Rambler's Top100 Подводная лодка К-447, "Кисловодск". Проект 667Б

К-447, "Кисловодск"

проект 667Б




фотография:


Подводная лодка К-447

АПКСН «К-447» в Кольском заливе
фотография И.Курганова, март 2002 года




историческая справка:


1971 год 5 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1971 год 18 марта
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;

1971 год 14 октября
Сформирован 1-й экипаж, к концу 1972 года прошел обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР) и прибыл на завод для приема подводной лодки;

1972 год (предположительно)
Сформирован 2-й экипаж, к концу 1973 года прошел обучение в 93-й УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1972 год 31 декабря
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся подводных лодок БелВМБ;

1973 год 6 апреля
Первый физический пуск реактора;

1973 год 15 августа
Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1973 год 22 июля - 27 августа
Выполнена программа швартовых испытаний;

1973 год 27 августа - 13 сентября
Выполнена программа ходовых испытаний в Белом море;

1973 год 23 сентября - 5 октября
Выполнена программа государственных испытаний;

1973 год 28 сентября
Принят в состав ВМФ по приказу ГК ВМФ;

1973 год 30 сентября
Подписан приемный акт;

1973 год 5 октября
Зачислена в состав 41-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ Краснознаменного Северного флота с местом базирования на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево, Мурманская область). По другим данным - 28.11.1973;

1973 год 19 октября
Прибыла к постоянному месту базирования;

1974 год 1 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота;

1974 год 22 января
После сдачи курсовых задач 1-й экипаж введен в кампанию;

1974 год 3 апреля
2-й экипаж КрПЛ К-447 прибыл в г.Комсомольск-на-Амуре, был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ и переформирован в 1-й экипаж КрПЛ К-366. 1-й экипаж закончил обучение в 93-м УЦ и был переформирован во 2-й экипаж КрПЛ К-366. Сформированный 2-й экипаж КрПЛ К-366 переформирован во 2-й экипаж КрПЛ К-447;

1974 год апрель - октябрь
Проведение летно-конструкторские испытаний ракетного комплекса и опытовые учения по определению боевых возможностей кораблей 667Б проекта, все задачи выполнены с оценкой «отлично». В апреле при пуске одной из ракет произошел выброс окислителя в 4 отсек;

1974 год 13 мая
В составе дивизии передислоцирована в губу Гремиха (пос.Островной) и перечислена в состав 11-й ФлПЛ КСФ. Участвовала в учениях по маскировке - АПЛ накрывали маскировочной сетью (в первый и последний раз);

1974 год июнь - август
Прошла ремонт в Северодвинске у стенки СМП по системе ГВД со вскрытием обоих корпусов над 7 отсеком с последующим глубоководным погружением в Белом море;

1974 год 18 августа - 19 августа
Участвовала в учениях "Маневр";

1974 год 2 - 3 октября
В 21.00 2.10 и в 6.00 3.10 произведены пуски ракет Р-29 комплекса Д9 на предельную дальность полета из Баренцева моря в район акватории Тихого океана, ограниченного радиусом в 50 морских миль, с центром, имеющим координаты: 36 градусов 03 минуты северной широты и 178 градусов 12 минут западной долготы;

1974 год ноябрь
Всплытие ПЛ при зарытых кингстонах ЦГБ во 2 отсеке с креном примерно в 10 градусов;

1974 год 29 ноября - 1975 год 14 февраля
Совершила первую автономную боевую службу длительностью 78 суток с первым экипажем на борту (комиандир - кап.1р. Каленич П.Н.). 31 декабря в 8 часов утра в Атлантическом океане в подводном положении из-за ошибочного действия при дифферентовке ПЛ была продута кормовая группа ЦГБ. Дифферент на нос по воспоминаниям составил 25 градусов. Положение "спас" прибежавший в ЦП КБЧ-5 - кап.2р. Камакин. Данный случай описан Шаклеиным А.Ф. в воспоминании под названием "Камакин - К-447 Северный флот";

1974 год декабрь
За успешное освоение новой боевой техники государственными наградами награждена часть экипажа;

