Rambler's Top100 Подводный крейсер К-211, "Петропавловск-Камчатский". Проект 667БДР

К-211, "Петропавловск-Камчатский"
проект 667БДР




фотография:


Подводный крейсер К-211

АПКСН К-211 "Петропавловск-Камчатский" проекта 667БДР.
Бухта Крашенинникова.




историческая справка:


1976 год 16 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ;

1976 год
Начало формирования экипажа на 2-й ФлПЛ КТОФ (Директива ГШ ВМФ №730/1/00193 от 16.03.1976). К 01.05.1976 укомплектован офицерами, к 31.12.1976 - мичманами, старшинами и матросами;

1976 год 19 августа
Заложена в цехе №50 на ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск;

1977 год 1 мая
Сформирован 1-й экипаж, отправлен на обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу РПК;

1979 год 13 января
Спущен на воду, входил в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ КСФ;

1979 год 28 сентября
Вступил в строй;

1979 год 17 октября
Включён в состав КСФ, вошел в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на Оленью губу;

1979 год (предположительно)
Сформирован 2-й экипаж;

1980 год
Выполнил задачи БС со вторым экипажем РПК К-487 (командир - кап.1р. Козлов Н.М.);

1980 год
Выполнил задачи БС с первым экипажем РПК К-496 (командир - кап.1р. Омельченко П.С.);

1981 год 23 мая
Столкновение с неизвестной иностранной АПЛ. В одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива АПЛ своей рубкой протаранила кормовую часть РПКСН (командир - кап.1р. Захаров Л.В.), отрабатывающего элементы боевой подготовки. АПЛ в районе столкновения не всплыла. РПКСН всплыл, и своим ходом прибыл в базу. Здесь экипаж ожидала комиссия, состоявшая из специалистов флота, промышленности, науки и проектанта. Комиссия, смоделировав ситуацию маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что АПЛ следила за РПКСН в его кормовых секторах, оставаясь для него в акустической тени. Как только РПКСН изменил курс, АПЛ потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму РПКСН. РПКСН поставили в док, и там при осмотре были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. Согласно большинству отечественных источников указывается, что столкновение было с американской АПЛ типа "Стерджен". В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки АПЛ. Более того, по отдельным деталям комиссии удалось установить, что столкновение произошло именно с американской атомной подводной лодкой класса "Стёрджен", что потом и подтвердилось появлением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой именно этого класса (однако ни в одном источнике не указывается какая именно АПЛ этого типа получила повреждения). Согласно англоязычным источникам, единственное столкновение в этот период произошло у британской АПЛ HMS "Sceptre" (S104) класса "Суифтшюр" (повреждения соответствовали характеру этой аварии);

1981 год
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Ковалёв И.Е.). Подо льдом находился 34 суток;

1982 год весна - лето
Второй экипаж (командир - кап.1р. Ковалёв И.Е.) на РПКСН К-496 выполнил задачи автономной БС. 1.6 из-за конструктивного недостатка парогенераторов типа ПГ-4т, произошла течь 1 контура на неотключаемом участке;

1982 год сентябрь
РПК находившийся в боевом дежурстве с первым экипажем К-424, посетил заместитель начальника Генерального штаба ВС СССР генерал армии Ахромеев С.Ф. с представителями оборонной промышленности;

1982 год 6 октября - 6 декабря
С первым экипажем К-424 (командир - кап.2 р. Берзин А.А., старший на борту - ЗКД кап.1р. В.М. Бусырев) совершил исследовательскую боевую службу с неоднократными всплытиями во льдах в высокоширотных районах Арктики. Во время всплытий (14 раз) отрабатывались нормативы по очистке ракетной палубы от битого льда для проведения предстартовой подготовки и пуска ракет. Был получен огромный опыт ледовых походов, который впоследствии был использован при несении боевой службы другими кораблями;

1983 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Захаров Л.В.). Подо льдом находился 28 суток;

1983 год
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Ковалев И.Е.). Подо льдом находился 51 сутки;

1983 год 13 ноября - 1984 год 12 января
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Захаров Л.В.) в центральной части Северного Ледовитого океана. Подо льдом находился 48 суток, выполнено 7 всплытий с проламыванием льда;

