04.1976)
2. Лыков Г.Д. (13.04.1976-07.1979)
3. Голенков Ю.А. (07.1979-31.05.1986)
4. Афанасенков Б.В. (03.06.1986-14.04.1987)
5. Карамышев А.М. (14.04.1987-1990)
6. Пашинский К.Ф. (1990-05.1992)
Командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-279:
1. Ржанов О.В. (1984) командир 2-го экипажа РПК К-475
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация с сайта "Северная неделя"
5. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Фотографя и информация с форума сайта gremixa.ru.
8. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
9. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.