1975 год май
Первый экипаж прошел межпоходовую подготовку в УЦ в г.Палдисски (Эстонская ССР);

1975 год 28 июня
При стоянке у пирса в базе произошел взрыв воздушно-водородной смеси в АЯ №1. В ночь на воскресенье проводились регламентные работы на НК Тобол с обеспечением бесперебойного питания по постоянному току. Накануне электрики закончили 3-х дневный лечебный цикл зарядки АБ. То есть батареи были полностью заряжены. НК Тобол был запитан "с берега". После 8 утра, когда дежуривший всю ночь на пульте Кама м-н Прасолов отлучился в 5-й отсек на завтрак, это питание с берега кратковременно было отключено и опять включено. В результате на лодке автоматически включился автомат ВБ и пошла перезарядка АБ с выделением водорода при отсутствии принудительной вентиляции аккумуляторных ям. Мгновенно концентрация водорода превысила критические 4 процента, и в 1-ом и во 2-ом отсеках появился специфический запах. Его "унюхал" вахтенный носовых отсеков ст м-с Шигин. Объявили аварийную тревогу, закрыли переборочные двери, загерметизировали АБ и выключили батарейные автоматы. И тут лодку сильно "тряхонуло". Возгорание определили по вспучившемуся покрытию на среднем проходе над АЯ 1-го отсека. Был дан ЛОХ и пожар был ликвидирован. Ущерб был не очень большой: частично сгорели шланги системы СВО и вышел из строя один элемент АБ. Никто не пострадал;

1975 год 8 июля
При переходе в надводном положении в район о.Кильдин в сильный шторм на пульте во 2-ом отсеке выпал сигнал "содержание кислорода в АЯ1 меньше нормы". Вахтенный электрик носовых отсеков м-с Егоров доложил об этом на ПУ КАМА и согласно инструкции ПУАБ-64 включил перемешивание воздуха АЯ и 1-го отсека. Буквально в течение минуты открылась переборочная дверь 1 отсека и вахтенный торпедист сумел только сказать "вахтенный, я задыхаюсь, что ты сделал?". Прибывшие в отсек КЭТД кап.3р. Головченко и НХС кап.л-т Данилян определили, что присутствует запах фреона. Отсек и АЯ провентилировали в атмосферу. Впоследствии определили, что поданный в АЯ при пожаре 28.06.1975 фреон частично растворился в воде, слившейся из сгоревших шлангов СВО в поддон, и "улетучился" в АЯ от сильной качки ПЛ при шторме;

1975 год август - сентябрь
Заделка пробоин ЦГБ обоих бортов в районе 1-2 отсеков с постановкой в сухой крытый док СРЗ-10 в г.Полярный;

1975 год 9 декабря
При стоянке у пирса в базе погиб старшина команды турбинистов Афанасьев В.;

1975 год 11 декабря
Находилась на плановом межпоходовом мероприятии (командир первого экипажа - кап.1р. Каленич П.Н.) - безобмоточном размагничивание корабля (“стояли на бочках”). Около 19 часов налетел ураган. Корабль снялся со швартовых, чтобы выйти в открытое море. При проходе между островами, подводную лодку поочередно накрыли три волны. Одна за одной они прокатились по верхней палубе, где работал личный состав, приводивший в порядок швартовое хозяйство и убиравший концы. Кормовая швартовая команда не пострадала, поскольку ракетная палуба в кормовой части подлодки значительно выше носовой. А вот носовую швартовую команду во главе с офицером смыло за борт за исключением 2 человек. Поднять людей на борт не удалось. Тела 6 подводников были найдены только на следующее утро (лейтенант Сулимов В., матрос Николаев С., ст.2ст. Жарков А., ст.2ст. Барановский Н., матрос Полищук В., ст.матрос Тюрин В.). Медицинская экспертиза установила, что они погибли через 15 минут после того, как оказались за бортом. Члены экипажа утверждают, что им доводилась информация о том, что причиной появления больших волн явился сейсмический толчок в районе Шпицбергена;