1984 год 21 август - 6 ноября
Выйдя из бухты Ягельная (г.Гаджиево) осуществил трансарктический межфлотский переход (21.8 - 15.9) с первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Захаров Л.В., старший - КДиПЛ контр-адм. Агафонов В.П., а после бухты Провидения - ЗКД 25-й ДиПЛ кап.1р. Платонов Э.Т.) с последующим выполнением задач боевой службы 15.9 - 6.11). На борту находилось штатное оружие. Подо льдом провел 12 суток. Переход производился в охранении АПЛ К-524 "60 лет шефству ВЛКСМ" проекта 671РТМ. 6.11 прибыл в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск). Перечислен в состав КТОФ (есть данные о включении в состав КТОФ 15.09.1982). Зачислен в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ (с 01.09.1998 - 16-я ОпЭскПЛ ТОФ, с 01.06.2003 - 16-я ЭскПЛ ТОФ) с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1984 год
Экипажу был вручен вымпел МО СССР "За мужество и воинскую доблесть;

1985 год
Экипажу было вручено переходящее Красное Знамя Камчатского обкома КПСС;

1986 год
Экипажу было вручено переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ;

1987 год
Экипажу был вручен вымпел ЦК ВЛКСМ;

1988 год
Экипажу было вручено переходящее Красное Знамя Военного совета ТОФ;

1990 год - 1992 год
Прошел ремонт на СРЗ "Звезда" в п.Большой Камень;

1990 год 5 ноября - 1991 год 13 января
2-й экипаж (командир - кап.1р. Шастун В.А.) выполнил задачи боевой службы на РПК К-180 на борту;

1992 год 28 апреля
Отнесен к подклассу АПКСН;

1996 год
Совместно с АПКСН К-223 и К-530 произвел групповую стрельбу БР Р-29Р по береговой цели;

1998 год 15 сентября
Получил наименование "Петропавловск-Камчатский";

2001 год
1-й экипаж на АПКСН К-223 "Подольск", под командованием кап.1р. Дмитриева В.А., выполнил ракетную стрельбу практической ракетой с оценкой "отлично" и завоевал приз ГК ВМФ;

2006 год
В течении года прошел поддерживающий ремонт на ФГУП "ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень. Экипаж на время ремонта входил в состав 72-й ОБрСРПЛ ТОФ;

2007 год 7 августа
Произвел успешный пуск баллистической ракеты с 1-м экипажем РПК К-433 (командир - кап.1р. Кравченко В.И.). Головная часть ракеты поразила полигон Чижа на севере России в расчетное время;

2007 год
Выполнил задачи БС и БД с 1-м экипажем РПК К-433 (командир - кап.1р. Кравченко В.И.);

2008 год (предположительно)
Выведен в резерв. Входил в состав 25-й ДиПЛ 16-й ЭскПЛ группировки войск на Северо-Востоке с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

2008 год 1 декабря
Второй экипаж переформирован в экипаж АПК К-44 "Рязань". Экипаж АПК К-44 "Рязань" переформирован во втрой экипаж АПК К-211 и расформирован;

2010 год
Входил в состав 25-й ДиПЛ 16-й ЭскПЛ группировки войск на Северо-Востоке с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

2010 год 16 ноября
Убыл (на борту 2-й экипажем РПК К-433) на буксире на ОАО "ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень для последующей утилизации. Вошел в состав 72-й ОБрСРПЛ ТОФ;

2010 год 19 ноября
Выведен из боевого состава. За время нахождения в составе ВМФ выполнил 13 ракетных стрельб, 18 автономных походов и 26 боевых дежурств;

2012 год 19 октября
Экипаж АПК К-211 (командир - кап.1р. Немогущий С.В.) на АПК К-433 "Святой Георгий Победоносец", впервые за всю историю ВМФ, во взаимодействии с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» выполнена ракетная стрельба под руководством Президента РФ, особенность которой заключалась в том, что применение ракетного оружия отрабатывалась в составе ядерной триады сил РВСН, МСЯС, ВВС. Весь ход выполнения задачи транслировался Президенту РФ в режиме видеосвязи в реальном масштабе времени на ЦКП ВС РФ. Стрельба была выполнена на оценку «отлично». По результатам стрельбы и итогам боевой подготовки за 2012 г., первый экипаж АПК К-211 награждён переходящим призом главкома ВМФ, переходящим призом командующего флота по тактической подготовке. Первый экипаж К-211 был признан лучшим экипажем АПЛ на ТОФ, а командир экипажа кап.1р. Немогущий С.В. объявлен лучшим командиром АПЛ ТОФ;

