Rambler's Top100 Подводный крейсер К-490. Проект 667БДР

К-490
проект 667БДР




фотография:


Подводный крейсер К-490

АПКСН К-490 проекта 667БДР в бухте Крашенинникова.
Фотография из архива Истомина В.




историческая справка:


1975 год 6 марта
Заложена в цехе №50 на СМП в г.Северодвинск как КрПЛ;

1975 год 11 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ КСФ;

1977 год 27 января
Спущена на воду;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу РПК;

1977 год
Сформирован второй экипаж;

1977 год июль
На испытательном погружении при достижении 25 метров началось поступление воды в центральном посту. После всплытия была обнаружена причина течи - строители забыли заменить одну из полиэтиленовых заглушек на стальную (для вварыша в прочном корпусе на подволоке третьего отсека);

1977 год 30 сентября
Вступил в строй;

1977 год 29 ноября
Включён в состав КСФ. Вошел в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Оленья;

1978 год 13 апреля
АПЛ К-308 проекта 670 следовала в базу, возвращаясь с боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки, а ограничивался формальными записями в навигационном журнале об утверждении "вероятнейшего места" корабля. В 16 часов 30 минут АПЛ К-308 совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК №3) и штурман определил место лодки по девяти пеленгам с использованием радиомаяков. Невязка составила 12 миль, но ее причины штурман не проанализировал и принял невязку в 4,6 мили. В 16 часов 40 минут АПЛ К-308, продолжая движение со скоростью 12,5 узлов курсом 180°, следовала на 8 миль восточнее намеченного маршрута. Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места. Атомоход продолжал следовать через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПКСН К-490. На нем также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении. Не наблюдая друг друга, лодки сближались со скоростью более десяти узлов каждая, и лишь по счастливой случайности удар оказался скользящим и не привел к катастрофе;

1978 год лето
Произвел ракетную стрельбу с 50-метровой глубины Белого моря на ходу по полигону, расположенному на Камчатке;

1979 год 21 января - 10 апреля
Совместно с РПК К-455 и ОИС "Байкал (на борту находился второй экипаж РПК К-455) совершил групповой трансокеанский межфлотский переход из бухты Ягельная (г.Гаджиево) в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск) через пролив Дрейка (через Атлантический и Тихий океаны) с одновременным выполнением задач боевой службы. На РПК находился походный штаб. Командир отряда - командир 13-й ДиПЛ к-а Павлов А.И. (накодился на РПК К-455). 24.07.1979 за успешное выполнение задания контр-адмиралу Павлову А.И. Указом Президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза, командиры РПК К-455 кап.1р. Толстолыткин И.А. и РПК К-490 кап.1р. Кузнецов В.М. были удостоены ордена Ленина, командиpa второго экипажа РПК К-455 кап.1р. Чефонова И. и командира ОИС «Байкал» кап.3р. Бочинского Г. наградили орденом Красной Звезды;

1979 год 8 марта
Включён в состав КТОФ. Вошел в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на б. Крашенинникова (г.Вилючинск);

1979 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Кузнецова В.М.) занял первое место на соединении;

1980 год
Второй экипаж (командир - кап.1р. Бедердинов В.А.) занял первое место на соединении и в течении 4-х лет удерживал его;

1981 год 19 ноября
Награжден вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть";

1984 год
2-й экипаж (командир - кап.2р. Пухов М.Г.) выполнил задачи подледного патрулирования и выполнил практические стрельбы;

1986 год 16 декабря - 1993 год
Прошел средний ремонт на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень (Приморский край). Экипаж на время ремонта входил в состав 72-й ОБрСРПЛ КТОФ. Предположительно на время ремонта второй экипаж был расформирован или переформирован в другой экипаж;

1992 год 28 апреля
Отнесен к подклассу АПКСН;

1993 год
Возвращен в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ (с 01.09.1998 - 16-я ОпЭскПЛ ТОФ, с 01.06.2003 - 16-я ЭскПЛ) ТОФ;