1976 год 7 апреля
2-й экипаж РПК К-447 переформирован во 2-й экипаж РПК К-171;

1976 год май
Произведена перегрузка АБ;

1976 год июнь - август(?)
Выполнила задачи боевого дежурства у пирса в базе;

1977 год
Выполнила задачи боевой службы (командир - Яровенко В.Б.);

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1978 год
Прошел текущий ремонт на СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск;

1979 год 7 августа - 23 октября
Выполнил задачи автономной боевой службы со 2-м экипажем РПК К-465 на борту (командир - кап.1р. Батаев В.М.) в Карском море;

1979 год
Участвовал в ракетных стрельбах на приз Главкома ВМФ с рекордным показателем - круговое отклонение 50 м. После дополнительных имитационных стрельб в УЦ Палдиски экипаж получил Приз ГК ВМФ;

1980 год 19 января - 1 февраля
Участвовал в учениях "Прорыв";

1980 год
Выполнил задачи БС приуроченной к "Олимпиаде-80" - выход на БС был осуществлен в день открытия Олимпиады;

1981 год 24 июня - 8 июля
Выполнил поход (командир - кап.1р. Кувертский Л.Р., старший - КДиПЛ кап.1р. Балтин Э.Д.) для стрельбы из высокоширотного района Арктики с проламыванием пакового льда. 3.7 выполнил всплытие и стрельбу двумя практическими БР. Перед стрельбой в 4 отсеке возник пожар, который был оперативно потушен силам личного состава с использованием ВПЛ (участвовали л-т Шершнев И.Н. и ст.м-с Базарбеков С.);

1981 год 15 - 28 августа
Выполнил поход для всплытия с проламыванием пакового льда двух-торпедным залпом боевыми торпедами и всплытием в образованной полынье - впервые в истории ВМФ СССР;

1981 год сентябрь
За успешное выполнение специального задания награжден Вымпел МО СССР «За мужество и воинскую доблесть», многие члены экипажа награждены орденами и медалями, а старшему на борту – командиру 41-й ДиПЛ контр-адм. Балтину Э.Д. и командиру ПЛ – кап.1р. Куверскому Л.Р. Указом Президиума ВС СССР присвоено звание Героя Советского Союза;

1982 год 15 сентября - 1983 год 31 марта
Прошел средний ремонт на СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск;

1983 год
Выполнил задачи автономной боевой службы с первым экипажем (командир - кап.1р. Щербак В.П.) РПК К-450. Находился подо льдом 12 суток;

1983 год с 25 декабря - 1984 год 27 февраля
Выполнил задачи автономной боевой службы в Атлантическом океане (командир - кап.2р. Крыжевский А.А.);

1984 год 28 марта - 4 апреля
Принял участие в командно-штабных учениях "Атлантика-84" под руководством ГК ВМФ с практической ракетной стрельбой. Оценка «отлично» (командир - кап.1р. Крыжевский А.А., старший на борту – КДиПЛ к/а Белов Ю.П.);

1984 год 6 мая – 25 июля
Выполнил задачи автономной боевой службы в Атлантическом океане (командир - кап.1р. Крыжевский А.А.) по плану «Ответные меры» в условиях сильного противолодочного противодействия. Был вынужден применить средства ГПД для отрыва от слежения;

1985 год 1 апреля – 22 мая
Выполнил задачи автономной боевой службы в Северной Атлантике (командир - кап.1р. Крыжевский А.А.);

1985 год 9 ноября – 1986 г. 13 февраля
Выполнил задачи автономной боевой службы в Северной Атлантике (командир - кап.1р. Крыжевский А.А.). Служба была продлена на 10 суток, что создало определенные трудности с питанием, поскольку продовольствие было уже израсходовано в расчете на планируемые сроки возвращения;

1986 год 28 ноября - 1987 год 6 февраля
Выполнил задачи автономной боевой службы в Северном ледовитом океане (командир - кап.1р. Крыжевский А.А.). Подо льдом находились 47 суток;

1982 год - 1988 год
Выполнил 7 автономных БС с основным экипажем (командир - Крыжевский А.А.) и 3 автономные БС с другими экпажами;