2012 год 24 декабря
Командиру экипажа АПКСН "Петропавловск-Камчатский" кап.1р. Немогущему С.В. объявлена благодарность Правительства РФ "За большой вклад в укрепление обороноспособности государства";

2013 год
Находился в отстое на ОАО "ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень в составе 72-й ОБрСРПЛ ТОФ. Согласно директиве Генерального штаба от 01.12.2012г., в ходе организационно-штатных мероприятий первый экипаж расформирован;

2017 год февраль
По сообщению РИА Новости специалисты госкорпорации "Росатом" к 2019 году выгрузят отработавшее ядерное топливо из реакторов и подготовят АПК к содержанию на плаву. Согласно ТЗ, в 2017-2018 годах, среди прочего, предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо из реакторов АПК и передать его на временное хранение на специализированную площадку. Жидкие радиоактивные отходы (РАО), образованные в ходе выполнения работ, должны быть переработаны, а твердые РАО — упакованы в контейнеры, подготовлены к долговременному хранению и размещены в реакторном отсеке утилизируемого АПК, который должен быть подготовлен к содержанию на плаву;

2017 год 28 июля
Наименование "Петропавловск-Камчатский" передано подводной лодке Б-274 проекта 06363;

2018 год декабрь
На ОАО "ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень окончена выгрузка активных зон реакторов;

2019 год
Находился на ОАО "ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень в ожидании утилизации. В СМИ озвучиваются сроки окончания утилизации - до конца 2021 года;

2019 год осень
Переведен в бухту Чажма в акваторию Акционерного общества «30-й судоремонтный завод» (Фокино);

2020 год 30 марта
Акционерное общество «30-й судоремонтный завод» (Фокино) объявило запрос котировок в электронной форме на выполнение работ по демонтажу и освидетельствованию оборудования атомной подводной лодки (зав. №394) проекта 667БДР, содержащего драгоценные металлы и сплавы. Максимальная цена контракта составляет 10,5 млн рублей;

2021 год
Находился в стадии утилизации на территории АО «30-й судоремонтный завод» (Фокино);

2022 год
Предположительно уже утилизирован.




командиры первого экипажа (в/ч 69122):


1. Борисов Б.И. (1976?-1978?) требует уточнения
2. Захаров Л.В. (1978-1988)
3. Рузов С.Ф. (1988-1988) требует уточнения
4. Скворцов В.Б. (1988-199?)
5. Кольцов Н.Д. (198?-199?) требует уточнения
6. Сенько В.К. (1993-2006-2007?)
7. Даняев Д.В. (06.2007-09.2010-2011?)
8. Немогущий С.В. (2010?-2011-2012-2013?)
9. Зубков Д.С. (2013-2013)

командиры второго экипажа (в/ч 69122-А):


1. Ковалев И.Е. (1980-08.1984)
2. Денисенко В.А. (08.1984-1985-198?)
3. Кириллов В.А. (198?-198?)
4. Богданов А.В. (198?-1989-1990?)
5. Шастун В.А. (1989?-1990-1997)
6. Лотарев А.П. (1997-199?)
7. Слугин 0.И. (199?-2001)
8. Дмитриев В.А. (2001-2004?)
9. Серба В.А. (04.2004-06.2007)
10. Назаров 0.В. (2007-2008)

командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-211:


1. Козлов Н.М. (1980) 2-й экипаж РПК К-487
2. Омельченко П.С. (1980) 1-й экипаж РПК К-496
3. Берзин А.А. (1982) 1-й экипаж РПК К-424
4. Кравченко В.И. (2007) 1-й экипаж РПК К-433
5. Нещерет А.А. (2007-2008) экипаж РПК К-223



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
4. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995 гг." (1 глава).
5. Фотография из книги Бережного С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России".
6. Журнал "Власть", № 7(760), 25.02.2008.
7. Середюк П.В. "К-424: корабль и экипаж", Подводный флот, № 10.
8. Информация с сайтов новостных агентств.
9. Воспоминания ветеранов-подводнков КСФ и ТОФ.
10. Буклет "35-лет дивизии РПКСН КТОФ".
11. Буклет "40-лет дивизии РПКСН КТОФ".
12. Комаров М.П. "Подводники уходят под лёд", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022