Rambler's Top100 Подводный крейсер К-84,"Екатеринбург". Проект 667БДРМ

К-84, "Екатеринбург"
проект 667БДРМ




фотография:


Подводный крейсер К-84


АПКР "Екатеринбург" проекта 667БДРМ в бухте Ягельная губы Сайда.




историческая справка:


1982 год 17 февраля
Заложен на ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск;

1983 год 19 января
Зачислен в списки кораблей ВМФ как РПКСН;

1984 год 23 сентября
Сформирован 2-й экипаж, 10.1984 - 01.1986 обучался в 93-м УЦ ВМФ г.Палдиски (Эстонская ССР);

1984 год 15 октября
Произведен физический пуск ядерных реакторов;

1985 год 17 марта
Спущен на воду;

1985 год июнь - декабрь
Выполнена программа швартовых, ходовых и государственных испытаний;

1985 год 30 декабря
Вступил в строй. Торжественно поднят Военно-морской флаг. Дата объявлена годовым праздником корабля;

1985 года 31 декабря
Прибыл к постоянному месту базирования в губу Оленья (Мурманск-62);

1986 года 15 февраля
Вошел в состав КСФ, зачислен в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Оленья (Мурманск-62);

1986 года июль - декабрь
Выполнил задачи расширенных акустических испытаний в Белом море со вторым экипажем;

1988 год 1 апреля
На борту ракетоносца побывал Министр обороны СССР генерал армии Дмитрий Язов. Он дал высокую оценку кораблю и действиям экипажа в ходе выполнения боевых служб, которые требовали от военных моряков максимальной концентрации и напряжения сил;

1988 год май - июнь
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Яковлев А.А.). Провел подо льдом 13 суток;

1988 год октябрь - декабрь
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Бакуменко А.Д.). Провел подо льдом 38 суток;

1989 год зима - весна
Выполнил задачи автономной БС с первымм экипажем (командир - кап.1р. Яковлев А.А.). Находился подо льдом 38 суток;

1989 год декабрь
В соответствии с программой "Бегемот" была предпринята, впервые в мире, попытка произвести стрельбу полным ракетным боекомплектом из подводного положения в Белом море. 5 декабря состоялась первая попытка залпа, однако старт второй ракеты в залпе был отменен из-за срыва предстартовой подготовки по причине нештатного наддува баков пяти из шестнадцати набранных в залп ракет. Два дня РПК производил слив окислителя и затем вернулся в г.Северодвинск. Старт обеспечивал второй экипаж (командир - кап.1р. Бакуменко А.Д.). Возможно в неудачном испытании сыграл роль то факт, что вместо штатных ракет Р-29РМ в шахтах были экспериментальные ракеты 3М-37БК для бросковых пусков со штатными двигателями 1-й ступени, которые в августе-сентябре 1989 года были изготовлены и отправлены в Северодвинск. Вторая попытка - 26 декабря так же не состоялась из-за выхода РПК из стартового коридора глубин по причине человеческого фактора. Впоследствии программа испытаний залпа полным боекомплектом, уже как "Бегемот-2", была реализована на однотипном РПКСН К-407;

1990 год весна - лето
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Дыкин С.О.);

1990 год 19 сентября - 29 ноября
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Курдин И.К.). Находился подо льдом 7 суток;

1992 год 21 февраля - 7 апреля
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Курдин И.К.);

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу АПКСН;

1993 год январь
2-й экипаж переформирован во 2-й экипаж АПКСН К-407;

1993 год июль
Перебазирован в составе дивизии на бухту Ягельная губы Сайда (Мурманск-130 - Скалистый - Гаджиево);

1993 год 28 декабря - 1994 год 8 февраля
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем АПКСН К-407 (командир - кап.1р. Курдин И.К.);

1996 год 3 декабря
Прибыл на МП "Звездочка" (г.Северодвинск) для проведения среднего ремонта;

1998 год 24 марта
Начался средний ремонт на МП "Звездочка" (г. Северодвинск). Руководителем работ был назначен Владимир Пантелеев, начальником сдаточного подразделения - Семен Гамбург, а сдаточным механиком - Роман Брандсбург;

1999 год 9 февраля
Приказом ГК ВМФ присвоено почетное наименование "Екатеринбург";

1999 год 23 февраля
Подписан договор об установлении шефских связей с администрацией Екатеринбурга;

2002 год 21 апрель
Выведен из эллинга;

2002 год май
Спущен на воду и поставлен к достроечной набережной;

2002 год август (?)
Перегрузка активной зоны;

2002 год сентябрь
Во время проведения заводских испытаний в акватории Белого моря произошел разрыв клапана ВВД. Пострадал наладчик СПО «Арктика», случайно находившийся рядом. АПКСН прервал испытания и вернулся в г.Северодвинск;