1989 год - 1992 год
Прошел средний ремонт на СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск (по другим ошибочным данным с 08.1991 по 01.1993). Ремонт обеспечивал 400-й экипаж АПК СФ;

1990 год лето
Первый экипажу РПК К-447 (командир - кап.1р. Скиба А.В.) принял РПК К-279. Первый экипаж РПК К-447 переформирован в первый экипаж РПК К-279 и наоборот;

1992 год 3 июня
Переклассифицирован в атомный подводный крейсер стратегического назначения;

1993 год 26 - 27 января
Перешел к месту постоянного базирования в губу Гремиха (пос.Островной). Переход через Белое море осуществлялся за ледоколом. В составе каравана следовали К-266 проекта 949А, К-328 проекта 971, К-447 проекта 667Б, а также надводные суда;

1993 год
Второй экипаж АПКСН К-475 переформирован во второй экипаж АПКСН К-447;

1993 год ноябрь
Выполнил торпедную стрельбу (одна практическая торпеда, оценка - "отлично") с экипажем кап.1р. Крапивка Ю.П;

1993 год 14 декабря - 1994 год 14 февраля
Выполнил задачи автономной боевой службы (командир - кап.1р. Крапивка Ю.П., старший - кап.1р. Щеголев В.М.) в Арктическом бассейне;

1994 год февраль - март
Прошел аварийный ремонт представителями СРЗ-10 (г.Полярный) в губе Оленья;

1994 год ноябрь
Выполнил ракетную стрельбу (одной ракетой, немедленно, оценка - "отлично") с экипажем кап.1р. Крапивка Ю.П, старший на борту - ЗКД 41-й ДиПЛ кап.1р. Рубцов С.Н.;

1994 год ноябрь
Выполнил торпедную стрельбу (одна практическая торпеда, оценка - "отлично") с экипажем кап.1р. Крапивка Ю.П;

1994 год
Перечислен в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1994 год ноябрь
По итогам года завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготвке;

1994 год декабрь - 1995 год февраль
Выполнил задачи автономной боевой службы (командир - кап.1р. Крапивка Ю.П.) в Северной Атлантике;

1995 год 3 июля
Совместно с АПКСН К-457 прибыл к новому месту базирования в бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево). перечислен в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ;

1995 год сентябрь
Выполнил ракетную стрельбу (двумя ракетами, немедленно) со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Гудков С.Н., старший - КД 31-й ДиПЛ кап.1р. Симоненко С.В.) Во время стрельбы произошел разрыв трубопровода наддува цистерн кольцевого зазора. Совершил подвиг старшина команды старта мичман Дьячков О.В., который предотвратил развитие аварии при поступлении в отсек ВВД-400 перекрыв ручной запорный клапан системы наддува цистерн кольцевого зазора, прекратив поступление ВВД-400 в отсек. Стрельба не была сорвана, ракеты достигли боевого поля. Профессионализм и самоотверженность мичмана Дьячкова О.В. высоко оценены командованием экипажа и сослуживцами. Командование соединения представило мичмана Дьячкова О.В. к правительственной награде, но оно так и не было удовлетворено;

1995 год октябрь - 30 декабря
Выполнил задачи автономной боевой службы со вторым экипажем (командир - кап.1р. Гудков С.Н., старший - ЗКД 31-й ДиПЛ кап.1р. Назаров В.Н. (Максимов Н.М.?) в Арктическом бассейне;

1996 год 15 июля (август?)
Со вторым экипажем под командованием кап.1р. Гудкова С.Н. впервые в истории ВМФ выполнил совместно с АКПЛ К-407 проекта 667БДРМ боевое упражнение по применению ракетного оружия с одновременным получением приказа Верховного Главнокомандующего - Президента РФ с оценкой "отлично". В этот же день также впервые в ВМФ выполнила повторную в течении одних суток ракетную стрельбу двухракетным залпом. Личному составу экипажа объявлена благодарность от Президента Российской Федерации;

1996 год август
Участвовал в учениях "Заслон";