1993 год
Со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Гониченко А.С., старший на борту - ЗКД кап.1р. Близнюк В.С.) выполнил ракетную стрельбу практической баллистической ракетой на боевой службе с оценкой "отлично". Экипаж завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

2003 год август
Выведен из состава ВМФ и передан в ОРВИ для последующей утилизации. Переведен на СРЗ-49 (ФГУП "Северо-Восточный Ремонтный Центр") и перечислен в состав 203-го ОДнРПЛ ТОФ с базированием на бухту Сельдевая;

2004 год (приблизительно)
Первый экипаж РПК К-490 переформирован во второй экипаж К-433, а второй экипаж РПК К-433 - в первый экипаж РПК К-490. Затем первый экипаж РПК К-490 был расформирован;

2005 год 12 декабря
Расформирован экипаж;

2006 год март
Утилизирован на ФГУП "Северо-Восточный Ремонтный Центр" в г.Вилючинск. Финансирование утилизации АПКСН К-449 и К-490 производилось американской стороной по программе сокращения взаимной угрозы «Нанна–Лугара» (по контракту с DTRA Министерства обороны США). Утилизация АПКСН проекта 667БДР имела ряд особенностей, так как была связана с одновременным выполнением операции «Процедура», этапы которой жестко регламентированы специальными протокольными документами. В связи с тем, что предприятие ранее не выполняло указанных работ, подготовка к утилизации АПКСН К-449 и К-490 производилась в кооперации с проектными организациями, разработавшими необходимую конструкторско-технологическую и организационную документацию: НИПТБ «Онега», ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», ФГУП «ОКБМ» и ФГУП «51 ЦКТИС ВМФ». Сформирован трехотсечный реакторный блок;

2009 год
До решения вопроса о передаче сформированных плавучих реакторных блоков в пункт длительного хранения «ДальРАО» их хранение производилось на акватории предприятия в специально организованном пункте временного содержания;

2017 год
Завершена транспортировка 12-ти трехотсечных блоков реакторных отсеков из Камчатского в Приморский край, в пункт временного хранения реакторных отсеков отделения Фокино ДВЦ "ДальРАО";

2018 год
Продлен на один год срок содержания на плаву и выполнения мероприятий по обеспечению непотопляемости. После этого планируется разделка блока до одноотсечной секции и установка его на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный";

2020 год
Предположительно реакторный отсек уже установлен на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный" для долговременного хранения.




командиры первого экипажа (в/ч 30902):


1. Кузнецов В.М. (1976-1979-198?)
2. Гудимов В.В. (198?-1986-1990?)
3. Гладкий А.А. (1990?-1996?) требует уточнения
4. Исмагилов А.А. (1996-1998-2000?)
5. Коновалов Ю.В. (2000?-2004?) требует уточнения
6. Дмитриев В.А. (2004?-2005)

командиры второго экипажа (в/ч 30902-2):


1. Павленко В.А. (1977-1980)
2. Бедердинов В.А. (1980-1983)
3. Пухов М.Г. (1983-1986)
4. Косицын С.В. (1986-1990-1991?)
5. Гониченко А.С. (1993-1998)
6. Бобков В.А. (1998-2000)
7. Рекиш С.Г. (2000?-10.2001-06.2002)

Командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-490:


1. Косицын В.И. (1984) 2-й экипаж АПК К-433



список источников:


1. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995 гг." (1 глава)
4. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
5. Фотография из книги Бережного С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
6. Середюк П.В. "К-424: корабль и экипаж", Подводный флот № 10.
7. Буклет "35-лет дивизии РПКСН КТОФ".
8. Воспоминания ветеранов подводников КСФ и КТОФ.
9. "Переход К-455 и К-490 с КСФ на КТОФ", статья с сайта НПО "Прикладная гидронавтика".
10. Островский М.Л. "История утилизации АПЛ и судов АТО в ОАО "СВРЦ", "Вопросы утилизации АПЛ", №1 (18), 2009г.
11. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы. Часть 1. (подводные лодки)", Харьков, 1997г.
12. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018