2002 год 30 декабря
Завершена программа первого этапа заводских ходовых испытаний;

2003 год 15 января
Завершен средний ремонт. Подписан акт о приеме корабля от промышленности после среднего ремонта;

2003 год 5 июня - 5 июля
Выполнена программа второго этапа заводских ходовых испытаний;

2003 год 8 июля
Прибыл в основной пункт базирования в бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево) в состав 31-й Краснознаменной ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ;

2003 год 1 сентября
Сформирован 2-й экипаж;

2003 год 5 декабря
С первым экипажем выполнил испытания ракетного комплекса по программе «Синева». Произвел успешную стрельбу в 23.05;

2003 год 26 декабря
С первым экипажем выполнил испытания ракетного комплекса по программе «Синева». Произвел успешную стрельбу;

2004 год 29 июня
С первым экипажем АПКСН «Брянск» под командованием кап.1р. Рачука С.В. выполнил испытания ракетного комплекса по программе «Синева». Произвел успешную стрельбу в 10.25;

2004 год 8 августа
Выполнил испытания ракетного комплекса по программе «Синева». Произвел успешную стрельбу в 09.38;

2004 год 12 ноября
Крейсер освящен по православному обряду;

2005 год август - сентябрь
Выполнил задачи дальнего похода с первым экипажем на борту (командир - кап.1р. Клиженко С.Н., старший - кап.1р. Моисеев А.А.). Участвовал в учениях на Северном флоте под управлением Президента России. В 11.08 17.08 осуществил успешный пуск ракеты по полигону на Камчатке;

2005 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Клиженко С.Н.) завоевал переходящий приз ГК ВМФ "За ракетную стрельбу";

2005 год
За время боевого использования в период 1985-1996 гг. и 2003-2005 гг. совершил 10 боевых служб;

2006 год 26 мая
В 19.50 в Баренцевом море с борта АПКСН осуществлен запуск спутника "Компас-2" ракетой-носителем "Штиль-1Н". Исследовательский спутник был успешно выведен на гелиосинхронную орбиту;

2006 год август - сентябрь
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем АПКСН «Брянск» (командир - кап.1р. Рачук С.В., старший - КД к.а. Воложинский А.О.). В ходе выполнения задач боевой службы в акватории Северного Ледовитого океана, АПКСН 9.9 произвел пуск одной баллистической ракеты по полигону Чижа и 10.9 осуществил всплытие в географической точке Северного Полюса;

2008 год
1-й экипаж объявлен лучшим на СФ;

2009 год 13 - 14 июня
По сообщению РИА "Новости", 13 и 14 июня ВМФ России провел подряд два пуска межконтинентальных баллистических ракет РСМ-54 с АПКСН Северного флота К-84 «Екатеринбург» и К-117 «Брянск». Пуски были проведенны по полигонам Кура (Камчатка) и Чижа (Белое море);

2009 год
1-й экипаж объявлен лучшим на СФ;

2010 год
Находился в боевом составе флота в составе 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево);

2011 год
Переформирован в состав 31-й ДиПЛ Подводных Сил СФ с прежним местом базирования;

2011 год 26 апреля
По сообщению "Интерфакс", с борта крейсера был проведён успешный запуск ракеты "Синева" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск произведен из подводного положения, боевые блоки ракеты прибыли на полигон в установленное время;

2011 год 20 мая
По сообщению "Интерфакс", с борта крейсера был проведён успешный запуск ракеты "Синева" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск произведен из подводного положения, боевые блоки ракеты прибыли на полигон в установленное время. Однако 24 мая Интерфакс сообщил, о том, что Миасский Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени Макеева объявил, что 20 мая был произведен успешный запуск межконтинентальной ракеты "Лайнер";

2011 год 27 июля
По сообщению РИА "Новости", с борта крейсера произведен пуск баллистической ракеты "Синева" из акватории Баренцева моря по камчатскому полигону Кура. "Боевые блоки ракеты прибыли на полигон в установленное время", - сказал представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков;

2011 год 8 декабря
Для проведения текущего ремонта поставлен в ПД № 50 ОАО "82-й судоремонтный завод", расположенного в поселке Росляково г.Североморск (Мурманская обл.);

2011 год 29 декабря
В 16.20 во время проведения огневых работ произошло воспламенение строительных лесов, смонтированных вокруг АПКСН, и возгорание перекинулось на легкий внешний корпус. Быстро ликвидировать пожар не удалось и для того, чтобы срочно ликвидировать возгорание, было принято решение о погружении АПКСН в доке до уровня рубки;