1996 год октябрь
С первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Евтодьева А.И.) принял участие в тренировке морских стратегических сил под руководством Министра обороны РФ и произвел пуск баллистической ракеты в рамах "Президентской стрельбы" на "отлично";

1997 год апрель
Выполнил торпедную стрельбу (одна практическая торпеда, оценка - "отлично") с экипажем кап.1р. Евтодьева А.И.;

1997 год июль - октябрь
Выполнил задачи автономной боевой службы с первым (по другим данным - со вторым) экипажем на борту (командир - кап.1р. Евтодьев А.И., старший - ЗКД 31-й ДиПЛ кап.1р. Крапивка Ю.П.) в Арктическом бассейне;

1997 год 3 октября
С первым (по другим данным - со вторым) экипажем под командованием кап. 1 ранга Евтодьева А.И. выполнил ракетную стрельбу в честь 50-ти летия КБ им. академика Макеева В.П. Головная часть ракеты "РСМ-40" с контейнером со специальным грузом: юбилейными значками, конвертами, вымпелами приземлилась на боевом поле "Кура" на п-ве Камчатка;

1997 год ноябрь
Выполнил ракетную стрельбу (одной ракетой, немедленно, оценка - "отлично") с экипажем кап.1р. Евтодьевв А.И. (в рамках учения "Кумжа" для слушателей Академии ГШ ВС РФ и премьер-министра РФ Черномырдина В.С.);

1998 год 15 апреля - 8 мая
Выполнил задачи автономной боевой службы со первым экипажем АПК СН К-457 (командир - кап.1р. Сафронов С.Г.) в Арктическом бассейне. Решительное и умелое управление кораблем кап.1р. Сафроновым С.Г., СПК кап.2р. Вознюком В.А и КБЧ-5 кап.2р. Астрейко Н.Н. при возникновении 5.5 аварийной ситуации ракетного оружия (поступление забортной воды в шахту №11), позволило предотвратить развитие аварийной ситуации. Грамотные действия КБЧ-2 кап.3р. Аверина Г.Г., КГС-1 кап.-л-та Кишко О.В., КГС-2 л-та Фахрулина Р.Ф., м-на Гаморина Д.Н., м-на Холманова А.А., матросов Вильданова, Мельникова, Жукова, Кузьмина способствовали успешной ликвидации аварийной ситуации. Корабль прибыл в губу Окольная, где была произведена выгрузка ракеты из аварийной шахты. По итогам работы комиссии расследовавшей причины возникновения и ход ликвидации аварийной ситуации действия личного состава корабля оценены как соответствовавшие сложившейся обстановке и позволившие избежать экологической катастрофы (ракета не разрушена, корабль не получил повреждений, раненых и пораженных в экипаже нет, при схожих обстоятельствах в октябре 1986 года РПК СН К-219 погиб). 8 мая корабль вернулся в пункт постоянного базирования. Весь вышеперечисленный личный состав был представлен к награждению правительственными наградами - награды не получил никто. Резолюция председателя комитета по наградам при администрации Президента РФ: "Личный состав исполнял обязанности по занимаемой должности, оснований для представления НЕТ";

1998 год июль - август
Выполнил ракетную стрельбу (одной ракетой, немедленно, оценка -"отлично") с экипажем кап.1р. Евтодьева А.И., старший - ЗКД 31-й ДиПЛ кап.1р. Крапивка Ю.П.;

1999 год август - октябрь
Выполнил задачи автономной боевой службы со вторым экипажем (командир - кап.1р. Глазкова С.В., старший - НШ 31-й ДиПЛ кап.1р. Сафронов С.Н.) в Арктическом бассейне;

2000 год ноябрь
Экипажем кап.1р. Вознюк В.А. произведена выгрузка полного боекомплекта выслуживших свой срок ракет в губе Окольная;

2000(1999?) год
Решением командования соединения присвоено неофициальное наименование "Кисловодск";

2000 год декабрь - 2001 год апрель
Прошел доковый ремонт в ПД-18 на СРЗ-10 (г.Полярный) с целью продления сроков эксплуатации комплекса ракетного оружия, систем и механизмов корабля;

