К-457
проект 667Б
фотография:
АПКСН «К-457» в Кольском заливе, сентябрь 1997 года.
Фотография И.Курганова с сайта "Русский Подплав".
историческая справка:
1971 год 31 декабря
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинске как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;
1972 год 11 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ с предназначением в 3-ю ФлПЛ КСФ;
1973 год 25 августа
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода. Экипаж временно подчинен командованию 339-й отдельной бригады строящихся подводных лодок БелВМБ;
1973 год 14 ноября
Торжественно поднят Военно-морской флаг;
1973 год 30 декабря
Вступила в строй;
1974 год 7 февраля
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 41-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ Краснознаменного Северного флота с местом базирования на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево, Мурманская область);
1974 год 19 марта
Переформирована в состав 41-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;
1974 год май
В составе дивизии передислоцирована к постоянному месту базирования в губу Гремиха (пос.Островной);
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1980 год февраль - март
Выполнил задачи БС со 2-м экипажем (командир - кап.1р. Попов Б.А.) в Гренландском море. Выполнил первое проламывание льда для использования ракетного оружия;
1980 год 14 - 19 мая
Со 2-м экипажем (командир - кап.1р. Попов Б.А., старший - КДиПЛ к.а. Фролов В.Н.) выполнил высокоширотный поход и первое проламывание льда для использования ракетного оружия. Выполнил стрельбу двумя БР из полыньи в
высокоширотном районе;
1980 год 6 - 29 сентября
Выполнил задачи специального похода в Арктику с 1-м экипажем (командир - кап.2р. Ефимов В.Н., старший - ЗКД кап.1р. Яровенко В.Б.) с целью проведения натурных испытаний по проламыванию льда корпусом и имитации использования
ракетного оружия;
1981 год 1 октября - 1982 год 17 августа
На СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск прошел средний ремонт. Ответственный сдатчик - Тяпин С.И., сдаточный механик - Глаз П.Н.;
1982 год
2-й экипаж (командир - кап.1р. Попов Б.А.) выполнил задачи БС на РПК К-385. Находился подо льдом 28 суток;
1982 год ноябрь - 1983 год январь
Со 2-м экипажем (командир - кап.1р. Попов Б.А.) выполнил высокоширотный поход, находился подо льдом 47 суток. За 90 суток похода прошел 9312 миль (5952 миль - подо льдом);
1983 год
С 1-м экипажем (командир - кап.1р. Ефимов В.Н.) выполнил задачи БС. Находился подо льдом 20 суток;
1983 год
Награжден вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть";
1986 год октябрь - декабрь
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем РПК К-279 (командир - кап.2р. Афанасенков Б.В.). 20.10.1986 имел место факт столкновения с неизвестным объектом на глубине 134 метра на скорости 4 узла (предположительно с
подводной лодкой, повреждены конструкции надстройки в районе 99-105 шп. на протяжении 7,5 м в корму от 99 шп. с максимальной шириной 1,5 м., незначительно повреждены подвижные листы обтекателей шахт №10 и №12). 30.11.1986 имел место факт столкновения
с неизвестным объектом на глубине 131 метр на скорости 10 узлов (предположительно с подводной лодкой, повреждены конструкции носовой оконечности вплоть до открытого мостика, в основном с правого борта, ограждение рубки и выдвижных устройств).
Считается, что столкновения были с АПЛ "Огаста" (USS "Augusta", SSN-710, тип "Лос-Анжелес") ВМС США, т.к. эта АПЛ была вынуждена вернуться в Гротон (Groton, США), где прошла ремонт стоимостью 2,7-3,0 миллиона долларов. Повреждения для РПК имели
незначительный характер и позволили продолжить выполнение задач БС. В декабре РПК при движении в подводном положении в малоизученном районе Гренландского моря коснулся дна. Повреждения также оказались незначительными. 10.12.1986 при возвращении
с боевой службы в Баренцевом море РПК столкнулся с ПСРТ "Калининск" и, получив повреждения легкого корпуса, встал в аварийный ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный);
1987 год
Выполнил задачи БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Ефимов В.Н.). Находился подо льдом 29 суток;
1987 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;
1988 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Ефимов В.Н.) выполнил задачи БС на РПК К-460. Находился подо льдом 44 суток;
1988 год (?) - 1991 год
На СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск прошел средний ремонт. Ответственный сдатчик - Генин М.И., сдаточный механик - Гладышев В.А.;
1992 год 3 июня
Переклассифицирован в атомный подводный крейсер стратегического назначения;
1993 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;
1994 год
Перечислен в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ СФ;
1995 год 3 июля
Совместно с АПКСН К-447 прибыл к новому месту базирования в бухте Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево). Перечислен в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ;
1997 год 2 сентября
Произвел показательный ракетный пуск в присутствии Министра обороны РФ;
1999 год
Выведен из боевого состава ВМФ и передан в ОРВИ;
2000 год
Предположительно был передан на ФГУП "МП "Звездочка" в г.Северодвинск - требует уточнения;
2001 год
Передан для утилизации на ФГУП "СРЗ "Нерпа" в бухте Кут губы Оленья (г.Снежногорск). Вошел в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;
2002 год январь
Произведена выгрузка активной зоны на ФГУП "СРЗ "Нерпа";
2002 год - 2003 год
Разделана на металл на ФГУП "СРЗ "Нерпа" с формированием трехотсечного реакторного блока, который был поставлен в губе Сайда для временного хранения на плаву. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции
на ФГУП "СРЗ "Нерпа" и доставлен в губу Сайда для временного хранения на плаву;
2013 год 31 октября
Блок поднят с воды для подготовки к долговременному хранению;
2014 год 1 декабря
Окончательно сформирован для долговременного хранени. Обследован после формирования и подготовки к длительному хранению;
2015 год март - апрель
Блок установлен для долговременного хранения на стапельное основание на ПДХ РО "Сайда" (губа Сайда).
командиры первого экипажа (в/ч 63880):
1. Толоконников М.Г. (15.02.1972-22.12.1979)
2. Ефимов В.Н. (22.12.1979-11.1988)
3. Рубцов С.Н. (11.1988-10.1992)
командиры второго экипажа (в/ч 63880-А):
1. Костюченко В.С. (27.06.1973-04.10.1978)
2. Попов Б.А. (04.10.1978-11.11.1984)
3. Котов В.А. (11.11.1984-26.07.1986)
4. Карамышев А.М. (26.07.1986-04.07.1987)
5. Марзоев В.М. (04.07.1987-1988?)
6. Лащенко А.М. (?) (1988?-1989-1991-1992?)
7. Сафронов С.Г. (1991?-10.1992-1999)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-457:
1. Афанасенков Б.В. (1986) 2-й экипаж РПК К-279
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1 ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Фотография с сайта "Русский Подплав"
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
8. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
9. Информация от членов экипажа.г.
10. Сайт госзаказа РФ.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008-2024 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.