2011 год 30 декабря
Площадь пожара составила 150 квадратных метров. Официальный представитель МО РФ заявил около полуночи, что пожар в плавдоке потушен, однако МЧС РФ спуста два часа сообщило, что пожар был локализован в 01.40 Около 10 часов утра представитель управления информации МЧС РФ сообщил, что пожар на АПКСН до сих пор не потушен. Около в полуденных новостях глава МЧС России Сергей Шойгу объявил о полной ликвидации возгорания на АПКСН. Министр сообщил об этом на заседании комиссии по ликвидации ЧП, передает РИА «Новости». «Пожар полностью ликвидирован. Открытого горения нет», - цитирует агентство слова Шойгу. Ранее министр сказал, что после ликвидации возгорания лодка будет передана представителям Министерства обороны. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий военно-промышленный комплекс, АПКСН будет отремонтирована в течение нескольких месяцев, после чего вернется в боевой состав Северного флота ВМФ ВС России. В результате пожара семеро военнослужащих и двое сотрудников МЧС были госпитализированы с отравлением;

2012 год январь
Переведен в пункт постоянного базирования;

2012 год 3 февраля
Вице-премьер Дмитрий Рогозин оценил ущерб в 500 млн. рублей. Ранее в ОСК сообщали, что ремонт и модернизация АПКСН будет стоить от 600 до 900 млн. рублей. В СМИ также высказывались предположения, что восстановление АПКСН обойдется более чем в 1 мрд. рублей. По словам Рогозина, кроме ремонта, на АПКСН будет проведена модернизация и, таким образом, срок ее службы составит не 3,5 года, а 5-7 лет. Чиновник также сообщил, что по расследованию причин пожара военно-промышленной группой создана специальная группа. Он отметил, что предварительно можно уже говорить о грубом игнорировании действующих правил регламентных работ, которые проводились на АПКСН. По мнению вице-премьера, это и стало причиной пожара. Он отметил, что окончательное решение будет принято после результатов расследования, ведущегося сейчас Следственным комитетом России. Возвращение АПКСН в строй перенесено на 2014 год;

2013 год весна
Прибыл для ремонта на ОАО "ЦС "Звездочка" в г.Северодвинск;

2013 год май - июль
Начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту кап.1р. Вадим Серга сообщил журналистам, что АПКР "Брянск" успешно выполнил задачи дальнего похода и вернулся в базу. Дальний поход был одним из самых продолжительных походов подводников-североморцев в 2013 году. Около трех месяцев ракетный подводный крейсер под командованием кап.1р. Маркова А.С. (экипаж АПКР "Екатеринбург") выполнял поставленные задачи в различных районах Мирового океана, находясь в подводном положении. По итогам дальнего похода ряд подводников будут представлены к награждению государственными наградами;

2013 год 13 декабря
Генеральный директор Центра судоремонта "Звездочка" Владимир Никитин в интервью РИА "Новости" сообщил, что полной замены гидроакустического комплекса крейсера, сильнее всего пострадавшего от огня, не будет. Комплекс будет восстановлен за счет имеющихся в наличии запасных частей и оборудования. "Океанприбор" нашел приемники и излучатели, которые позволили укомплектовать системы, так что нового комплекса не заказывалось. Первоначальные оценки ущерба от пожара на корабле, озвученные в СМИ, оказались чрезвычайно завышенными. Сегодня, говоря о стоимости ремонта "Екатеринбурга", надо понимать, что основной объем затрат составляют плановые ремонтные работы, аналогичные тем, что были выполнены год назад на головном АПКСН "Верхотурье", - подчеркнул гендиректор оборонной верфи;

2014 год 8 мая
В рамках плановой тренировки по управлению Вооруженными силами РФ, которая прошла под руководством Президента РФ Путина В.В., первый экипаж (командир - кап.2р. Семьянских Д.В.) на АПКР БР К-114 "Тула" произвел успешный пуск БР РСМ-54М "Синева" по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря;

2014 год октябрь - ноябрь
Проходила испытания после восстановительного ремонта. По сообщению Интерфакс во время одного из выходов в море на камбузе произошел взрыв котла, в результате чего один из членов экипажа получил серьезную травму ноги, после чего был доставлен в госпиталь;

2014 год 19 декабря
Вступила в строй. Благодаря ремонту, ресурс АПКР БР продлён на 3,5 года;

2014 год 22 декабря
На расширенном заседании Военного совета Военно-Морского Флота России в г.Санкт-Петербург, были названы лучшие подводные лодки, корабли, подразделения, воинские части, тактические группы и соединения, занявшие в 2014 году первые места в состязаниях на приз главнокомандующего ВМФ. Первый экипаж АПКР БР объявлен лучшим в ВМФ в состязаниях экипажей ракетных атомных подводных лодок (в состязаниях по применению ракетного оружия весной 2014 года);