2001 год
Генеральным конструктором ЦКБ МТ "Рубин" Ковалевым С.Н. по результатам оценки материальной части корабля, его эксплуатационной документации была одобрена эксплуатация крейсера до 31.12.2002. На основании данного экспертного заключения Приказом Командующего Северным флотом был продлен межремонтный срок эксплуатации корабля;

2001 год июнь
Произведена загрузка полного боекомплекта ракет специально доставленных с Тихоокеанского флота в губу Окольная;

2002 год июнь
Расформирован 2-й экипаж;

2002 год август
Совершил последний выход в море в полигоны боевой подготовки. 23.08.2002 совершил последнее погружение-всплытие;

2002 год 1 сентября
В составе ДиПЛ переформирован в состав 12-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1992 год - 2002 год
За период выполнено 7 боевых служб, 7 ракетных стрельб и 4 торпедных стрельбы;

2003 год август
Прибыл на ФГУП "МП "Звездочка" в г.Северодвинск;

2004 год 5 марта
Последним из крейсеров проекта 667Б выведен из боевого состава ВМФ. Передан в ОРВИ для утилизации;

2004 год 30 июня
Расформирован экипаж;

2004 год
Произведена выгрузка ОЯТ;

2004 год - 2005 год
Утилизирован на МП "Звездочка" в г.Северодвинск с формированием трехотсечного ректорного блока, который был оставлен в акватории завода для временного хранения на плаву;

2014 год
Реакторный блок переведен в акваторию СРЗ "Нерпа" филиала АО «Центр Судоремонта «Звездочка» (г.Снежногорск) для разделки до отноотсечной секции;

2015 год весна
Реакторный блок временно хранился на плаву в губе Сайда;

2021 год
Предположительно к этому времени реакторный блок подготовлен и установлен на стапельное основание для долговременного хранения в ПДХ "Сайда" в губе Сайда.

За время в составе ВМФ на РПКСН выполнено 20 боевых служб, 12 боевых дежурств, 20 ракетных стрельб (из них 2 - залповые), 33 торпедные стрельбы (из них 12 залповых, одна из залповых выполнена боевыми торпедами для проламывания льда).




командиры первого экипажа (в/ч 36120):


1. Каленич П.Н. (09.03.1971-27.01.1976)
2. Яровенко В.Б. (27.01.1976-22.09.1977)
3. Куверский Л.Р. (22.09.1977-17.11.1982)
4. Крыжевский А.А. (20.11.1982-03.1988)
5. Скиба А.В (03.1988-06.1990)
6. Крапивка Ю.П. (06.1990-06.1996)
7. Евдотьев А.И. (06.1996-10.1998)
8. Вознюк В.А. (12.1999-09.2003-2004?)

командиры второго экипажа (в/ч 36120-А):


1. Бажанов В.Г. (1972?-04.1974)
2. Брычков А.Р. (26.06.1974-07.04.1976)
3. Гудков С.Н. (01.1993-10.1998)
4. Глазков С.В. (10.1998-06.2000)
5. Бурмистров А.С. (06.2000-30.06.2002)

Командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-447:


1. Козинский А.В. (1978) 1-й экипаж РПК К-472
2. Батаев В.М. (1979) 2-й экипаж РПК К-465
3. Щербак В.П. (1983) 1-й экипаж РПК К-450
4. Фурсов В.М. (1984) 1-й экипаж РПК К-475
5. Голенков Ю.А. (1985) 2-й экипаж РПК К-279
6. Полянский И.Л. (1989-06.1990) 400-й экипаж АПК СФ
7. Русанов П.В. (06.1990-1992) 400-й экипаж АПК СФ
8. Сафронов С.Г. (1998) 1-й экипаж РПК К-457


дополнительная информация:


1. Список погибших 09.12.1975г..
2. Список погибших 11.12.1975г..



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация от ветеранов-подводников соединений КСФ;
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Фотографя и информация с портала "Подводный Флот России".



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2008-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2008-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»