2014 год 23 декабря
Перед переходом к месту постоянного базирования на АПКР БР был проведен обряд освящения митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом и митрополитом Кириллом, специально прибывшим из столицы Урала;

2014 год 30 декабря
Прибыл в пункт постоянного базирования в бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

2015 год 30 октября
По сообщению пресс-службв МО РФ, соединения и воинские части Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Северного и Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии (ВМФ) и дальней авиации (ВКС) провели одновременные пуски баллистических и крылатых ракет в рамках плановой проверки системы управления. АПКР "Брянск", на борту 2-й экипаж АПКР "Екатеринбург" (командир - кап.1р. Зеликов Д.А.) на Северном флоте и АПКР "Подольск" на Тихоокеанском флоте произвели успешные пуски баллистических ракет из акваторий Баренцева и Охотского морей. Требует уточнения о том, какой экипаж был на борту АПКР "Брянск" - возможно экипаж АПКР "Новомосковск" (командир - кап.1р. Паули А.С.). По итогам года за эту стрельбу экипаж на АПКР "Брянск" признан лучшим в ВМФ;

2015 год 12 декабря
В Минобороны сообщили, что экипаж кап.1р. Зеликова Д.А. (командир второго экипажа АПКР БР "Екатеринбург") на АПКР БР "Верхотурье" произвел успешный пуск ракеты "Синева" из назначенного района в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Ракету запустили из подводного положения. "Параметры траектории полета МБР "Синева" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли в заданный район боевого поля Кура на полуострове Камчатке», — сообщает пресс-служба МО РФ. Ракету запускали для проверки надежности морской системы стратегического ядерного сдерживания;

2017 год (предположительно)
Расформирован 2-й экипаж;

2019 год март
Находился в боевом составе флота в составе 31-й ДиПЛ ПС СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево ЗАТО Александровск). В марте в СМИ появилась информация о скором выведении АПКР БР из состава ВМФ;

2021 год апрель
По сообщению Вести.Ру АПКР будет списан в 2022 году. После этого его отправят на утилизацию;

2021 год
Находился в боевом составе флота в составе 31-й ДиПЛ ПС СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево ЗАТО Александровск);

2024 год июнь
Находился в отстое у пирса в пункте постоянного базирования. Крышки шахт ракетного комплекса были уже срезаны.




командиры первого экипажа (в/ч 10435):

1. Яковлев А.А. (1983-1989)
2. Дыкин С.О. (1989-1992)
3. Дохин Н.В. (09.1992-02.1993) ВРИД
4. Сиянов С.Г. (1993-1995)
5. Панков Н.М. (1995-1998)
6. Яковлев Ю.А. (1998-2002)
7. Павловский А.В. (2002-2004)
8. Клиженко С.Н. (08.2004-2006)
9. Наварский А.А. (10.2006-08.2008)
10. Головко К.В. (2008?-2009-2013)
11. Семьянских Д.В. (12.2013-12.2017)
12. Плотников А.В. (2017-202?)


командиры второго экипажа (в/ч 10435-А):

1. Бакуменко А.Д. (1984-1990)
2. Курдин И.К. (1990-1993)
3. Марков А.С. (2003-12.2013)
4. Зеликов Д.А. (12.2013-12.2017)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПКСН К-84:

1. Курдин И.К. (1993-1994) второй экипаж РПК К-407
2. Рачук С.В. (2004, 2006) первый экипаж АПКСН "Брянск"
3. Степаненко И.А. (2010, 2012) первый экипаж АПКСН "Брянск"(?)
4. Петров В.А. (2017) второй экипаж АПКСН "Карелия"



дополнительная информация:


1. Фотография АПКСН К-84 на СРЗ "Звездочка". 2002г.
2. Фотография АПКСН К-84 в Гаджиево. 12.2010г.
3. Фотография АПКСН К-84 во время пожара в ПД-50. 29.12.2011г.



список источников:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Буклет "25 лет. Соединение ракетных подводных крейсеров стратегического назначения".
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Информация с сайта http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2002/04/22/5848
6. Информация с сайта "Северная неделя".
8. Информация с сайта http://www.armor.kiev.ua/army/hist/podlodka.shtml
9. Информация с сайта http://www.rambler.ru
10. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
11. Буклет "Краснознаменная Дивизия подводных лодок стратегического назначения".
12. Информация с сайтов информационных и новостных агентств.
13. Воспоминания ветеранов-подводников.
14. Морской сборник 10.2014.
15. Комаров М.П. "Подводники уходят под лёд", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
16. Спирихин С.А. "Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода №402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
17. Морской сборник 01.2016.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»